Автоновости в мире

8 интересных фактов о китайском автопроме

Почему Китай производит больше всех автомобилей в мире, а китайский рынок растет быстрыми темпами? Эти и другие интересные факты об автопроме КНР. Видео про китайские автомобили.

8 интересных фактов о китайском автопроме
Вокруг нас появляется все больше китайских автомобилей, а на слуху множество знакомых и незнакомых брендов из Поднебесной. Много ли мы знаем о том, что сейчас представляет собой автомобильная промышленность этой страны, стремительно вошедшая в нашу жизнь?

Возможно, кто-то вспомнит о низкокачественном китайском ширпотребе и ломающихся авто начала 90-х, но, к счастью, те времена давно прошли. Вот несколько фактов о современном состоянии китайского автомобильного производства, которые, возможно, вы узнаете впервые.

1. Больше, чем Китай, автомобилей не производит ни одна страна в мире

Авторынок Китая – крупнейший в мире рынок легковых автомобилей. Его подъем пришелся на 2009 год, когда он оставил далеко позади другие страны, и с тех пор не собирается снижать обороты, оставаясь самым значительным в мире. Китайские автомобильные компании сумели опередить других производителей всех континентов, что позволило автомобильной промышленности страны выйти на первое место в мире по объемам выпуска автомобилей. Ее доля в мировом производстве составляет 32%, что больше совокупного производства Евросоюза, Японии и Штатов.

С цифрой 14 млн продаж за 2011 год рынок легковых автомобилей Китая начал свой рост и продолжал подниматься семь лет подряд. Уже в 2017 году он показал рекордный уровень продаж, который исчислялся 25,6 млн сделок, заключенных счастливыми покупателями. Из-за разразившейся в 2020-м пандемии вся мировая экономика оказалась заблокированной, что сразу же сказалось на резком спаде спроса на автомобили. Пострадал весь мир, но китайскому рынку удалось устоять – он хотя и упал, но всего лишь на 5,9%.

Однако это уронило продажи до 21,2 млн сделок. С завершением пандемии авторынок Поднебесной сразу же восстановился: продажи в 2021 году выросли на 4%, а 2022 год показал слабый, но рост в 1,0%.

2. Основная часть китайских автомобилей реализуется внутри страны

2. Основная часть китайских автомобилей реализуется внутри Китая
За прошлый год, Китай отправил на экспорт 11,5% от своего общего объема производства, в товарном выражении это 3 млн 110 тыс. автомобилей. Таким образом, автомобильной промышленности Китая удалось обогнать Японию, которая до этого оставалась крупнейшим в мире экспортером автомобилей с лидирующей позицией поставок электрифицированных автомобилей.

Как сообщила CAAM – Китайская ассоциация автопроизводителей, автомобильной промышленности Китая удалось активизировать свою глобальную экспансию: за первые пять месяцев 2023 года экспорт возрос на более чем 81% до 1,76 млн автомобилей.

Начало 2023 года ознаменовалось тем, что автопром Китая преодолел важную веху, обогнав Японию как самого крупного экспортера автомобилей в мире. Успех стал возможен в значительной степени благодаря сильно возросшему зарубежному спросу на новый класс китайских энергетических автомобилей (NEV). Этот сегмент включает в себя классы электрических и подключаемых к сети электромобилей, гибридных автомобилей.

Как отчиталась ассоциация, экспорт NEV вырос на 163% – до 457 000 автомобилей за пятимесячный период, причем значительный рост пришелся на Европу.

По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), 2022 год стал для Китая показательным – он стал самым крупным экспортером автомобилей в ЕС, опередив Турцию и Великобританию. 2023 год не снизил темпов – поставки продолжили активно расти.

3. Китайский автомобильный рынок растет гигантскими темпами

Зародившись в далеком 1862 году в качестве компании Changan Automobile, которая могла выпускать лишь около 200 тыс. автомобилей в год, китайский автопром в значительной мере получил развитие благодаря дружбе с Советским Союзом. После того, как братский советский народ в 1950-х помог построить первый автомобильный завод FAW, предоставив все – от оборудования и инженеров до технических разработок ЗИЛов, китайские товарищи приступили к выпуску собственных грузовиков, которые были копиями советских и имели лишь собственное название.

Далее были построены заводы BAW в Пекине, SAIC в Шанхае, производство которых было сосредоточено на нужных для народного хозяйства тракторах и автобусах. Для нужд партийного руководства Китая приступили к выпуску легковых автомобилей – завод FAW выпускал лимузины Hongqi, автомобили Dongfeng CA71. До 1990-х китайская автомобильная промышленность выпускала не более 10 тыс. автомашин, в основном она насыщала рынок за счет экспорта из других стран.

Рывок в китайском автопроме произошел с приходом 1990-х. Более 1 млн автомобилей заводы произвели уже к 1992 году, а к 2000-му Китай сумел удвоить производство, с его конвейеров сошло уже больше 2 млн автомобилей. Вступление в ВТО позволило КНР еще больше нарастить выпуск – за пять лет с 2002 по 2007 скачок составил 21%, а в 2009 году автозаводами произведено 13,8 млн автомобилей, причем 8 млн из этих машин относились к легковому транспорту.

