Советы автомобилистам

Что такое одометр, и для чего он нужен

Что собой представляет одометр, виды прибора, принцип функционирования, как узнать о скрученности одометра. Видео про одометр.

Что такое одометр, и для чего он нужен
Если спросить, что такое одометр в автомобиле, то не факт, что все, кому этот вопрос задан, ответят на него. Хотя о том, что такое спидометр, хорошо осведомлены все. Даже глядя на показания этого прибора, можно не догадываться, что перед вашими глазами находится одометр. Это не удивительно, ведь он расположен на панели вместе со спидометром, поэтому легко можно соединить эти два разных прибора в одно целое.

Что это за прибор – одометр

Что это за прибор – одометр
Какие данные прибор показывает, знают все. Это всего лишь счетчик пробега, который подсчитывает число оборотов, совершаемое колесом во время движения.

Часто люди думают, что на спидометре отображается вместе со скоростью автомобиля и его пробег. Но это заблуждение, потому что шкала одометра просто компактно интегрирована рядом со шкалой спидометра – это сделано для удобства водителя и экономии пространства. Но если взглянуть на приборы «изнутри», сняв крышку панели, то станет ясно, что это совершенно разные устройства.

По какому принципу работает одометр

Чтобы выяснить, каков пройденный колесным транспортным средством путь, используют формулу определения угловой скорости движения определенной точки на окружности колеса. Другие параметры для вычисления – скорость автомобиля и радиус колеса. Все это реализовано в работе несложного прибора – одометра.

Сам этот прибор известен человечеству еще с незапамятных времен, его изобрели древние греки или китайцы – точно не выяснено. Современный одометр – уже не примитивное сооружение, а конструкция, состоящая из датчика определения угловой скорости вращения и CPU, рассчитывающего пройденные километры.

Виды одометров

Виды одометров
Первые одометры были механическими, но современные автомобили оборудованы электронными приборами. Существует и промежуточный вариант – электромеханические одометры. В чем состоит особенность их работы?

Механический прибор имеет кабель, подключенный к приборной панели и валу коробки. Вращение передается посредством вала – оборот проворачивает на зуб шестерню. Механический одометр имеет поворачивающиеся барабаны в количестве пяти штук, где размещены цифры, которые и отображают пробег, постепенно поворачиваясь.

Электронный одометр имеет на выходном вале коробки зубчатую шестерню. Когда мимо проходит шестерня и зубец, счетчик подсчитывает импульсы. Компьютер вычисляет обороты колеса, отображая эту информацию на дисплее. Проезд между импульсами вычисляется, и информация о пробеге обновляется, от ЭБУ проходя через электронные цепи.

Компьютер сложнее отрегулировать, так как ЭБУ способен не пропускать и учитывать все импульсы.

Одометр имеет два механизма. Первый из них отображает общий пробег автомобиля, начиная с момента схода с заводского конвейера, который сбросить до нуля невозможно. Внизу имеется другой показатель, отражающий суточный пробег, и его всегда можно обнулить.

Для чего водителю одометр

Маленький счетный прибор играет важную роль в функционировании автомобиля и является значимым для самого автовладельца.

Во-первых, всегда полезно знать, какой же реальный пробег у автомобиля, чтобы не заблуждаться по поводу собственного транспортного средства. Кроме того, есть возможность определить расстояние от пункта А до пункта Б при помощи одометра.

Во-вторых, руководствуясь показаниями этого прибора, владелец легко может выяснить, когда пора проводить техническое обслуживание, когда менять масло – эти действия зависят от определенной величины пробега. Туда же входят такие элементы обслуживания авто, как регулировка клапанов, регулировка развала и схождения, замена ремня ГРМ.

В-третьих, счетчик суточного пробега может помочь определить точный расход топлива. Если водитель заподозрит, что расход возрос, то перед тем, как отправляться на СТО и проверять двигатель, можно самому рассчитать расход горючего. Для этого нужно запастись канистрой бензина, и когда в баке топливо будет полностью сожжено, нужно сбросить счетчик нижний (суточный) на ноль.

После этого в бак заливают горючее из припасенной канистры и продолжают ездить, пока не израсходуется и этот бензин. Далее объем канистры в литрах делим на пробег по показаниям суточного счетчика, умножив полученное число на 100.

Проблема скрутки одометра

Проблема скрутки одометра
Общий пробег автомобиля – это важный параметр, который в первую очередь заостряет не себе внимание при продаже или покупке автомобиля с рук. Поэтому встречаются автовладельцы, которые стремятся определенными способами уменьшить показания одометра – скрутить его.

