6 вещей, которые нельзя делать в машинах с полным приводом
Варианты полного привода, чего стоит избегать при эксплуатации автомобилей с полным приводом. Видео о кроссоверах с полным приводом.
Никто не сомневается в многочисленных реальных преимуществах автомобилей с полным приводом. Не зря полный привод на все колеса показывает постоянный рост заинтересованности среди автолюбителей.
Но и полноприводные машины не всемогущи, и они не могут гарантировать полную неуязвимость на дороге. Хотя многие люди думают именно так и стремятся приобрести полноприводный автомобиль, чтобы быть уверенными, что транспортное средство не подведет ни в какой ситуации и ни в каких условиях.
Рассмотрим те ошибочные действия водителей машин на полном приводе, которые не стоит повторять, если вы не хотите ускорить износ узлов вашего транспортного средства. Как правило, допускают ошибки автовладельцы с небольшим опытом вождения и те, чей опыт за рулем включал заднеприводные или переднеприводные автомобили, а на полный привод такие водители пересели очень недавно. Сначала рассмотрим основные виды полного привода.
Какие бывают варианты полного привода
Полный привод 4WD или part time – подключаемый полный привод, встречается на внедорожниках, серьезно заточенных под бездорожье – УАЗ «Патриот», Toyota Land Cruiser, Jeep Wrangler, а также на пикапах Nissan NP300, Navara Toyota Hilux, Ford Ranger.
В конструкции нет межосевого дифференциала, есть жестко подключаемая передняя ось, крутящий момент распределен на задние и передние колеса в пропорции 50:50. На асфальте труднее ехать с передним мостом, подключенным на постоянной основе: элементы полного привода получают повышенную нагрузку, износ покрышек идет быстрее, машина хуже проходит повороты. Зато 4WD отлично подходит для бездорожья – механизм прост и надежен.
Полный привод AWD – подключаемый автоматически при помощи муфты, есть межосевой дифференциал. Пример – BMW xDrive. Крутящий момент распределяется между осями, и от водителя требуется лишь заблокировать какой-либо из дифференциалов.
Но чаще тормозные механизмы управляются электроникой. Ось подключается в случае, если передние и задние колеса начинают вращаться с разной скоростью, т.е. налицо проскальзывание, или когда водитель резко жмет на газ. Этой системой снабжаются все городские кроссоверы и паркетники, она автоматически подключает полный привод без участия водителя во время пробуксовок, что экономит топливо. На бездорожье система бесполезна, а подключение резко дополнительного моста в заносе может повысить риск скольжения.
Чего же стоит избегать, используя задний привод?
1. Не применяйте технику поворота для заднеприводных машин к полноприводным автомобилям
Речь идет о крутых поворотах, когда автомобилю с задним приводом помогает осуществить такой поворот нажатие водителем на педаль газа на середине прохождения поворота. В этом случае машина пройдет поворот быстрее, и водитель может отпустить педаль тормоза немного раньше, чем он это сделал бы на машине с другим приводом. Хотя существует небольшой риск потери сцепления и вхождения в занос, но все же автомобиль будет сохранять правильную траекторию.
Этот прием не сработает на полноприводном автомобиле, причем в большей мере это относится к полноприводным системам AWD. Все дело в том, что при прохождении середины поворота и выжатой педали газа, вес автомобиля перераспределится на заднюю часть. В результате машина начнет «приседать», ведь передняя часть окажется легче. Теперь вспомним, что у автомобилей с AWD-приводом крутящий момент поступает на передние колеса, которые уже не смогут обеспечить машине достаточную поворачиваемость.
Машина отказывается вписываться в поворот, поскольку ей недостает прижимной силы, снижается механическое сцепление передних колес с дорогой, а траектория ее движения меняется на более пологую дугу. В результате надежный полноприводный внедорожник может вылететь с дороги. Вот почему применение техники поворота, которая хорошо срабатывает на заднеприводных машинах, на полном приводе AWD ведет к тому, что машина не может правильно выполнить поворот из-за недостаточной поворачиваемости.
Стоит заметить, что современные разработки в автомобилестроении позволяют машинам с AWD-приводом легко справляться с погрешностями поворачиваемости. На таких автомобилях, как Ford Focus RS или Audi R8 V10 Plus, это решается за счет системы умного привода и электроники. Когда при повороте задние и передние или внешние и внутренние колеса начинают вращаться с разной скоростью, эту разницу способен нивелировать межосевой дифференциал, поглотив и перераспределив ее. Но умными системами оборудованы не все полноприводные машины подряд, вследствие чего не все могут справиться с недостатком или избытком поворачиваемости.
