Автоновости России

Должны ли киногерои соблюдать ПДД?

Должны ли киногерои соблюдать ПДД?Статья о соблюдении и несоблюдении в кино ПДД — должны ли киногерои соблюдать правила дорожного движения, доводы «за» и «против». В конце статьи — видео о 25 фильмах про гонки и машины.Статья о соблюдении и несоблюдении в кино ПДД — должны ли киногерои соблюдать правила дорожного движения, доводы «за» и «против». В конце статьи — видео о 25 фильмах про гонки и машины.

Должны ли киногерои соблюдать ПДД?

Содержание статьи:


Российское правительство всерьез обратило свое внимание на нравственные аспекты современного кинематографа. В поле зрения Госдумы попали вопиющие факты нарушения ПДД, зачастую демонстрируемые в фильмах. Речь идет не о погонях, приукрашенных спецэффектами, чего в реальной жизни не встретишь, а именно о банальных ситуациях, когда герои не пристегиваются ремнем безопасности, садясь в автомобиль, или перевозят детей не в специальных креслах.

Совет Федераций и депутаты Госдумы уже активно выступили за составление перечня рекомендаций создателям фильмов, разработать которые поручено Министерству культуры при содействии МВД. Секретарь первого вице-премьера Игоря Шувалова акцентировал внимание, что ожидаемый документ будет носить рекомендательный характер. Однако в СМИ уже просочилась информация о том, что не исключается вариант запрета тех кинофильмов, которые будут «пропагандировать» ПДД.

Сказка – ложь, да в ней намек

Действительно, в российском кино не являются редкостью совершенно бытовые ситуации, когда герой едет на работу, на свидание, на встречу и при этом не пристегивает ремень, говорит по телефону, не используя гарнитуру, и не следит за элементарными дорожными знаками. И такие кадры можно увидеть намного чаще, чем в фильмах американских или европейских.

Не секрет, что увиденное на экране, в том числе и поведение героев, оказывает влияние на поступки зрителей. Хотя этот эффект наиболее ярко проявляется у детей, не чужд он и взрослым людям.


Кого-то фильм стимулирует сменить образ жизни, кого-то – свой имидж, а кого-то — к нарушению правопорядка. Например, после просмотра киноэпопеи «Форсаж» сотрудники ГИБДД отмечали многократное увеличение уличных гонок и просто опасного вождения на улицах, приводящего к травматизму.

Получается, что не так уж неправа была цензура советских времен, которая строго подгоняла кинематограф, музыку, литературу под нравственные догмы. Таким образом власти спасали и душевное, и физическое здоровье своих граждан.

Ответственный Голливуд

А вот в США подобная цензура действует уже давно, внимательно отслеживая сюжеты фильмов и поведение героев. В 1995 году даже была создана особая правительственная комиссия, в чьи задачи входит наблюдение за выпускаемой кинокомпаниями продукцией и предотвращение детского травматизма. Основанием для организации такого подразделения был анализ поведения киноперсонажей, которые не надевали шлемы во время езды на мотоциклах и велосипедах, не пристегивались за рулем и совершали прочие нарушения.

Результаты данного исследования вылились в соответствующие рекомендации продюсерам, которые должны тщательнее прописывать поведение своих героев. То есть, уже 20 лет назад американцы реализовали то, что предлагают сейчас российские власти.

Однако доклад, озвученный в 2009 году в Центре по контролю и профилактике заболеваний и травматизма, находящемся в американском городе Атланта, показал низкую результативность примененных мер. Даже несмотря на цензуру, за 5 лет кинематографической деятельности, с 2003 по 2007 годы, только половина героев, водителей и пассажиров пристегивались во время поездки, а мотоциклисты и велосипедисты носили шлемы в 25% случаев.

Джон Эрик Тонгрен, врач-эпидемиолог, составивший данное исследование, считает травматизм главной причиной детской смертности. Он изучил почти семь десятков фильмов, чьей аудиторией преимущественно выступают дети и подростки. В работу не принимались фантастические ленты или анимационные фильмы, только простые, реалистичные сценарии, в том числе комедии, приключения, драмы и семейное кино.

Проводившие исследование специалисты особо обращали внимание на такие сцены, где люди в ходе определенных действий в настоящей жизни получили бы очень серьезные травмы, некоторые – опасные для жизни. Однако создатели фильмов «награждали» своих героев всего лишь легкими ушибами.

С одной стороны, это всего лишь кино, где каждая история является вымыслом. Но с другой, такая недостоверность притупляет у юных зрителей чувство опасности и инстинкт самосохранения, а иногда – разжигает желание повторить тот или иной трюк. Ведь экранному же герою ничего не было за это, — оправдается ребенок.


