Трасса M8 «Холмогоры»: особенности, инфраструктура, плюсы и минусы
Описание и особенности трассы М8 «Холмогоры»: инфраструктура, достопримечательности, преимущества и недостатки. Видео о трассе M8 «Холмогоры».
Уже по названию дороги можно предположить, что на её пути встречается немало холмов да гор. И такая догадка во многом будет верна. А если серьёзно, то M8 – это автотрасса федерального значения протяжённостью 1157 км, соединившая собой Москву и Северодвинск. Ещё во времена правления императора Николая I тракт от Первопрестольной до Ярославля укрыли несколькими слоями щебня, тем самым заложив основу для будущей магистрали. Что же представляют собой «Холмогоры» сегодня – далее в обзоре.
Особенности трассы M8
Для автопутешественников, направляющихся из Москвы на север России, эта дорога стала, можно сказать, главной. По сути, трасса M8 является своего рода продолжением Ярославского шоссе за МКАДом. А ещё она входит в состав двух маршрутов:
- полностью – в E 115;
- от Сергиева Посада до Ярославля – в «Золотое кольцо России».
Популярность «Холмогор» является причиной постоянно высокого трафика на них. Эта трасса огибает некоторые города, встречающиеся на её пути, например, Сергиев Посад, Данилов, Переславль-Залесский. При объезде населённых пунктов длина маршрута, конечно, увеличивается по сравнению с проездом напрямик. Но ограничения на движение грузового транспорта, которого на этом шоссе немало, водителям фур не оставляют выбора.
Пересекает M8 не только возвышенности, но также и реки, среди которых – Волга, Сухона, Вологда, Ледь, Емца, Вель. Кроме того, дорога изобилует видеокамерами, среди которых попадаются и переносные, поэтому скорость лучше не превышать.
Инфраструктура в местах пролегания «Холмогор» довольно хорошо развита, здесь есть немало магазинов и кафе. По дороге от Москвы до Ростова Великого расположено большое количество АЗС, но дальше уже и с ними перебои.
Если путешественники, направляющиеся со стороны Архангельска, будут нуждаться в ночлеге, то лучше им припарковаться где-нибудь в Переславском районе. Ориентировочная цена за номер – от 2000 руб. Гостиницы на участке трассы, ведущем далее до Москвы – явление довольно редкое.
Начало маршрута «Холмогор»
Когда-то M8 считалась короткой, быстрой и хорошо благоустроенной трассой. В принципе, она и сейчас такая, но автолюбители в настоящее время вынуждены тратить больше времени на проезд. Дорога от Москвы до Ярославля почти на всём протяжении асфальтированная, с четырьмя полосами и разделительной лентой. Качество полотна неплохое, но достигается это за счёт ремонтных работ, продолжающихся буквально круглый год.
При этом нередко перекрываются по одной полосе в каждую сторону движения, или даже устанавливается реверсивный режим. Эпицентр возникающей в результате таких обстоятельств пробки постепенно смещался с участка дороги от Москвы до Тарасовки, к Пушкино.
К слову сказать, пробки могут быть не только на выезде из Москвы, но также и на въездах в Ярославль или Вологду. Зато от Сергиева Посада и дальше во Владимирской области можно вволю разогнаться до позволенной скорости.
«По долинам и по взгорьям»
Участок трассы M8, прозванный «Переславскими горками», может доставить автолюбителям немало сложностей. Около 100 км преимущественно двухполосной дороги от границы Владимирской и Ярославской областей до Петровского полны подъёмов, спусков и виражей.
Немного отклонившись от маршрута двухполосной объездной, можно проехаться по Переславль-Залесскому, расположенному на берегу живописнейшего Плещеева озера, которое опоясывает одноимённый национальный парк. Знаменитый Дом Берендея, а также многие другие достопримечательности города привлекают немало туристов, потому здесь бывает сложно найти место для парковки. Кроме того, в ожидании своей очереди на проезд немудрено пропустить два или три зелёных сигнала светофора.
