Автоновости Украины

Качество украинских дорог — что делать и кто виноват?

Качество украинских дорог — что делать и кто виноват?Статья об украинских дорогах — причины их плохого качества, принимаемые меры, возможные перспективы. В конце статьи — видео про дороги Украины.Статья об украинских дорогах — причины их плохого качества, принимаемые меры, возможные перспективы. В конце статьи — видео про дороги Украины.

Качество украинских дорог — что делать и кто виноват?

Содержание статьи:


Государственное агентство автодорог проинспектировало трассы и пришло к выводу, что дорог в Украине на данный момент просто не существует. Как возникла такая ситуация, что по стране невозможно ездить? Какие меры планирует предпринять правительство для ремонта и строительства дорог?

Удручающая дорожная обстановка

Удручающая дорожная обстановка

Украинские дороги делятся по назначению на трассы общего пользования и коммунальные. Первые включают в себя все соединения между городами и национальные трассы, относятся они к Укравтодору и финансируются за счет государства. А вторые — дороги внутри населенных пунктов, которые должны содержать местные бюджеты.

Всего в стране насчитывается 170 000 км автомобильных дорог, из которых лишь 2% можно назвать пригодными для использования. Причем в руинах находятся не только загородные и второстепенные дороги, но и трассы государственного значения — например, в Донецкой и Николаевской областях.


Международные эксперты в ежегодном рейтинге поставили Украину на 130-е место из 140 возможных, фактически приравняв ее по состоянию дорожной отрасли к странам третьего мира. Учитывая разрушения дорожного полотна, средняя скорость передвижения автомобилистов составляет не более 25 км/ч. Даже в столице страны более 90% дорожно сети нуждается в срочном восстановлении в связи с многолетним отсутствием ремонта как капитального, так и хотя бы текущего.

Автовладельцы каждую весну приходят в ужас от того, что за зиму происходит с дорогами. В мессенджерах и социальных сетях они взывают к чиновникам, перечисляя всё новые и новые проблемы: Чигирин – Черкассы, трасса в Запорожье от столицы и Днепра, Харьков-Днепр, на Херсон из Николаева и так далее.

Причины упадка дорожной отрасли

Причины упадка дорожной отрасли

Неконтролируемое передвижение тяжелого, перегруженного транспорта, температурные перепады, отсутствие ремонта методично уничтожали украинские дороги. Не меньше эксперты склонны винить и повсеместную коррупцию в ремонтно-строительных управлениях и отсутствие государственного контроля над качеством дорожных работ.

Сейчас кабинет министров с гордостью рассказывает о новой крупномасштабной программе по ремонту дорог, самой глобальной и дорогостоящей за всю новейшую историю Украины. Рассчитана она на 2018-2022 годы и имеет три ключевых направления:

  1. Ремонт дорожного полотна.
  2. Многоуровневый контроль качества осуществляемых работ.
  3. Введение системы жесткого весового контроля на дорогах.


На 2018 год государство выделило 44 млрд. гривен для приведения дорожной сети в рабочее состояние, однако эксперты считают эту цифру слишком скромной в соотношении с размерами бедствия на дорогах. Если бы в предыдущие годы чиновники выделяли существенные средства на поддержание отрасли, не пришлось бы прибегать к настолько вынужденным мерам, которые требуются сейчас.

Перед страной стоит реальная угроза не только абсолютного разрушения самого покрытия, но и основания дорог, что приведет к затратам совершенно иного масштаба.


Следующей проблемой аналитики называют ямочный ремонт, который ни в малой степени не улучшает дорожную ситуацию, зато проконтролировать его проведение и расход затраченных на него денежных средств крайне сложно. Именно поэтому строительные подрядчики охотно берутся за подобные заказы, позволяющие присваивать себе выделенные бюджетные деньги.

Схожая ситуация обстоит и с управленческим аппаратом в Министерстве инфраструктуры Украины. Еще несколько лет назад было объявлено о создании так называемого «черного списка» недобросовестных подрядчиков, не допускаемых более к выполнению государственных заказов по текущему и капитальному ремонту полотна. Однако все ограничилось увольнением некоторого числа руководителей, и коррупция продолжилась в том же размере.

Дорожный фонд

Дорожный фонд

С 2018 года начал функционировать государственный дорожный фонд, который будет аккумулировать часть национального бюджета для реализации комплекса работ по содержанию, а также ремонту, реконструкции и строительству дорог.

