Почему ё-мобиль не пошел в массовое производство
Статья-рассуждение о том, почему провалилась идея о создании «Ё-мобиля», что привело к краху производства модели. В конце статьи — видео, где Жириновский рассказывает о поломке своего «Ё-мобиля».Статья-рассуждение о том, почему провалилась идея о создании «Ё-мобиля», что привело к краху производства модели. В конце статьи — видео, где Жириновский рассказывает о поломке своего «Ё-мобиля».
Содержание статьи:
- Вначале было слово
- А был ли мальчик
- Дотянуться до мечты
- Сказка — ложь, да в ней намёк
- Видео о поломке «Ё-мобиля» Жириновского
Один из четырех российских гибридных автомобилей пришел в негодность. У «Ё-мобиля», созданного бизнесменом Михаилом Прохоровым и подаренного политику Владимиру Жириновскому, по словам владельца, осыпался аккумулятор. По всей видимости, короткая история единственного бюджетного, «народного», невероятно эффективного автомобиля закончилась, так толком и не начавшись. Уже сейчас заводское производство в Марьино, в которое Прохоров вложил 150 миллионов евро, стоит заброшенным, а последние передвижения на нем были замечены аж весной 2016 года.
Вначале было слово
Гениальная идея начать революционное автомобильное производство посетила бизнесмена и политика Михаила Прохорова в далеком 2010 году. Амбиции отца-основателя были таковы, что на официальном сайте «Ё-мобиля» сразу же была доступна функция предварительного заказа будущего автомобиля. Желающих опробовать новинку набралось поразительно много — 214 тысяч, а выпуск первых моделей был назначен на 2013 год.
Однако несмотря на заявленную мощную команду профессионалов ни в 2013 году, ни даже в 2014 году российское общество не увидело обещанную диковинку. Наконец, летом 2016 года гордый «отец» впервые сел за руль своего детища на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Затем была PR-компания, реклама высоких технологий, выбранных для оснащения автомобиля, и несколько показов экспериментального образца, ставших первыми и последними появлениями «Ё-мобиля» на широкой публике.
А 2016 год начался с заявления Комитета по промышленной политике и инновациям о том, что все инвесторы и основатели «Ё-авто» и «Яровит-моторс» бесследно исчезли.
А был ли мальчик?
Если пройтись по территории индустриального парка Марьино, куда охранники пускают весьма охотно, удручающее впечатление производит бесхозность, опустение и непроходимая грязь. Охранник уверенно заявляет, что все строительство заморожено, по слухам, на пару лет, но, скорее всего, навсегда.
Производственный цех «Ё-мобиля» представляет собой пустую коробку без какого-либо наполнения: заброшенное помещение да ржавые трубы. Редкие рабочие, оставшиеся тут после то ли после не начатой, то ли не законченной стройки, показывают прикрытые ветошью коробки. В них немецкий пресс, на котором планировалось создавать корпус машины, и ни разу не видевшие света запчасти. Оборудования должно было быть намного больше, но оно почему-то так и не было доставлено из Германии и Америки. Зато в углу пылятся «Ё-кроссовер» и «Ё-концепт», которые даже не смогли завестись. Вот такой апокалиптический вид имеет предприятие, обещавшее к 2018 году спускать с конвейера по 40 тысяч машин в год.
Дотянуться до мечты
Первый конструктор гибрида Александр Синкевич очень удручен тем, в какое русло свернула неплохая изначально идея. Задуманный проект предлагал автомобиль действительно дешевый, экономичный, практичный и при этом очень эффективный.
Естественно, российская автомобильная промышленность никогда не сможет соперничать с мировыми автомобильными лидерами, поэтому акцент «Ё-мобиля» делался на уникальность. Он должен был стать принципиально новым транспортным средством с простым дизайном, но с богатым наполнением. Предполагалось сделать следующее:
- Машину-гаджет коллективного использования, которая заводилась бы с помощью кредитной карты. Затем ее можно было бы оставить в определенном месте после использования, чтобы ей воспользовался другой человек.
- Радикальный дизайн с кузовом из армированного полипропилена.
- Роторный двигатель.
Сначала руководство компании отвергло концепцию коллективного использования как непрактичную. А всего лишь через год этот план очень успешно реализовали в Германии, оснастив более трех сотен автомобилей Smart подобной системой. Затем американский поставщик своевременно не доставил полипропилен, поэтому автомобиль приобрел традиционный стальной корпус с пластмассовыми панелями.
