История Pontiac: ТОП-7 интересных фактов
Статья об истории бренда Понтиак: становление, расцвет и упадок автомобильной компании, интересные модели. В конце статьи — видео про Pontiac FireBird.Статья об истории бренда Понтиак: становление, расцвет и упадок автомобильной компании, интересные модели. В конце статьи — видео про Pontiac FireBird.
Содержание статьи:
- Автомобиль или революционер
- Независимый «младший брат»
- Уродливый ацтек
- Спортивные достижения
- Кинокарьера автомобилей Понтиак
- Автоматическая трансмиссия
- «Убийца спорткаров»
- Видео про Pontiac FireBird
Несмотря на то, что в 2009 году бренд Pontiac перестал существовать, его так ярко начавшаяся история надолго остается в сердцах и памяти автолюбителей.
1. Автомобиль или революционер
Первые числа нового 1926 года ознаменовались для нью-йоркского отеля «Коммодор» пышным торжеством. Огни приветливо манили внутрь, транспаранты колыхались над головами гостей с надписью «пау-вау», встречая внутри индейского вигвама.
Это была не вечеринка выпускников и даже не предсвадебный мальчишник — таким нестандартным образом именитый автопроизводитель General Motors презентовал новое дочернее предприятие — Pontiac. Истинно американский бренд решил напомнить гражданам и своим клиентам историю собственной страны, историю поражений, завоеваний и кровопролития.
В 1720 году в деревне племени оттава, что располагалась на месте современного Детройта, родился мальчик, которому судьбой уготовано было стать героем сродни русскому Чапаеву. Он стал идейным лидером в борьбе с английскими колонизаторами, собрав под своими «знаменами» все племена восточных территорий Соединенных Штатов.
Хотя впоследствии Понтиак был убит при невыясненных обстоятельствах, его подвига оказалось достаточно для того, чтобы его именем назвали несколько городов в американских штатах и даже в Канаде.
Таким образом, команда General Motors давала понять, что новые автомобили Pontiac станут «вождями» среди 6-цилиндровых двигателей, самых массовых, самых лучших и наиболее популярных на рынке в то время.
2. Независимый «младший брат»
Давая жизнь новому бренду, General Motors не ставил целью покорить сердца потребителей новейшими технологиями, ставить рекорды скорости или создавать модели будущего. В медицине существует такой термин как «ребенок-донор», которого специально рожают для помощи старшему. Аналогию можно провести с Pontiac, которому была уготована судьба бренда-сателлита, то есть как бы младшего, более простого и бюджетного брата солидного автопроизводителя Oakland.
Идея такой довольно замысловатой концепции принадлежала владевшему на тот момент корпорацией GM Альфреду Слоуну. Изначально стратегией автопроизводителя еще со времен Уильяма Дюранта было максимальное заполнение всех ценовых и технологичных ниш в автомобильной сфере. Дюрант стремился удовлетворить все потребности абсолютно всех потребителей, эстетические, практические и финансовые.
Фирмы-сателлиты должны были стать прослойками между ключевыми филиалами: для премиального Cadillac им стали более доступный по стоимости LaSalle, который, тем не менее, был дороже Buick. По такой же схеме у одного из старейших брендов Oakland «средним» братом был Chevrolet, а младшим стал Pontiac.
Но не зря же Pontiac получил имя великого вождя – первая же выпущенная модель, которой стал Pontiac 6-27, уже через год мог похвастать 100 тысячами проданных экземпляров, а еще через 2 года – более полумиллиона.
3. Уродливый ацтек
Команда инженеров Pontiac снова решила вспомнить индейские «корни» своей компании: притеснения, голод, тяжелые условия жизни, войны, но при этом стремление к свободе, к выживанию, к сохранению своей самобытности.
Так был создан Aztek, увидевший свет в 2001 году, который стал комбинацией среднеразмерного кроссовера, универсала и минивэна. Позиционируемый как автомобиль для активного отдыха, Ацтек получил угловатые формы, вместительный багажник и не менее просторный салон, неплохой 3,4-литровый бензиновый двигатель V6, независимую подвеску.
Однако несмотря на управляемость, надежность, высококлассную эргономику, разработанную именитым Johnson Controls, полный электропакет, бортовой компьютер и отличную аудиосистему неординарная модель прославилась на весь как самый уродливый автомобиль в мире. На рекламный лозунг дилеров о «самом универсальном автомобиле планеты» попадались лишь непритязательные автомобилисты, которым не был важен интерьер или экстерьер, а исключительно практичность.
На волне яркой рекламы, акценте на всевозможных достоинствах производителю удалось реализовать чуть более 27 тысяч экземпляров. Однако впоследствии Ацтек уходил лишь по нескольку единиц в год, а потому к 2005 году терпение руководства GM кончилось, и модель навсегда покинула автомобильный мир.
4. Спортивные достижения
General Motors не поощряла разного рода автогонки, особенно уличные. Но при этом Pontiac активно увиливал от требований по выбросам и расходу топлива, неизменно оснащая свои модели мощными Big Block двигателями. Такие автомобили никак не могли избежать спортивных побед.
