Автоновости в мире

ТОП-7 интересных фактов о белорусских водителях

ТОП-7 интересных фактов о белорусских водителяхСтатья о белорусских водителях: топ-7 интересных фактов о них, особенности движения по дорогам Беларуси. В конце статьи — видео о поездке на машине в Беларусь.Статья о белорусских водителях: топ-7 интересных фактов о них, особенности движения по дорогам Беларуси. В конце статьи — видео о поездке на машине в Беларусь.

ТОП-7 интересных фактов о белорусских водителях

Содержание статьи:


Со стороны иногда кажется, что водители – это некая отдельная каста, особенный класс, слой общества, который живёт по определённым правилам и законам. Именно поэтому у водителей разных стран можно встретить немало общих черт.

Чем ближе народы, тем больше у их водителей общего. Наверное, поэтому водители из России, приезжающие в Беларусь, не испытывают большого стресса: манера вождения здесь во многом напоминает российскую. Вместе с тем, белорусские водители найдут, чем вас удивить.

1. Безопасность на дорогах

Безопасность на дорогах Беларуси

(служба ДПС на дорогах Беларуси)
Как понять, хорошо ли ездят водители в той или иной стране? Количество автодорожных инспекторов и число составленных ими протоколов о нарушениях – не показатель.

Пожалуй, самым правильным будет оценить, насколько безопасно дорожное движение. Для этого можно провести анализ статистических данных по погибшим в дорожно-транспортных происшествиях за год в той или иной стране.

Существуют официальная международная статистика, характеризующая количество смертельных случаев в автомобильных авариях на дорогах крупных городов. Цифры приведены из расчёта на один миллион жителей:

  • в Стокгольме (Швеция) – 9 человек на 1 млн. жителей в год;
  • в Минске (Беларусь) – 21 человек;
  • в Варшаве (Польша) – 33 человека;
  • в Киеве (Украина) – 68 человек;
  • в Москве (Россия) – 74 человека.


Из приведённых данных можно сделать очень важный вывод: какими бы ни считали белорусских водителей сами белорусы и иностранные гости, на дорогах Беларуси вполне безопасно. Значит, белорусские водители не так уж плохо водят!

2. Аварийные моменты

Аварийные моменты в Беларуси
На фото: движение на улицах Минска

Но, конечно, не всё выглядит так гладко, как хотелось бы. Многие гости Беларуси отмечают, что существующий уровень безопасности на дорогах достигается скорее за счёт спокойного нрава жителей этой славянской страны, их общей неторопливости и незлобливости, отсутствия по сравнению с той же Российской Федерацией высокого градуса раздражительности и стремления доказать свою «крутость» за рулём автомобиля.

Белорусы менее эмоциональны, «вспыхивают» не быстро, и поэтому многие аварийные ситуации на здешних дорогах не получают опасного или криминального развития. Но это не значит, что такие ситуации не возникают вообще.

Какими же типичными аварийными ситуациями «грешат» белорусские водители? Их немало, и их стоит знать любому, кто посещает эту страну на автомобиле:

  • на перекрёстках часто можно увидеть, как водитель со второстепенной дороги «высовывает нос» на главную, свято уверенный, что его видят и обязательно объедут, отвернут в сторону;
  • на том же перекрёстке водители не спешат с включением поворотника, так что заранее понять, куда двинется машина впереди вас, может быть затруднительно;
  • с развязки автомобилист может выехать сразу же в правый ряд, минуя полосу разгона;
  • если на правой полосе легковой автомобиль догоняет грузовую машину, он может, что называется, «не глядя» перестроиться перед автомобилем, едущим в левой полосе;
  • в то же время на дороге Беларуси нужно быть готовым к тому, что водитель автомобиля, который обгоняют, внезапно прибавляет скорость, очевидно решив, что он находится не на автомобильной дороге, а на гоночной трассе.


Опытные автомобилисты, приезжающие в эту страну и сталкивающиеся с перечисленными выше неприятными моментами на дорогах, считают, что это – следствие общего низкого профессионального уровня автолюбителей, а также нежелание проявить внимание к другим участникам дорожного движения.