Виды из окна автомобиля, проезжающего по участку M8, относящемуся к Ярославской области, не остаются постоянными надолго. С архитектурой и зелёными насаждениями постепенно происходят перемены. Иногда едва заметные, а порой – довольно радикальные. Поговаривают, что когда-то здесь даже старинные деревянные дома сжигали, чтобы освободить место для новостроев.
И всё же винтажные строения с резными ставнями нередко встречаются на пути «Холмогор» до Ростова Великого, а дальше – их ещё больше. Настоящие музеи деревянного зодчества! Здесь всё так и осталось, как и было сто лет назад, если не считать металлочерепицу на крыше, пластиковые окна или сайдинговую обшивку дома.
Раскинувшийся вдоль трассы лес во многих местах обнесён забором, препятствующим выходить на дорогу диким животным. Хотя во Вологодской области лоси гуляют по M8 чуть ли не стадами, вынуждая автомобилистов дожидаться, когда сохатые освободят проезд.
В посёлке Говырино Ярославской области можно встретить танк Т-34 на постаменте. Далее по трассе, ближе к Ростову, что не на Дону, а у озера Неро, находятся пара деревушек, жители которых торгуют самыми разнообразными товарами – от берёзовых банных веников до ягод, солений, копчёной рыбы и свежих овощей. Впрочем, приобретать что-либо из консервации, а тем более грибы, на таких точках не рекомендуется.
Проезд через Ярославль при отсутствии «стоячих» пробок может занять от 30 минут до часа. Дорога, идущая от этого города, имеет всего две полосы, но и трафик здесь не такой уж и большой.
Вологодские «Холмогоры»
Миновав табличку с надписью «Сопелкино», рекомендуется сбросить скорость. Эта неприметная деревенька расположена внизу горы, и там же скрывается фотокамера. Чуть что – штраф обеспечен. Но участок трассы M8, проходящий по Вологодской области, несёт в себе и положительные моменты в виде площадок для отдыха со столами, скамейками и контейнерами для мусора.
Проезжая уже через областной центр, стоит потратить час-другой на Вологодский Кремль – древний архитектурный ансамбль крепости, основанной ещё по приказу Ивана Грозного. Кремлёвская площадь тоже заслуживает внимания. А с колокольни открывается потрясающая панорама!
По выезду из Вологды трасса становится совсем пустынной. Вдоль дороги – лес да редкие деревушки в три дома. Автомобилей и тех немного, иногда едешь буквально в гордом одиночестве. В конце деревни Сямжа расположена автозаправка, там же можно выпить кофе или перекусить.
Наверное, мало кому из автолюбителей известно, что родина Деда Мороза – это город Великий Устюг, что в Вологодской области. Но до этого населённого пункта от M8, если верить придорожному указателю, 377 км.
Трасса M8 в Поморье
Ну, а после Вологодской области, в районе 700 километра шоссе «Холмогоры» приводит путешественников в Архангельскую. В зимнюю пору дорогу в районе Вельска сопровождает лес удивительной красоты. Впрочем, здешняя северная природа прекрасна и в другие сезоны. За Вельском начинается довольно извилистая дорога, с крутыми поворотами.
На участке M8, пролегающем по Архангельской области, нередко встречаются большие лесовозы, гружёные брёвнами. По пути «Холмогор» стоит немало старинных усадеб, при возведении которых применялись такие стройматериалы. А может, и сейчас применяются. Район здесь лесистый, и деревообработка играет важную роль в экономике Поморья.
Доехав до деревни Шипуновская, путешественник может продолжить путь по одному из двух основных направлений:
- дальше по «Холмогорам» в Архангельск;
- повернуть на Шенкурск.
При выборе второго варианта через три километра пути перед автолюбителем предстанет река Вага, понтонный мост через которую ведёт в старинный Шенкурск. Это северный провинциальный городок посреди соснового бора, с двухэтажными деревянными домами и аэропортом.
В местах пролегания трассы M8 по Шенкурскому району встречаются великолепные хвойные опушки. Неподалёку на моховой «перине» устроились добротные боровички, а на здешних болотах произрастают ягоды, традиционные для севера – морошка и голубика.
