Советы автомобилистам

Как правильно менять масло в МКПП и АКПП

Функции трансмиссионного масла, отличие масла для «механики» и «автомата», периодичность замены, особенности работы. Видео про замену масла в машине.

Как правильно менять масло в МКПП и АКПП

Как и любой узел автомобиля, коробка передач со временем изнашивается и вырабатывает свой ресурс. Чтобы продлить жизнь механизму и обеспечить бесперебойную работу, необходима своевременная замена масла. Это можно сделать на СТО или своими руками. В последнем случае важно понимать отличие масел для АКПП и МКПП, знать порядок замены и уметь правильно выполнить операцию.

Функции трансмиссионного масла

Функции трансмиссионного масла
Если необходимость замены моторной смазки никто не подвергает сомнению, то с трансмиссионной дело обстоит иначе. Многие водители не считают масло таким же важным, поэтому не всегда меняют его вовремя. А между тем коробка передач постоянно работает при эксплуатации автомобиля и все время подвергается большим нагрузкам.

Главное предназначение трансмиссионного масла – создание плотной пленки на поверхностях деталей коробки передач. Поэтому, в отличие от моторного, у него более вязкая и плотная консистенция. Дополнительную тягучесть и износостойкость дают и содержащиеся в средстве присадки. Но именно из-за них трансмиссионное масло плохо переносит резкие колебания температур и потому теряет свои качества.

Общие функции масла:

  1. Смазка. Маслянистая пленка на поверхностях деталей снижает силу трения, чем замедляет износ деталей трансмиссии. Регулярная замена материала обеспечивает безотказную работу всех элементов коробки передач.
  2. Охлаждение. Смазочный материал отбирает тепловую энергию и переносит в теплообменник, охлаждая тем самым работающие детали трансмиссии. Длительное использование масла приводит к ухудшению его свойств. Оно перестает справляться с охлаждением, в результате чего КПП часто перегревается и ломается.
  3. Очищение. Масло вбирает и отводит от деталей КПП грязь, металлическую пыль и стружку, которые образуются при трении. По мере использования в нем растет содержание твердых частиц, которые усиливают истирание поверхностей.

Помимо этого, от качества трансмиссионного масла зависит гидравлика в АКПП. Ухудшение органолептических свойств приводит к сбоям работы коробки и ускоряет поломку устройства.

Поэтому замена масла – важнейшая процедура, которой нельзя пренебрегать. Маслянистая пленка обеспечивает износостойкость, безаварийную работу и длительный срок службы трансмиссии.

Отличие масел для АКПП и МКПП

На первый взгляд смазочные материалы для автоматической и механической коробки передач выполняют одинаковые функции. Но на самом деле между ними есть принципиальное различие.

Масло для механической трансмиссии (MTF):

  • минимизирует механическое напряжение на рабочих деталях;
  • защищает поверхности от коррозии;
  • поглощает и отводит тепло от работающих узлов.

Масло для автоматической коробки (ATF) – более сложное вещество и по составу, и по функциям. Оно также охлаждает, отводит от деталей грязь и тепло, снижает трение поверхностей. Однако главная задача масла – обеспечение передачи крутящего момента. То есть, оно выполняет в некотором роде роль сцепления. Помимо этого, масло для АКПП обеспечивает ровную работу механизмов, снижает степень вспенивания жидкости за счет более вязкой консистенции, чем у MTF.

Периодичность замены

Периодичность замены масла в коробке передач
Обновление масла – обязательное условие нормального состояния трансмиссии и бесперебойной работы. По мере эксплуатации изменяется состав и свойства присадок. В результате масло перестает должным образом обеспечивать защиту элементов коробки.

Автоматическая КПП

Сроки обновления трансмиссионного масла обычно указано в технической документации к автомобилю. В среднем рекомендуется менять его через каждые 30 тыс.-50 тыс. км.

Некоторые производители могут указывать более длительный пробег без замены жидкости. Однако опытные водители советуют не выдерживать столь большой интервал, а менять масло чаще, чем написано в инструкции.

Что касается «вечного» масла, которое используется в герметичных коробках, то оно тоже подлежит замене. Хотя считается, что трансмиссионный материал не портится, специалисты советуют его все-таки обновлять хотя бы изредка, особенно если автомобиль эксплуатируется очень интенсивно. А в случаях крупного ремонта коробки или попадания воды в устройство эта процедура обязательна.

Механическая КПП

Такая коробка отличается простой конструкцией и надежной работой. Поэтому менять трансмиссионное масло можно реже, чем в машинах на автоматике – в среднем через каждые 100 тыс — 200 тыс. км. Но это в случае отсутствия больших нагрузок. Если автомобиль часто ездит с прицепом или тяжелыми грузами, эксплуатируется по бездорожью или в горной местности, менять масло нужно чаще.