3. Манера езды

Манера езды автомобилистов в Беларуси
На фото: Дальнобойщик и легковушки на выезде из Минска

Сами белорусы нередко признаются, что им проще объехать пешехода или другой автомобиль, но не общаться, что-то выяснять, одним словом – контактировать. Из-за этого происходит немало проблем и непониманий.

Если сравнивать с той же Россией, получается, что россияне не боятся общаться, указывать, учить. Белорусы по возможности подобных ситуаций избегают.


В результате получается, что водители зачастую слишком осторожничают, проявляют на дороге нерешительность, начинают манёвр с запозданием, долго решаются на перестроение. У привыкших к более динамичной езде жителей крупных российских мегаполисов такое поведение на дороге вызывает недоумение, а там недалеко и до проблем.

С точки же зрения самих белорусских водителей, приезжие из Москвы, Санкт-Петербурга или Киева на дорогах привыкли «носиться, как сумасшедшие», хотя, скорее всего, это – всего лишь следствие большего опыта передвижения в плотном потоке мегаполиса на более высоких скоростях.

Для того, чтобы понять особенности водительского менталитета в Беларуси, достаточно обратить внимание, к примеру, на негласные правила перестроения. Здесь водитель, желающий перестроиться из ряда в ряд, включает поворотник и ждёт одной из двух возможностей: либо его пропустят, сообщив об этом морганием фар автомобиля, либо естественным путём появится «окошко», в которое можно будет без спешки (!) нырнуть.

Сравните эту манеру с тем, как принято перестраиваться в Москве: включаем поворотник и быстренько начинаем перестроение, ведь если «ловить ворон» и ждать, тебя, скорее всего, оглушат бибиканьем едущие сзади, опасаясь возникновения пробки.

На белорусских же дорогах возмущение вызовет как раз эта «московская спешка», и не дай бог, вы кого-то подрежете!

4. Отсутствие общей манеры вождения

Помимо общих ПДД, в любой стране существуют негласные правила и нюансы, известные большинству местных водителей.

В Беларуси с этим всё не так просто. Сами белорусские водители утверждают, что беда белорусских дорог – в том, что у местных водителей нет общей манеры вождения. Те, кто выезжает в Россию, нередко говорят о россиянах за рулём: «ощущение такое, будто всех их обучал один и тот же инструктор». Совсем другое дело – Беларусь.

За примерами далеко ходить не нужно. На трассе, где в одном направлении идёт только одна полоса, водители-дальнобойщики могут предупредить идущую сзади легковушку о том, стоит ли идти на обгон по встречке: включённый левый поворотник сигнализирует «встречка занята», а правый – «обгоняй, встречка свободна».

При этом если не большинство, то многие водители воспринимают такую систему сигнализации с точностью до наоборот, чем и порождают аварийные ситуации на дороге.

5. Нюансы обучения молодых водителей

Нюансы обучения молодых водителей Беларуси
На фото: белорусская автотрасса

Многие считают, что описанное выше отсутствие единого восприятия негласных правил передвижения по автомобильным дорогам – следствие того, чтоб обучают вождению в Беларуси исключительно в автошколах.

Во многих странах мира на законных основаниях существует такой приём, как обучение водителя с родственником. В тех же Соединённых Штатах подросток имеет права находиться за рулём автомобиля, если рядом с ним сидит родитель, у которого, естественно, есть права. Таким образом, новичок ещё до прихода в автошколу обучается некоторым азам, заодно усваивая и негласные водительские правила, тот самый менталитет вождения, общий для региона или всей страны.

В Беларуси всё иначе. Здесь подобная езда подпадает под закон о езде без прав или передаче управления транспортным средством лицу, не имеющему прав управления автомобилем, и, соответственно, наказывается.

В результате разной манеры езды складывается типичная для минских автотрасс ситуация: кто-то движется в крайней левой полосе с предписанной скоростью в 60 км/ч, в то же время кто-то считает, что по этой полосе надо ехать быстрее или не занимать её вовсе.

Самые осторожные водители, избегающие перестроения, двигаются, как правило, в среднем ряду, а правый в это время пустует. И обязательно в этой ситуации находится кто-то, кто считает, что игра «в шашки», лавирование по всем трём рядам поможет ему сэкономить время и проехать быстрей. В результате такой водитель может затормозить весь поток автомобилей, сбивая остальных с толку своими беспорядочными перестроениями. Итог закономерен: движение «с общей скоростью» в Беларуси не является синонимом безопасной езды.