Китай превзошел США по выпуску и завоевал статус крупнейшего производителя автомобилей.

4. Китай удерживает мировой рекорд по самому большому числу автомобильных брендов и моделей

4. Китай удерживает мировой рекорд по самому большому числу автомобильных брендов и моделей
Большая страна насчитывает невероятное количество автопроизводителей, но только нескольким компаниям повезло войти в «большую четверку»: FAW, SAIC Motor, Chang’an и Dongfeng. Есть и другие производители автомобилей в Китае. Ими являются Geely, Beijing Automotive Group, Brilliance Automotive, BYD, Guangzhou Automobile Group, Great Wall, Chery и Jianghuai (JAC). Помимо этого, несколько транснациональных производителей имеют партнерские отношения с производителями из КНР.

У китайских покупателей автомашин есть одно большое преимущество – они имеют возможность при выборе рассматривать и взвешивать множество марок и автомобильных брендов, чего лишены покупатели в остальных странах. Поднебесная может похвалиться невероятным количеством брендов. 2016 год – Китай предоставлял доступ к 130 брендам, выпускавшим легковые автомобили. Более чем вероятно, что со временем их число только увеличилось, так как за эти годы продолжали возникать все новые бренды производителей авто.

Существует три типа брендов в КНР: иностранные – к ним относятся, например, Audi. К местным китайским брендам можно отнести Geely. Не стоит забывать еще и о суббрендах, к созданию которых приложили руку совместные иностранные и китайские автомобилестроительные предприятия – это, например, Venucia.

А еще есть норма продажи местными китайскими брендами автомобилей под разными именами – бренды должны иметь собственный логотип, канал продаж, службу маркетинга. Только в этом случае их можно внести в списки брендов.

Европейцам и американцам трудно даже представить, что в одной стране может быть столько марок. В мае 2016 рынок КНР предлагал 952 марки автомобилей, все они были доступны для широкой публики, и их можно было купить. Сюда входили и импортные, и отечественные китайские автомобили.

Иностранным брендом с самым большим количеством марок является Volkswagen – насчитывается 28 автомобилей под этой маркой на рынке Китая. С учетом вариантов кузова количество вырастет еще больше и достигнет 40 представителей этого бренда.

15 машин из 28 названий выпускают два местных совместных предприятия Volkswagen, а 13 ввозятся в страну в виде импорта. Производимые на местных заводах 15 марок включают 7 специально разработанных для отечественного рынка – они присутствуют только в Китае и для китайцев, купить их в других странах нельзя. Больше всего наименований предлагает китайский бренд Dongfeng Motors – он насчитывает 36 автомобилей под маркой Dongfeng, сюда входят и минивэны.

5. На рынке Китая продаются самые дорогие в мире автомобили

Когда богатый китайский покупатель приобретает роскошный эксклюзивный автомобиль, то ему приходится заплатить за него намного больше, чем это пришлось бы сделать покупателям из других стран мира.

Если, к примеру, Mercedes-Maybach S600 в США оценивается в 190,3 тыс.и долларов, то точно такой же автомобиль в КНР будет стоить уже 2,9 млн юаней, что составляет 440 тыс. долларов – это более чем в два раза выше цены в Штатах. В качестве еще одного примера – Ferrari 512 berlinetta в США оценивается в 323,7 тыс.и долларов, зато в Китае он будет стоить 5,3 млн юаней, что составляет 810 тыс. долларов или в 2,5 раза больше.

Почему отечественный покупатель в Китае вынужден больше платить? Эта очень большая разница в цене объясняется главным образом двумя причинами – высокие налоги на машины и здоровый предпринимательский дух. В КНР высокими налогами облагаются автомобили, объем двигателя которых достигает и превышает четыре литра. А ведь именно такие моторы устанавливаются под капотом в большинстве дорогих роскошных автомобилей.

6-литровый двигатель V12 стоит в S600, и 6,3-литровый V12 запускается в F12 berlinetta. Размер налога может быть весьма внушительным и достигать 60% от цены дорогого автомобиля. Вдобавок к этому прибавляется налог на покупку, размер которого составляет 10%.

Вторая причина – использование «китайской премии». Специфичный для Китая случай, когда производители авто назначают повышенные цены для собственного рынка в Китае. Причина – они уверены, что китайские покупатели с нетерпением ожидают покупку и всегда готовы раскошелиться на шикарный автомобиль Для этих богатеев важно совершить покупку быстро и первыми заполучить престижное авто.

6. В Китае имеются и самые дешевые в мире автомобили

6. В Китае имеются и самые дешевые в мире автомобили
Если сравнивать очень богатых покупателей с теми, чей доход гораздо ниже, можно отметить, что последним в Китае при покупке автомобиля везет куда больше, чем первым. Им придется заплатить за автомобиль гораздо меньшую сумму, чем покупателям за пределами КНР, потому что автомобильный рынок «большого брата» предлагает широкий ассортимент самых дешевых автомобилей в мире, практически в каждой категории.