Директор программы профилактики детского травматизма в одной из американских больниц доктор Барбара Гейнс уверена, что сцены падения с большой высоты, выпрыгивания из движущего автомобиля, после которых герои лишь отряхивают пыль и идут дальше, крайне негативно влияют на детей. Они воспринимают происходящее на экране слишком буквально и как нечто легко воплощаемое в жизни.

Эффект супергероя

Должны ли киногерои соблюдать ПДД?

Правомерность опасений и доктора Тонгрена, и доктора Гейнс может подтвердить наглядный пример 40-х годов, когда в свет вышел самый первый фильм о Тарзане. Он сразу стал кумиром детворы всего мира, которые мечтали повторить его трюки и подвиги. Вслед за просмотром киноленты во всех странах стремительно вырос уровень детского травматизма, так как каждый ребенок хотя бы раз попробовал перепрыгнуть с дерева на дерево, раскачаться на люстре или привязать веревку к балкону.

Последние статистические данные внушают определенный оптимизм: даже при современном уровне спецэффектов и количестве блокбастеров киногерои почти в два раза стали более аккуратными и ответственными. Но врачи все равно считают этот показатель недостаточным для благополучия детей.

Лишь в 35% из всех выходящих на экраны фильмов пешеходы пересекают дороги по переходам или на разрешающий свет светофора. Еще в 35% лент маленькие дети находятся в автомобиле на переднем сидении рядом с водителем, к тому же не всегда пристегнутые. В условиях реальной жизни такой безответственный родитель получил бы нешуточный штраф.

Не кнутом, а пряником

Вячеслав Лысаков, первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, назвал журналистам РИА Новости исключение опасных сцен из кинематографа вполне обоснованными. Он уверен, что в отличие от карательных действий такой запрет будет иметь огромное значение с точки зрения социального влияния на общество. Сейчас принято воздействовать на людей методом воспитательной пропаганды, ненавязчивого убеждения, развития правильных стереотипов. Лысаков особенно обращает внимание на голливудскую практику, в чьих фильмах сейчас даже преступники пристегиваются, садясь в автомобиль. В российском же кинематографе этого простого действия не выполняет практически никто и никогда.

Если сценаристы и продюсеры считают, что «законопослушное» поведение испортит образ отрицательного героя, они ошибаются. Факт использования персонажем телефонной гарнитуры во время поездки не изменит общую сюжетную линию, зато польза для зрителей будет очень ощутимая.

Комитет по обороне и безопасности в лице Франца Клинцевича уже выразил свою активную позицию за запрет сознательных нарушений правил дорожного движения, не обоснованных экстремальной ситуацией в фильме. Он предлагает оформить рекомендации документально и юридически корректно, чтобы они не показались несерьезными кинематографистам. Клинцевич уверен, что телевидение и кино обладает способность буквально кодировать людей на определенное поведение (вспомните «Заводной апельсин»), как хорошее, так и плохое. Поэтому незачем специально учить людей пренебрегать безопасностью и общепринятыми правилами.

Если же по сценарию никак нельзя избежать определенного поведения героя, которое выходит за рамки закона, даже эту сцену можно грамотно обыграть. Например, спутник героя может намекнуть на необходимость застегнуть ремень или же в кадр следует вписать сотрудника ГИБДД, который укажет на опасное для жизни поведение. Любой даже второстепенный персонаж в данной ситуации послужит своеобразной предостерегающей надписью на пачке сигарет, говорящей о вреде здоровью.

Критика инициативы

Молодой режиссер Борис Хлебников, автор фильмов «Коктебель» и «Долгая счастливая жизнь», уже высказался против подобных рекомендаций, пусть даже они и не будут иметь приказного характера. В своем интервью для «Газета.Ru» он заявил, что рано или поздно любая просьба от правительства нашей страны все равно перейдет в категорический запрет.

Хлебников считает, что уже и так современный кинематограф максимально далек от реальной жизни – не показывает курящих людей и употребляющих алкоголь даже в малых количествах, запрещает показывать наркоманию. Если государство, МВД, ГИБДД будут вмешиваться в съемочный процесс, кино вообще потеряет какой-либо смысл. Если создатель фильма планирует показать безбашенного героя, живущего по своим правилам и пренебрегающего законами, то он не должен пристегиваться или переводить бабушек через дорогу.

С режиссером согласился и глава межрегиональной общественной организации «Коллективная защита». Он иронично прокомментировал инициативу словами о том, что самим сотрудникам ГИБДД неплохо бы научиться пристегиваться, о чем красноречиво свидетельствуют съемки с видеорегистраторов. Следуя логике правительства, следует запретить показывать погони, убийства, воровство, коррупцию.

Вызовет ли идея таких «правильных» фильмов отторжение у киношников, снизит ли посещаемость публикой фильмов – покажет время и уровень кассовых сборов кинотеатров.

25 фильмов про гонки и автомобили — в видео:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button