Как поступать правильно? Не стоит полагаться на свой опыт использования заднеприводных машин и не применять его к полному AWD-приводу. Если вам предстоит поворот, следует перед ним максимально сбросить скорость и удерживать ее так до прохождения большей части поворота, повысив обороты только после этого. Таким образом вам удастся избежать недостаточной поворачиваемости и заноса автомобиля.
2. Не допускайте езду на полном приводе 4WD по сухому асфальту
Полный привод рассчитан на глубокое бездорожье. 4WD или part time нельзя использовать для езды по сухому и чистому асфальтовому покрытию. Так как отсутствует межосевой дифференциал, колеса и переднего, и заднего мостов крутятся с одинаковой скоростью. На асфальте они при прохождении поворота будут прокручиваться, создавая большую нагрузку на трансмиссию.
Привод 4WD отлично подходит для скользкой дороги или грязи, но на сухом асфальте он бесполезен. Задние колеса с меньшим радиусом поворота будут действовать в качестве силы сопротивления, они выталкивают передние колеса с траектории и создают эффект торможения. Если постоянно ездить по шоссе на 4WD, особенно с многочисленными изгибами дороги и поворотами, то возрастает температура деталей в узлах, что может послужить выводу трансмиссии из строя. Кроме того, и шины получают усиленный и неравномерный износ, сокращающий срок их службы.
Как поступать правильно? Если вы едете на полноприводном 4WD автомобиле по сухому асфальту, и предстоит поворот, всегда снижайте скорость. Пока не преодолен почти весь поворот, не повышайте обороты вашего двигателя.
3. Не допускайте резких рывков с места
Резкий и быстрый старт нельзя назвать полезным ни для одного автомобиля, но особенно он вредит машинам, оснащенным AWD-приводом. Такой старт хорошо использовать в автоспорте, чтобы сократить время разгона спорткара. Резкий рывок с места сопровождается пробуксовкой колес, особенно это касается мощных автомобилей и с системой заднего привода.
Автомобили с AWD-приводом меньше страдают от этого явления, но зато именно они ощущают повышенную нагрузку на коробку передач. По этой причине не стоит резко стартовать с места, иначе коробка сильно сократит свой ресурс и преждевременно выйдет из строя, а владелец, который любит спортивный стиль вождения, понесет крупные затраты на ремонт дорогостоящей детали. Причем самому большому риску подвергаются коробки-автомат, хотя страдают от резких рывков все виды трансмиссии.
Как правильно? Правильным будет вообще отказаться от идеи резких стартов, если у вас автоматическая коробка передач. Однако разгон на повышенных оборотах возможен для владельцев «механики», но только в случае полного прогрева как охлаждающей жидкости и масла в МКПП, так и самой раздатки, да и других узлов тоже.
Выжмите педаль сцепления и включите первую передачу, доведя обороты до 5000-6000, после чего отпустите сцепление немного так, чтобы машина была в готовности тронуться. Таким образом вы сократите время для соединения сцепления и время разгона.
Чтобы удерживать машину на месте, не снижая оборотов, воспользуйтесь ручным тормозом. Чтобы рвануть с места, снимите автомобиль с ручника, одновременно быстрым плавным движением отпустите сцепление, при этом обороты должны быть ближе к красной зоне тахометра. Ваши быстрые, плавные и синхронные движения уменьшат силу толчка в момент старта, что снизит нагрузку на трансмиссию.
Правда, пострадает сцепление, но если вы не в состоянии отказаться от удовольствия резкого старта, то хотя бы сэкономите на ремонте коробки передач, ремонтируя более дешевое сцепление.
4. Не стоит часто пользоваться ручным тормозом
Возможность заблокировать колеса ручником в гололед или на месте с уклоном очень привлекательна, но не стоит слишком часто применять это средство на автомобилях с полным приводом. Ручной тормоз способен при постоянном использовании сильно сократить срок работоспособности узлов и компонентов машины. Торможение ручником заставляет задние колеса резко и внезапно замедлиться, что негативно сказывается на раздаточной коробке и на трансмиссии в целом.
Если процессы внезапного изменения скорости колес передней и задней оси будут часто повторяться, то это быстро выведет из строя компоненты раздатки, и повреждения коснутся самой коробки передач. Ведь эти узлы рассчитаны на равномерное изменение скорости колес на осях, поэтому допустимо не слишком значительное изменение скорости движения колес.
Желательно при буксировке машины с AWD-системой задействовать все четыре колеса. Использование ручника на постоянной основе приводит и к износу двигателя, которому придется испытывать повышенную нагрузку для оборачиваемости колес.