Самым дешевым автомобилем на 2016 год стал Jiangnan TT, который является лицензионным вариантом Suzuki Alto второго поколения. ТТ производит компания Jiangnan Auto, дочерняя компания Zotye. Машина вмещает четырех пассажиров и оснащается трехцилиндровым 0.8 л двигателем мощностью 36 л.с. Стоит авто 20,8 тыс. юаней, что по курсу составляет 3,2 тыс. долларов США.

Самым дешевым минивэном стал семиместный Gonow Xinlang, чья стоимость – 45,8 тыс. юаней. Самым дешевым маленьким седаном оказался BYD F3, цена его – 43,9 тыс. юаней. Дешевейшим компактным седаном был Lifan 820 с ценником в 76,8 тыс. юаней.

За счет чего производители ставят такие низкие цены? Дело в том, что при производстве часто используются технологии и платформы, созданные десятилетия назад, за благодаря этому снижается стоимость производства. Плюс недорогая рабочая сила, практически никаких затрат на технические разработки, при этом часто органы власти той области, в которой работает производитель, выделяет щедрые субсидии. Все вместе складывается в удачное сочетание весьма низкой стоимости на производство и очень выгодной цены на автомобильную технику.

7. Китайцы доминируют в мире электромобилей

7. Китайцы доминируют в мире электромобилей
Прежде чем производители других стран смогли начать осознавать масштабы происходящего, Китай устремился ввысь и занял лидирующую позицию в выпуске и продажах электромобилей. Всего за два последних года количество электромобилей, за год продаваемых в Поднебесной, поднялось с 1,3 млн до колоссальных 6,8 млн. В итоге 2022 – уже восьмой год подряд, когда Китай оказывается самым крупным рынком электромобилей в мире. Чтобы иметь представление о масштабах, сравним, что в 2022 году рынок США продал примерно 800 тыс. электромобилей.

Как именно Китаю удалось это осуществить? Большую роль играет правительство, выдавая щедрые государственные субсидии, льготы по налогам, контракты на закупки, результатом чего в КНР появилось множество брендов электромобилей.

К началу 2000-х Китай понял, что не сможет конкурировать с компаниями других стран в производстве традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. И тогда было принято решение инвестировать в абсолютно новую отрасль: автомобили, работающие от аккумуляторов. Коммерческую жизнеспособность электромобиля определяет прежде всего мощный и надежный, причем доступный по цене аккумулятор.

Разработки китайских специалистов действительно смогли продвинуть вперед аккумуляторные технологии. Последние десять лет компании Китая разрабатывали более дешевые и безопасные литий-железо-фосфатные батареи (LFP), в то время как литий-никель-марганцево-кобальтовые (NMC) батареи разрабатывались и завоевали популярность на Западе.

В 2022 Китай продал на экспорт 679 000 электромобилей, что больше на 120%, чем в предыдущий год. И оснований сомневаться, что эти цифры будут только возрастать, нет.

8. Китай занял лидирующее место по инновациям в автомобильном производстве

Давно прошли те времена, когда в Китае занимались копированием и клонированием западных технологий. Теперь автопром огромной азиатской страны трансформировался, создавая передовое программное обеспечение в области автономного вождения.

Десять-пятнадцать лет назад это был огромный развивающийся рынок для известных брендов и партнер в цепочке поставок, обеспечивающий недорогие материалы и компоненты для экономически эффективного массового производства. А сейчас Volkswagen Group (через свое подразделение программного обеспечения CARIAD) заключила масштабное партнерство с Horizon Robotics (лидером в разработке технологий для поддержки ассистируемого и автономного вождения), а на европейских дорогах появляется все больше китайских электромобилей (EV).

Аккумуляторы обычно составляют от 30% до 40% стоимости электромобиля (EV). Китай является лидером на сегодняшний день в областях обработки материалов, компонентов элементов, производства аккумуляторных элементов и производства электромобилей (IEA).

Производство аккумуляторов – не единственная область, где Китай оказывается образцом для подражания для научно-технологической среды прочих стран. Такие быстро развивающиеся технологические гиганты, как Alibaba, Baidu, Huawei, Tencent и Xiaomi, позволяют КНР находится в авангарде инноваций, когда речь заходит о подключении, автомобильном программном обеспечении, искусственном интеллекте в области автоматизированного и автономного вождения.

Заключение

Автопром Китая сейчас самый крупный в мире, и день ото дня его рост только ускоряется. Этот расцвет поддерживается как самыми дорогими, так и очень дешевыми автомобилями, удачными решениями правительства этой страны и все больше входящими в жизнь электромобилями. Судя по всему, Китай еще долго будет оставаться на пике развития автомобильной промышленности.

Видео про китайские автомобили:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button