Впрочем, гостям Беларуси также может броситься в глаза и оборотная сторона этой медали: излишняя самоуверенность не является сильной стороной белорусских водителей, но поэтому в них нет и лихости, основанного на самоуверенности стремления «проскочить», которое зачастую в той же России приводит к многочисленным аварийным ситуациям.

Может быть, именно эта особенность белорусского менталитета приводит к тому, что уровень смертности на белорусских дорогах – один из самых низких в Восточной Европе.

6. Пешеходные переходы: как можно перестараться при решении проблем

Пешеходные переходы в Беларуси: как можно перестараться при решении проблем
На фото: нерегулируемый пешеходный переход в Минске

В течение последних десяти лет белорусские смотрители дорожного закона уделили немало сил тому, чтобы максимально обезопасить пешеходов, пересекающих автомобильную трассу.

В 2015 году была принята очередная новая версия правил дорожного движения, в которой присутствует следующий пункт: «Подъезжая к нерегулируемому переходу, водитель обязан ехать со скоростью, которая позволяет при необходимости уступить дорогу пешеходу».

К сожалению, этот пункт ПДД привёл совсем не к тому эффекту, на который рассчитывали создатели правил: дал о себе знать печально известный со времён английских колоний «эффект кобры». В стремлении сократить популяцию змей, англичане в индийской колонии объявили, что будут платить деньги за каждую змеиную голову. Предприимчивые индусы принялись разводить змей и продавать их головы белым сагибам. Узнав об этом, англичане перестали платить, и тут же змеи, которых успели развести индусы, были выпущены в дикую природу: популяция, вместо того, чтобы сократиться, только возросла. Это – яркий пример того, что иногда попытка решить проблему может её только ухудшить.

Подобным образом ситуация с пешеходами обернулась и в Беларуси: после принятия упомянутого выше пункта ПДД пешеходы обрели излишнюю уверенность в том, что автомобиль всегда успеет остановиться, если пешеход вышел на «зебру». Но, увы, железный конь всегда тормозит медленнее, чем человеческие ноги. Поэтому принятый пункт ПДД прибавил нервам белорусским водителям, да и на безопасности пешеходов отразился не очень хорошо.

Согласно статистическим данным, нарушения со стороны пешеходов – очень распространённая причина смертельных случаев на дорогах Беларуси.

7. Парковки для инвалидов и дорожки для велосипедистов

Парковки для инвалидов и дорожки для велосипедистов в Беларуси

А вот чему водителям других восточных славянских стран действительно стоит поучиться у белорусов – так это отношению к парковкам для инвалидов. К сожалению, у тех же автомобилистов России пока ещё в порядке вещей считается парковка на месте, отведённом для водителей-инвалидов. В Минске вы уже такого не увидите.

Белорусы потратили немало сил на то, чтобы внедрить различную социальную рекламу, способствующую воспитанию сознательности отечественных водителей. Например, под знаком парковки для инвалидов в Минске можно увидеть табличку с надписью: «Вы уверены, что хотите быть на нашем месте?»


Что же касается велосипедного движения, его правила в Беларуси существенно отличается от правил российских: здесь велосипедист обязан ехать не по проезжей части, а по тротуару, и только в случае отсутствия тротуара имеет право двигаться по проезжей части. Сравните с правилами, действующими в Российской Федерации: велосипедист обязан передвигаться по специальной велосипедной полосе, если её нет – по проезжей части справа, и только если и первое, и второе не представляется возможным, имеет право проезда по пешеходному тротуару.

Заключение

Как следует из приведённых особенностей водительского менталитета в Беларуси, водителям, приезжающим в эту страну, стоит заранее познакомиться с некоторыми нюансами в местной манере вождения, особое внимание уделив пешеходным переходам и перестроению из ряда в ряд.

Вместе с тем стоит отметить, что в целом обстановка на белорусских дорогах отличается низким уровнем нервозности и относительно высокой безопасностью, что не может не радовать автолюбителей, посещающих эту гостеприимную славянскую страну.

Видео о поездке на машине в Беларусь:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button