На подъезде к Архангельску водителей встречает, как и положено, образ Архангела Михаила, установленный на месте, в простонародье называемом «Развилка». Если здесь свернуть с M8 направо, то можно приехать в посёлок… Холмогоры! Именно оттуда в своё время знаменитый учёный Михаил Ломоносов отправился в Москву на обозе. Потому трассу так и назвали.
По пути к столице Поморья шоссе продолжает оправдывать своё название – пригорков здесь хватает. Также достаточно участков с запретом обгона. Пересекать сплошную не рекомендуется, даже если кажется, что кругом один лес.
Сам Архангельск расположен на берегу Северной Двины, дальнем для трассы M8. Но в город с «Холмогор» можно попасть по двум разводным мостам:
- первый – автомобильный, приводящий автолюбителей к объездной дороге;
- второй — автомобильный и железнодорожный, ведущий к центру Архангельска.
А шоссе «Холмогоры» обходит Архангельск стороной и заканчивается в Северодвинске.
Преимущества и недостатки трассы M8
Плюсы трассы «Холмогоры»:
- относительно неплохое качество покрытия;
- богатая инфраструктура;
- бесплатная;
- много достопримечательностей;
- живописные виды.
Недостатки «Холмогор»:
- пробки вблизи крупных городов;
- сложности передвижения из-за ремонта дороги;
- много крутых поворотов;
- значительная часть трассы имеет всего две полосы движения;
- на некоторых участках отсутствует сотовая связь.
Заключение
Безусловно, трасса «Холмогоры» рекомендуется к использованию. Тем более, что особой альтернативы ей нет. Дорога живёт по своим правилам, то разрушается, то ремонтируется. Кроме того, желающим построить усадьбу из брёвен можно посоветовать отправиться за идеями для проекта такого дома как раз на M8.
Видео о трассе M8 «Холмогоры»:
Описание и особенности трассы М8 «Холмогоры»: инфраструктура, достопримечательности, преимущества и недостатки. Видео о трассе M8 «Холмогоры».
||list|
- Особенности трассы M8
- Начало маршрута «Холмогор»
- «По долинам и по взгорьям»
- Вологодские «Холмогоры»
- Трасса M8 в Поморье
- Преимущества и недостатки трассы М8
- Видео о трассе M8 «Холмогоры»
||rss|Уже по названию дороги можно предположить, что на её пути встречается немало холмов да гор. И такая догадка во многом будет верна. А если серьёзно, то M8 – это автотрасса федерального значения протяжённостью 1157 км, соединившая собой Москву и Северодвинск. Ещё во времена правления императора Николая I тракт от Первопрестольной до Ярославля укрыли несколькими слоями щебня, тем самым заложив основу для будущей магистрали. Что же представляют собой «Холмогоры» сегодня – далее в обзоре.__NEWL__Особенности трассы M8__NEWL__Для автопутешественников, направляющихся из Москвы на север России, эта дорога стала, можно сказать, главной. По сути, трасса M8 является своего рода продолжением Ярославского шоссе за МКАДом. А ещё она входит в состав двух маршрутов:__NEWL__полностью – в E 115;__NEWL__от Сергиева Посада до Ярославля – в «Золотое кольцо России».__NEWL__Популярность «Холмогор» является причиной постоянно высокого трафика на них. Эта трасса огибает некоторые города, встречающиеся на её пути, например, Сергиев Посад, Данилов, Переславль-Залесский. При объезде населённых пунктов длина маршрута, конечно, увеличивается по сравнению с проездом напрямик. Но ограничения на движение грузового транспорта, которого на этом шоссе немало, водителям фур не оставляют выбора.__NEWL__Пересекает M8 не только возвышенности, но также и реки, среди которых – Волга, Сухона, Вологда, Ледь, Емца, Вель. Кроме того, дорога изобилует видеокамерами, среди которых попадаются и переносные, поэтому скорость лучше не превышать.__NEWL__Инфраструктура в местах пролегания «Холмогор» довольно хорошо развита, здесь есть немало магазинов и кафе. По дороге от Москвы до Ростова Великого расположено большое количество АЗС, но дальше уже и с ними перебои.