Пополняться он будет за счет следующих источников:

  • акцизов и ввозных пошлин с местного и импортного горючего и транспортных средств;
  • платы за перегруз автомобилей, зафиксированной на дороге;
  • оплаты проезда по концессионным дорогам;
  • целевых кредитов.


При этом сами автодороги передали в ведомство региональных властей с правом распоряжаться финансированием, а Укравтодор оставил себе лишь 50 000 км трасс. Таким образом, по мнению чиновников, каждый гражданин сможет потребовать от администрации своего региона ремонта и содержания дорог.

Эксперты считают, что таким способом центральная власть просто сняла с себя всю ответственность за контроль над дорожно-транспортной сферой. Зато сами чиновники рады подобной децентрализации, так как смогут самостоятельно устанавливать приоритетность задач и направлять средства на наиболее проблемные участки. Кроме того, уже сейчас отмечается своеобразное соревнование областей друг с другом по реконструкции дорог и устройству социальной инфраструктуры.

Немало помогает в деле восстановления национальных дорог Фонд регионального развития, который только в текущем году перечислил 11 млрд. гривен. В результате всех вышеперечисленных мер региональные бюджеты выросли с 60 млрд. до более чем 200 млрд. гривен.

Меры по возрождению украинских дорог

Меры по возрождению украинских дорог

Текущие дорожные работы самые крупномасштабные за историю страны: строительство трассы через Львов, Тернополь, Хмельницкий, Винницу, Умань, Одессу, Николаев и Херсон, восстановление дорог от столицы в Харьков, Чернигов и Одессу.

Правительство, наконец, решило ввести систему контроля качества ремонтных работ, которая будет состоять их 4 этапов:

  1. Инженеры заказчика будут следить за работами на строительной площадке.
  2. Надзор со стороны независимых экспертов.
  3. Проверка специальным подразделением Укравтодора.
  4. Общественный надзор со стороны местных граждан.


В случае выявления недостатков на любом из уровней проверки, подрядчик обязан устранить их за собственные средства. Кроме того, сами договора с подрядчиками будут содержать гарантийные условия и обязательную гарантию на качество полотна на 5 лет, а с 2019 года – на 10 лет. Таким образом, государство отсекает недобросовестных подрядчиков, продлевая срок службы дорог и сокращая количество «ямочного» ремонта.

Ужесточили требования по соблюдению грузовых норм, для чего уже установлено порядка 80 весовых комплексов для контроля грузового транспорта.


Важным новшеством станут концессионные дороги, которые будут строиться за счет частных инвесторов и предусматривать плату за проезд. Ожидать скорого их строительства не следует, так как потенциальный концессионер сначала должен будет получить от правительства гарантию стабильного автомобильного трафика. В случае, если тот окажется слабым, менее оговоренного договорными обязательства, тогда государство вынуждено будет покрывать эту разницу, возмещая потери владельцу дороги.

Министерство инфраструктуры предполагает, что после появления заинтересованного лица на все согласования уйдет не менее двух лет. Определенное время потребуется на финансовые вопросы, затем наступит процесс финансирования и, наконец, строительства. То есть, если в Украине когда-нибудь и появятся собственные автобаны, это произойдет не ранее, чем через 4-5 лет.

Украинские власти признают, что работы предстоит много, и в 2017 году, несмотря на колоссальные вливания, удалось отремонтировать лишь 1,5% ото всех требующих срочного восстановления дорог.

И все же положительные изменения в дорожной сфере на лицо – отрасль стала приоритетной для чиновников и максимально финансируемой. Безусловно, в краткие сроки привести в порядок столь большую территорию не удастся, но уже в ближайшую пятилетку чиновники обещают соединить между собой областные центры качественными автострадами, продолжать ремонт дорог местного значения, искоренить ямочный ремонт, применяя аварийный лишь в самых крайних ситуациях, ввести штрафные санкции за перегруз транспорта, ведущий к повреждению дорожного полотна.

В дополнение к имеющемуся финансированию дорожной отрасли, на брюссельском саммите Украина-ЕС было достигнуто соглашение о предоставлении Европейским инвестиционным банком займа в размере 75 млн. евро для осуществления программы по повышению автомобильной безопасности на украинских дорогах.

Видео об украинских дорогах:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button