В 1962 году любимчик публики Гленн Робертс, впоследствии погибший во время автогонок, на Pontiac Catalina выиграл Daytona 500 – великую американскую гонку на 500 миль. В том же году другой национальный герой Джо Уэзерли, также закончивший свою жизнь в страшной аварии во время соревнования, на той же модели выиграл не только почти десяток гонок, но и престижный чемпионат NASCAR Grand National.
Помимо этого, соревнования модификация Firebird фактически «прописалась» на Трансамериканских гонках, в Road America, Monterrey и еще на многих других американских треках. Более того, даже сейчас модели именно первого поколения нередко можно увидеть на уличных гонках, при демонстрации мастерства дрифта и на соревнования по драг-рейсингу.
Увидев потрясающие возможности модификации Firebird, была создана отдельная компания под руководством Денниса Микама, которой максимально усовершенствовал PontiacTransAM для участия в соревнованиях. Результат себя оправдал – сразу же команда Микама выиграла чемпионат SCCA Trans Am Racing Series 1982 года. На протяжении нескольких лет модель Trans AM считалась самой быстрой машиной в Америке.
5. Кинокарьера автомобилей Понтиак
«Я преследую черный TransAM — уберитесь все с дороги, он мой». – Говорил шериф Бьюфорд Джастис в некогда очень популярном комедийном фильме «Смоки и Бандит».
В год написания сценария к фильму компания Pontiacк своему 50-летнему юбилею выпустила ограниченное число Pontiac Fierbird Trans Am «Black and Gold special edition».
Принявшие участие в съемках автомобили оснащались 6,6 — литровыми двигателями V8, работающими в паре с 4- ступенчатой механической трансмиссией и 6,6- литровым «Smallblock» V8 от Oldsmobile с автоматической трансмиссией.
После успеха фильма купить TransAM в салонах можно было только через полгода – настолько длинными были очереди на данную модель.
В 2002 году на экраны вышел блокбастер с Вином Дизелем под названием ХХХ. Для многочисленных погонь и эффектных сцен съемочная команда приобрела много достойных автомобилей, среди которых Pontiac GTO 1965 года выпуска. Производившая впечатление еще в далеких 70-х годах, для фильма модель была определенным образом доработана: получила более мощный двигатель, встроенное оружие и даже ракеты.
Таким образом, автомобиль с 6,4-литровым двигателем мощностью в 325 л.с. стал хорошим «напарником» для экранного супергероя. Вот только для управления им актеру пришлось немало потрудиться, так как во время создания модели о системах стабилизации еще не знали, а потому управлять столь мощным мускул-каром способен был только очень опытный водитель.
Также модель GTO можно увидеть в фильме «Рыцарь дня», где ей управляла прекрасная Кэмерон Диас.
Еще автомобили Pontiac поучаствовали в таких популярных блокбастерах как «Рыцарь дорог» (Firebird), «Трансформеры» (Solstice) и даже в сериале «Во все тяжкие», где главному герою достался тот самый уродливый Aztek.
6. Автоматическая трансмиссия
Сейчас трудно представить, но были времена, когда не существовало ни роботизированной коробки, ни вариатора. Перед автолюбителями стоял довольно скудный выбор – механика или автомат, причем не все знают, что за создание последнего благодарить следует именно General Motors.
Над идеей «автомата» одновременно трудились 3 основных американских автогиганта — Ford, Chrysler и GM. Частично система была установлена на Ford T выпуска 1908 года и состояла из нескольких зубчатых колес, обращающихся вокруг центральной шестерни, т.е. первой «робкой» разработкой планетарной передачи.
Наконец, первая в мире надежная, бесшумная, полностью автоматическая трансмиссия, получившая условное наименование Hydramatic, родилась в недрах цехов GM в 1940 году.
Новинку получили как раз модель Catalina бренда Pontiac, а также Oldsmobile и Cadillac, благодаря которым к 1960-м годам в Америке прочно утвердилась общепринятая и по сегодня схема включения передач АКПП P-R-N-D-L.
7. «Убийца спорткаров»
Главной гордостью ставшего легендарным Pontiac GTO был 8-цилиндровый 3-карбюраторный 7-литровый двигатель, который не только в Америке, но и в Европе получил звучное прозвище «убийцы спорткаров».
Для охлаждения мощного мотора инженеры продумали особую систему подачи воздуха из-за борта автомобиля, обеспечив так называемый динамический наддув. Благодаря этой конструкции, получившей название Ram Air, специально настраиваемый воздухозаборник на капоте, воздух напрямую отправлялся в корпус воздушного фильтра, придавая модель дополнительную мощь. Машины, имеющие систему Ram Air, получили код двигателя XS .
Не менее инновационной стала и разработка Vacuum Operated Exhaust (VOE), устанавливаемая на выхлопную систему, превращала глушитель в прямоточный, обеспечивая автомобиль просто феноменальной мощностью.
Удивительно, что настолько необычный и самобытный бренд вошел в затяжное пике, которое привело к краху компании. С 1979 года, когда автомобилестроение во всем мире набрало огромные темпы, а конкуренция стала предельно жесткой, General Motors пришлось спешно пересматривать свою политику. Доступные машины Buick перевели в сегмент среднего класса, тогда как Pontiac пришлось перерабатывать модельный ряд Chevrolet для того, чтобы он соответствовал премиальному классу.
Однако все эти маневры не помогли избежать падения продаж, экономического кризиса и принятого в 2009 году решения о закрытии легендарного бренда.