__NEWL__Если путешественники, направляющиеся со стороны Архангельска, будут нуждаться в ночлеге, то лучше им припарковаться где-нибудь в Переславском районе. Ориентировочная цена за номер – от 2000 руб. Гостиницы на участке трассы, ведущем далее до Москвы – явление довольно редкое.__NEWL__Начало маршрута «Холмогор»__NEWL__Когда-то M8 считалась короткой, быстрой и хорошо благоустроенной трассой. В принципе, она и сейчас такая, но автолюбители в настоящее время вынуждены тратить больше времени на проезд. Дорога от Москвы до Ярославля почти на всём протяжении асфальтированная, с четырьмя полосами и разделительной лентой. Качество полотна неплохое, но достигается это за счёт ремонтных работ, продолжающихся буквально круглый год.__NEWL__При этом нередко перекрываются по одной полосе в каждую сторону движения, или даже устанавливается реверсивный режим. Эпицентр возникающей в результате таких обстоятельств пробки постепенно смещался с участка дороги от Москвы до Тарасовки, к Пушкино.__NEWL__К слову сказать, пробки могут быть не только на выезде из Москвы, но также и на въездах в Ярославль или Вологду. Зато от Сергиева Посада и дальше во Владимирской области можно вволю разогнаться до позволенной скорости.__NEWL__«По долинам и по взгорьям»__NEWL__Участок трассы M8, прозванный «Переславскими горками», может доставить автолюбителям немало сложностей. Около 100 км преимущественно двухполосной дороги от границы Владимирской и Ярославской областей до Петровского полны подъёмов, спусков и виражей.__NEWL__Обгон по встречной полосе практикуется автомобилистами на «Холмогорах» нередко, но на этом участке осуществить такой манёвр будет весьма затруднительно. Во-первых, это слишком рискованно, во-вторых – во многих местах на дороге нанесена сплошная разделительная линия. Потому проезжающие здесь фуры могут существенно увеличить время пути затесавшегося среди них легкового автомобиля.__NEWL__Немного отклонившись от маршрута двухполосной объездной, можно проехаться по Переславль-Залесскому, расположенному на берегу живописнейшего Плещеева озера, которое опоясывает одноимённый национальный парк. Знаменитый Дом Берендея, а также многие другие достопримечательности города привлекают немало туристов, потому здесь бывает сложно найти место для парковки. Кроме того, в ожидании своей очереди на проезд немудрено пропустить два или три зелёных сигнала светофора.__NEWL__Виды из окна автомобиля, проезжающего по участку M8, относящемуся к Ярославской области, не остаются постоянными надолго. С архитектурой и зелёными насаждениями постепенно происходят перемены. Иногда едва заметные, а порой – довольно радикальные. Поговаривают, что когда-то здесь даже старинные деревянные дома сжигали, чтобы освободить место для новостроев.__NEWL__И всё же винтажные строения с резными ставнями нередко встречаются на пути «Холмогор» до Ростова Великого, а дальше – их ещё больше. Настоящие музеи деревянного зодчества! Здесь всё так и осталось, как и было сто лет назад, если не считать металлочерепицу на крыше, пластиковые окна или сайдинговую обшивку дома.__NEWL__Раскинувшийся вдоль трассы лес во многих местах обнесён забором, препятствующим выходить на дорогу диким животным. Хотя во Вологодской области лоси гуляют по M8 чуть ли не стадами, вынуждая автомобилистов дожидаться, когда сохатые освободят проезд.__NEWL__В посёлке Говырино Ярославской области можно встретить танк Т-34 на постаменте. Далее по трассе, ближе к Ростову, что не на Дону, а у озера Неро, находятся пара деревушек, жители которых торгуют самыми разнообразными товарами – от берёзовых банных веников до ягод, солений, копчёной рыбы и свежих овощей. Впрочем, приобретать что-либо из консервации, а тем более грибы, на таких точках не рекомендуется.__NEWL__Проезд через Ярославль при отсутствии «стоячих» пробок может занять от 30 минут до часа. Дорога, идущая от этого города, имеет всего две полосы, но и трафик здесь не такой уж и большой.