Какие действия будут правильными? Конечно, допускается пользоваться ручным тормозом время от времени. Просто нужно помнить, что для автомобилей на полном приводе это вредно, ведет к сокращению срока службы компонентов, которые передают крутящий момент на колеса транспортного средства. Дрифтить вы сможете и без ручника, применяя другие техники дрифта.
5. Нельзя на полном приводе медленно ехать по бездорожью
Для чего нужен полноприводный внедорожник? Конечно, чтобы на нем спокойно преодолевать топи и овраги, камни и обледенелые горы. Но все ли знают, как правильно ехать по бездорожью на машине с полным приводом?
Оказывается, очень многие водители считают, что преодолевать трудные участки нужно на большой скорости. Однако теория и практика вождения говорят о том, что верно обратное. Чем быстрее движется внедорожник по каменистой или холмистой местности, тем больше он рискует застрять или получить повреждения.
Сравните это с преодолением «лежачего полицейского»: если скорость слишком велика, то подвеска может не совладать с неровностью и последствием окажется жесткий удар. На маленькой скорости подвеска спокойно поглотит удар, и пересечение «лежачего полицейского» пройдет более спокойно и комфортно. Те же последствия будут и для внедорожника, который едет по буграм или каменной насыпи. Если скорость велика, то автомобиль может быть поврежден. Если скорость маленькая, подвеска подстроится и поглотит удары, сохранив сцепление колес с плохой дорогой.
Недаром ведь Land Rover, обучая вождению по бездорожью, приводит правило: «Вы должны двигаться настолько медленно, насколько это возможно для вашего передвижения».
Что же сделает большинство водителей полноприводных машин, если им предстоит заехать на крутой пригорок или преодолеть топкую грязь? Они что есть силы нажмут на педаль газа и ринутся в бой, пытаясь всей мощью преодолеть препятствие. Однако в этом случае скорость, наоборот должна быть снижена. Но тут правильно рассчитать ее, чтобы не остановиться на полпути к вершине, буксуя.
Что предпринять? Для наилучшего преодоления склонов, оврагов или иного бездорожья нужно включить пониженную передачу крутящего момента, подаваемого на колеса. Если у внедорожника нет раздаточной коробки, а она есть не у всех современных машин, то для передвижения по трудному участку используйте самую малую скорость в коробке передач.
Внедорожники 4WD и пикапы имеют для этого дополнительный рычаг рядом с рычагом коробки, кнопку или выбор режима на ручке. Однако на несложных участках пониженную передачу включать не следует.
6. Нельзя сильно накачивать шины
Отлично накачанные шины будут способствовать тому, что колеса начнут отталкиваются от поверхности дороги, и в этом случае по бездорожью без проблем проехать не получится.
Высокое давление в колесах повышает энергию отскока и придает ненужную инерцию автомобилю. Что хорошо для асфальта, где небольшое сопротивление колес помогает машине легче ехать и потреблять меньше топлива, то вредно сказывается на бездорожье. Сильно накачанные шины начнут подбрасывать внедорожник на каждой кочке, что не прибавит водителю и пассажирам комфорта, а трудные участки машина будет проходить гораздо сложнее.
Если шины недокачаны, то они поглощают удары, и для покрышек риск повреждения снижается, как и риск поломки машины. Такие шины получают более значительную площадь сцепления с дорогой. Так легче передвигаться по грязи или по песку, когда вес автомобиля распределен более равномерно и меньше вероятность застрять в этих топких средах.
Как нужно действовать? Опытные водители внедорожников рекомендуют перед поездкой по плохим дорогам или бездорожью накачать шины лишь на 75% от давления, которое производитель рекомендует для города. Но нужно учесть, что для асфальта вам опять потребуются хорошо накачанные покрышки с уже нормальным давлением. Кроме того, когда вы спускаете давление в колесах, не переусердствуйте, поскольку если давление будет слишком низким, то есть риск повреждения колесных дисков.
Заключение
Внедорожные полноприводные автомобили давно стали нашими неотъемлемыми спутниками, перестав быть средством передвижения только для охотников, рыбаков или любителей экстремального туризма. Сейчас полноприводными автомобилями владеют и жители городов, которые лишь изредка съезжают с асфальта. Поэтому важно правильно использовать мощную машину, не навредить ей и не допустить поломку, особенно где-нибудь в дороге, вдали от цивилизации. Надеемся, что советы опытных владельцев полноприводных внедорожников в этом вам помогут.
Видео о кроссоверах с полным приводом: