Автоновости в мире

5 интересных фактов о бренде ЛуАЗ

5 интересных фактов о бренде ЛуАЗИстория и интересные факты о предприятии ЛуАЗ: описание и особенности моделей, их достоинства и недостатки. Видео про дизельный ЛуАЗ.История и интересные факты о предприятии ЛуАЗ: описание и особенности моделей, их достоинства и недостатки. Видео про дизельный ЛуАЗ.

5 интересных фактов о бренде ЛуАЗ

Содержание статьи:


Луцкий автомобильный завод, имея 70-летнюю историю производства, кажется, не выделяется ничем примечательным.

В 1950 это был небольшой сборочный цех ремонтной мастерской, который постепенно перерос в полноценное предприятие по сборке автобусов, грузовых прицепов и легковых автомобилей.

В 2015 году завод получил нового хозяина и новое имя — сегодня это уже не ЛУаЗ, а «Завод № 1 АК «Богдан Моторс», который полностью перешел на сборку троллейбусов и автобусов.

Но все ли так просто в истории ЛуАЗа, и завод действительно ничем не отличается от десятка других производств?

Оказывается, это не так. ЛуАЗ выпустил первый армейский внедорожник-амфибию и удачно вывел автомобиль в серию. Сборочный цех Луцкого завода пять лет был крупнейшим партнером ВАЗа и ежегодно выпускал 35% от всех «Жигулей», инженеры завода разработали и… похоронили одну из самых продуктивных технологий бензинового мотора (которую удачно использовали через 30 лет компании Тойота и Хонда).

А сколько еще неизвестных фактов можно найти в архивах предприятия, сколько удачных изобретений так и не были востребованы и сколько амбициозных проектов было похоронено? Представляем 5 самых интересных фактов о бренде ЛуАЗ.

Факты о ЛуАЗ

1. Внедорожники ЛуАЗ-1302 — служим чужим армиям

ЛуАЗ-1302

Последний внедорожник армейского образца сошел со сборочного конвейера Луцкого завода в 2002 году, но мало кто знает, что за десять лет до этого экспортный вариант занял первое место на выставке в военного транспорта в Словении, но вот в своей стране так и не прижился.

Что писали европейские газеты об этой машине, которая оказалась лучше, чем Хаммер и УАЗ при движении по пересеченной местности и в грязи, но стоила скромную бюджетную цену?

Именно благодаря минимальной стоимости Словения заказала у ЛуАЗ в 1992 году партию внедорожников, которая оказалась «лебединой песней» сборочного цеха и последней отгрузкой на экспорт.

Автомобиль для армии имел классические формы, высокий клиренс несущего кузова, прямоугольный, вырубленный передний бампер, низкий борт и тент, который закрывал грузовик на уровне крыши кабины. Со стороны внедорожник имел форму четкого прямоугольника (может именно поэтому, его «прародителя» ЛуАЗ «Волынь» называли «Утюгом»).

При длине внедорожник имел всего 3,4 метра. В кабине размещается 4 человека, объем грузового отсека — 1400 литров. Последний LUAZ 1302 оснащался литровым четырехцилиндровым бензиновым агрегатом, мощностью всего 70 л. с.

Максимальная скорость грузовика — 100 км/ч, а вес — всего 970 кг., ну а цена на превышала таковую у выпускавшегося в то время запорожца «Таврия».

Безусловно, производство модели ЛуАЗ-1302 не было организовано на пустом месте — есть еще один автомобиль лучан, который выпускался больше 30 лет и стал первым военным транспортом-амфибией СССР. Он получил самое большое количество прозвищ и тихо ушел в 90-х непризнанным, но незабытым — это «Волынь».

2. ЛуАЗ-967 — первая амфибия

ЛуАЗ-967

Если бы завод за всю свою историю выпустил эту единственную модель, этого уже было бы достаточно, чтобы имя ЛуАЗ занесли в историю советского автомобилестроения. Но началось все действительно случайно.

С 1950 года в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт поступил заказ от Минобороны СССР. Инженеры были обязаны разработать транспортер переднего края для ВДВ. Автомобиль должен был уметь плавать, ездить по горам и выполнять главные задачи: вывозить раненных с передовой, подвозить боеприпасы и пищу.

И в 1956 году луцкие инженеры справились с задачей, предоставив армейцам первую партию моторизованных тележек, которые можно было выбросить с парашютом, бравшие на борт две пары носилок или шестерых легко раненных бойцов, имели в высоту всего 50 см и оснащались полным приводом.


Тележка оснащалась массивными колесами, которые легко держали борт на плаву, и за счет вращения колес амфибия легко плавала. Транспорт имел лебедку, и управлять им можно было лежа или ползком с земли.

После удачного первого образца началась эра ЛуАЗ-967, который стал первым тентовым внедорожником третьего поколения.