Покупатель первым делом проверит, какие цифры высвечиваются на дисплее приборной доски, и на основе увиденного сделает вывод о состоянии деталей и узлов автомобиля – двигателя и ходовой части. Автомобиль с большим пробегом значительно теряет в оценке стоимости, и продать его гораздо труднее.

Пробег бывает важен не только при купле-продаже автомобиля. Это имеет значение и для коммерческого использования машины – в этом случае необходимо контролировать использование транспорта в нерабочих целях и его расход топлива.

Недобросовестные водители, чтобы скрыть нецелевое использование автомобиля для «левых» заработков или в личных целях, тоже стараются скрутить одометр, чтобы цифра пробега уменьшилась. Как они это делают?

Нельзя недооценивать умельцев, способных подкорректировать даже электронные системы для скрутки километража. У нас это действие никак не наказывается, а в странах Европы за вмешательство в показания проборов может быть вынесен приговор с дальнейшим пребыванием в помещении с окнами в клеточку, причем на немалый срок.

Механические одометры на старых автомобилях скручиваются проще счетчиков других видов. Для этого «умелые ручки» снимают тросик с вала и соединяют с вращающимся электроинструментом типа дрели, совершая вращение в обратную сторону. Иногда приходится снимать счетчик и крутить барабаны вручную.

Чтобы откорректировать электронный одометр, понадобятся программные средства и специальные устройства, которые дают возможность внедряться в работу бортового компьютера и менять там показания. Иногда перепрограммируются бортовые контроллеры.

Как обнаружить скрутку

Как обнаружить скрутку одометра
С точки зрения тех, кто занижает пробег автомобиля, ничего плохого они не делают. Как правило, это происходит перед продажей, чтобы получить за машину сумму повыше. Но по сути это деяние – обычное мошенничество, обман покупателя, который после приобретения транспортного средства с внушительным пробегом очень быстро столкнется со старыми и изношенными узлами, требующими ремонта. Его также ждет несвоевременное техобслуживание, неправильная диагностика и много других хлопот.

Водитель, у которого нет большого опыта, может не заметить следов вмешательства в показания одометра. Но профессиональный механик всегда определит, скручивали ли одометр – для этого производят осмотр на яме. В случае механического одометра он увидит, что место, где тросик соединяется с шестерней у коробки, подозрительно чистое, хотя все другие элементы будут покрыты пылью и грязью. Значит, что тросик снимали с определенной целью.

Если проверяется электронно-механический прибор, то смотрят на место, где корпус измерителя крепится к панели. Если его снимали и разъединяли шестеренки, чтобы выставить другие значения, то будет заметно вмешательство. Очевидно также воздействие на винтовые крепления.

Если вмешательство было в электронный одометр, то заметить его можно, если щиток приборов разбирался. В других случаях перепрошивку заметить практически невозможно. Тогда проверяют общее состояние всех узлов, сопоставляя их с показаниями счетчика километража и делая выводы.

Насколько точны показания одометра

Насколько точны показания одометра
Абсолютной точности одометр не покажет, как и все другие измерительные приборы в автомобиле – например, спидометр или тахометр. Все они выдают некоторую погрешность. У механического одометра такая погрешность установлена на уровне от 5% до 15%. С увеличением скорости автомобиля погрешность тоже возрастает.

Еще большую неточность будет показывать прибор, если автомобиль часто буксует, когда его колеса крутятся вхолостую. В случае пробуксовки даже электронный одометр не отразит реальный пробег – ведь колеса будут работать на одном месте, а счетчик будет увеличивать пробег, так как он считает обороты колеса, а не само расстояние.

Неточность будет и в случае, если автовладелец установит колеса несоответствующего диаметра. Счетчик будет накручивать больше километров, если колеса уменьшенного диаметра, и наоборот – если колеса увеличенного диаметра.

В любом случае самыми точными являются электронные одометры, тут ошибка может быть только при износе покрышек. Если счетчик немного «подустал» (все подлежит износу) и поэтому не выдает достоверную информацию, его нужно починить, не откладывая это в долгий ящик, чтобы не столкнуться с проблемами при дальнейшем обслуживании автомобиля или при его продаже.

Заключение

Одометр играет большую роль в обслуживании автомобиля, позволяя делать это вовремя через нужные промежутки времени. В процессе личной оценки автомобиля при покупке или продаже счетчик показывает объективный пробег (если он не скручен!) и дает возможность объективно оценить транспортное средство.

При помощи одометра можно рассчитать объем потребляемого топлива и убедиться, что двигатель работает нормально, или дело обстоит иначе. Помогает прибор и в расчете расстояния между двумя точками при движении автомобиля.

Одометр не является частью спидометра, хотя его дисплей и расположен рядом. Одометр – хотя и небольшой, но важный измерительный прибор автомобиля.

Видео про одометр:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button
Adblock
detector