Постепенно рассеялась идея нового, эксклюзивного дизайна, и «Ё-мобиль» стал получать какие-то черты от одного популярного бренда, какие-то от другого. То есть при более чем неторопливых темпах производства пока хотя бы один автомобиль будет готов к выпуску, он уже морально устареет по многим параметрам. Что фактически и произошло с «Ё-кроссовером». Ведь в крупных автоконцернах будущие дизайны автомобилей расписаны на несколько лет вперед. И снова по иронии судьбы буквально через полгода «Тойота» презентовала новый автомобиль, имеющий тот самый полипропиленовый кузов, от которого отказались российские новаторы.
Аналогичная история произошла и с роторным двигателем. Хотя инженеры уже имели некоторые наработки, которые можно было бы развить дальше, они не стали мучиться с исправлением ошибок и что-то дорабатывать, взяв привычный двигатель от «Фиата». А тем временем Америка запустила производство роторных моторов…
Вот так постепенно инновационная задумка скатилась к обычной, наспех и кустарно произведенной машинке.
Сказка — ложь, да в ней намек
Автомобильных экспертов не удивил провал грандиозного проекта, они изначально были уверены в неудаче. 150 миллионов для столь амбициозного плана – это ничто по сравнению с многомиллиардными вливаниями мировых автомобильных монстров.
И двигатель внутреннего сгорания дополнить электромотором, и поршневые двигатели заменить более дешевыми роторно-лопастными, и легкий, антикоррозийный кузов заполнить самой умной техникой. То есть, сделать все то, над чем десятилетиями бьются лучшие мировые умы, за пару лет. Один лишь роторно-лопастной двигатель является чем-то из области научной фантастики. Практически невозможно сконструировать поршни таким образом, чтобы заставить их вращаться. Хотя инженеры компании Прохорова даже создали красивую 3-D картинку подобного двигателя, на чем и успокоились.
Дело не только в двигателе или электронной начинке. Дело в том, что никакую вершину нельзя покорить с наскока. Все серьезные автомобильные концерны имеют свои исследовательские лаборатории, научные центры, испытательные площадки. А на что рассчитывали основатели «Ё-авто»? Где собирались доводить до ума ходовую часть, на каких полигонах или тренировочных трассах? Где заниматься продувкой аэродинамики, которую нельзя доверить исключительно компьютерам. Николай Фоменко уже совершил такую ошибку с Marussia Motors, в чем горько убедился на «Формуле-1».
Гипотетически сказка с богатым принцем, озолотившим бедных инженеров и создавшим чудо чудное, вполне может стать реальностью. Ведь удалось же это Элону Маску с его «Теслой», пользующейся колоссальным спросом при далеко не малой цене. Россия всегда славилась гениальными умами и трудолюбивыми людьми, но на голом энтузиазме далеко не уедешь. Принц должен постоянно, ежегодно вкладывать и вкладывать в свое детище еще многие миллионы к стартовому взносу, чтобы получить идеальный продукт.
Вот вложить в строительство недвижимости один миллион, а через пару лет продать ее за три – это доступно их пониманию. А отдать миллиарды в новую, неосвоенную отрасль и надеться, что хотя бы лет через 20 они окупятся, это не про российских олигархов.
Но все же есть и положительные моменты от аферы или же мечты под названием «Ё-мобиль». Гражданам России очень тяжело дался кризис 2008 года, а проект Прохорова вселил в них почти детскую веру — в то, что наша страна еще что-то умеет, в то, что мы снова станем великими. Одна лишь идея заставила людей поверить в отечественный автопром и отправиться в салоны за новыми автомобилями.
Статистика говорит, что после объявления о создании гибридного автомобиля продажи российских машин возросли с 1,7 миллионов в 2009 году до 2,3 миллионов в 2010 году. Кстати, сыграла на руку «Ё-Мобиля» и широкая реклама «Маруси», тоже громко заявлявшей о возрождении из пепла нашего автопрома.
Выиграл ли что-то Михаил Прохоров от этой нашумевшей истории или проиграл, русским людям он на несколько лет подарил надежду на светлое технологическое будущее нашей страны.