Второе поколение ЛуАЗ-967, которое выросло из первой моторизованной тележки, поступило на вооружение армии СССР в 1969 году. Автомобиль оставался военным транспортом до 1989-го, постоянно модернизировался и усовершенствовался. Кроме этого, в страны Варшавского Договора модель поставлялась на экспорт.

Даже сегодня, в 2019 году, нет аналогов этому внедорожнику-амфибии. Инженеры ЛуАЗ не стеснялись и укомплектовывали свое детище всеми подходящими узлами и агрегатами со многих советских автомобилей — например новым мотором от ЗАЗ, гидравликой от «Москвича» и системой электрики от УАЗ.

3. ЛуАЗ 969 «Волынь» — первый переднеприводной автомобиль повышенной проходимости для села

ЛуАЗ 969 «Волынь»

Именно так назвали ЛуАЗ 967, концепцию которого в 1967 году начали приспосабливать под дорожные условия колхозов и совхозов.

В гражданской версии уже не было систем «плавания», был установлен массивный борт, пассажиры могли сидеть, верх затянули брезентом. Но как ни старались инженеры придать транспортеру ВДВ цивильный вид, у них это не получилось.

До самого последнего времени ЛуАЗ «Волынь» оставался уродливым прямоугольным утюгом с маленькими фарами и мог бы называться военным транспортом для села.

«Волынь» считают и первым автомобилем СССР, который получил передний привод. Но по этому поводу есть серьезные возражения — первым переднеприводником можно назвать экспериментальный грузовик ЭТ-600, который построили в Эстонии.

Но ЛуАЗ 969 «Волынь» остается первым серийным автомобилем, который имел передний привод и подключаемый задний мост.

Хотя изначально комплектация должна была получить полный привод. А не случилось этого потому, что Мелитопольский завод не смог обеспечить лучан редуктором задней оси… И за год было выпущено более 7000 экземпляров переднеприводного джипа для села.

В 1971 оду Мелитопольский завод модернизировал производство, и после 1972 года «Волынь» поставлялась уже с полным приводом.

Внедорожник показывал уникальную проходимость по бездорожью, ему не было равных при езде по метровой грязи и в снегу, но автомобиль невозможно было эксплуатировать на асфальте.

ЛуАЗ имел 28 см дорожного просвета и низкий центр тяжести, и если на размытой грунтовке машина вела себя как маленький танк с мотором от «Запорожца», то чтобы понять, как это все ездило на ровной дороге, необходимо вспомнить слова испытателя Вадима Александровича Котлярова, который проехал на «Волыни» с Луцка до Тольятти.

Испытатель сравнил езду на сельском джипе с танком не зря: «…скорость — не боле 60 км/ч, и без разницы, что в гору, что под гору, мотор ревет до невозможности, 40-сильный агрегат только на 4 передаче ведет себя нормально. Оказывается, что за счет огромного передаточного числа на «Волыни» можно начать движение уже с 4 передачи, что по всем технологиям просто немыслимо…». Последним представителем «Волыни» стал ЛуАЗ-1302.

4. Партнер УАЗ и ВАЗ

ВАЗ 21043
На фото: ВАЗ 21043

С распадом Союза начали прекращаться производственные связи между заводами. И это в первую очередь ощущали сборочные предприятия без закрытого цикла производства.

В 2001 году была принята попытка возобновить сотрудничество с Волжским и Ульяновским автомобильными заводами. Как результат, в 2001 году в Луцке собрали 5909 моделей ВАЗ 21043, 2107, 21093, 21099 и 1260 экземпляров внедорожника УАЗ.

Сотрудничество прекратилось через 6 лет — экономический кризис, смена руководства, приватизация и конверсия принесли свои плоды, автомобилей выпускалось все меньше.

5. Мотор МеМЗ-969А — кто создатель

Мотор МеМЗ-969А

Карбюраторный двигатель МеМЗ-969А разработан в 1975 году Мелитопольским КБ специально для грузопассажирских ЛуАЗ 969А и 969М, но для экспортного исполнения инженерами из Луцка была предложена и третья комплектация двигателя, предназначенная для автомобилей ЛуАЗ 969МЭ (экспорт).

Силовой блок не имел большого потенциала, но был рассчитан на эксплуатацию в большом диапазоне — от -40 до +40 градусов.

После прекращения производства был забыт и двигатель, который к 2000 году уже морально устарел, но не для инженеров из Тойоты, взявших за основу головку блока и выпустивших бензиновые агрегаты для своих медицинских автомобилей.

В 2014 году все оборудование завода, задействованное для производства и сборки легкового транспорта, было переориентировано (а проще говоря, продано), и предприятие, которое уже получило новое имя, начало производство автобусов и троллейбусов.

На этом, можно сказать, бренд ЛуАЗ завершил свою историю. Возможно, новому бренду «Богдан» удастся создать свой уникальный транспорт, который также получит достойное место в музее автомобилестроения.

Видео про дизельный ЛуАЗ:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button