Признаки необходимости замены масла в АКПП

Признаки необходимости замены масла в АКПП
В некоторых случаях процедуру лучше сделать раньше, чем предписано в техдокументации к автомобилю или рекомендовано сервисными службами. О том, что трансмиссионный материал перестал справляться со своими функциями, можно судить по внешним признакам.

Автоматическая КПП

Масло подлежит замене, если появился хотя бы один из следующих признаков:

  1. Изменение цвета. Пришедшее в негодность вещество – непрозрачное, темно-бурое или почти черное из-за большого содержания продуктов горения и металлической пыли.
  2. Запах гари. Этот признак говорит о частых перегреваниях АКПП, из-за чего в масле скопилось много сажи. По мере эксплуатации автомобиля коробка будет нагреваться сильнее от раза к разу, из-за чего запах гари будет усиливаться.
  3. Вспенивание. Появление пузырьков происходит из-за попадания воды в коробку передач. В этом случае масло нужно срочно менять, поскольку оно не в состоянии справиться со своими функциями.
  4. Сбои в работе: задержки переключения передач, отказы во время движения и пр. При наличии этих признаков масло нужно немедленно заменить, чтобы не допустить поломки коробки.

Специалисты считают, что лучше всего заменять масло в осенний период, перед наступлением холодов. Дело в том, что смазка для АКПП плохо переносит скачки температур, ее свойства ухудшаются с каждым перепадом.

Механическая КПП

По сравнению с автоматической коробкой, механическая испытывает более сильные нагрузки – чаще всего из-за того, что водитель прикладывает физические усилия при включении КПП и переключении скоростей. А они не всегда одинаковы.

К наиболее частым признакам необходимости замены масла относятся:

  • посторонние шумы и нарастающая вибрация во время движения;
  • затрудненное включение в холодную погоду;
  • невозможность переключения одной или нескольких скоростей;
  • самопроизвольное сбрасывание передач;
  • рывки, толчки, стук при переключении скоростей;
  • утечка масла из коробки.

Порядок замены масла в АКПП и МКПП

Порядок замены масла в АКПП и МКПП
Замену лучше доверить специалистам автосервиса. При отсутствии такой возможности процедуру можно выполнить самостоятельно. Но тогда важно соблюсти последовательность операции.

Автоматическая КПП

Прежде чем слить старое масло, его надо прогреть. Поэтому сначала нужно проехать расстояние в 5-10 км. Этого достаточно, чтобы вещество разогрелось и стало менее вязким. После этого останется выполнить поэтапно всю процедуру:

  1. Загнать автомобиль на смотровую яму или поднять подъемником.
  2. Убрать защиту картера.
  3. Подставить ведро или другую емкость, открутить пробку, слить масло.
  4. Снять крепежи фильтра коробки и гидроблок, чтобы вытекли остатки.

Чтобы ускорить выход масла, нужно несколько раз попереключать селектор из положения Parking в состояние Drive и в обратном порядке. Затем то же самое повторить при включенном двигателе. Но работать он должен не дольше 1 минуты, иначе сломается насос.

Если фильтр загрязнен, его следует промыть и высушить. Для этого подойдет очищенный бензин или уайт-спирит. Если фильтр сильно забит грязью и примесями, его лучше заменить.

Затем нужно вернуть на свое место гидроблок и поддон коробки. Влить свежее масло с помощью шприца Жане или специальной лейки с насадкой. Включить двигатель, 2-3 раза переключить рычаг коробки, чтобы прогнать масло по всем узлам.

Далее – проверить щупом уровень масла при работающем двигателе. Если его количества недостаточно, то залить дополнительную порцию и снова проверить. Масло должно достичь максимального значения – отметки Hot.

Механическая КПП

Как и в случае с АКПП, нужно разогреть масло, проехав на автомобиле минимум 5 км.
Дальнейший алгоритм действий:

Установить авто над смотровой ямой или, подняв с помощью подъемника. Временной интервал между ездой и сливом масла не должен превышать 10-15 минут, поскольку вещество быстро остынет и вновь загустеет.

  1. Снять защиту картера.
  2. Подставить ведро или другую емкость под место слива.
  3. Открыть контрольное отверстие, открутив пробку. Заодно проверить, надо ли менять прокладку на ней.
  4. Открыть сливное отверстие и дать жидкости вытечь из коробки. Закрутить крышку слива.
  5. Залить свежее масло через воронку или с помощью шприца до необходимого уровня.
  6. Прекратить заливку при появлении вытекающих капель.
  7. Закрутить пробку заливного отверстия, вернуть защиту картера на место.
  8. Завести двигатель, проехать около 10 км, периодически меняя скорость. Это поможет маслу распределиться по всем узлам коробки.
  9. После остановки проверить уровень трансмиссионной жидкости. Если не хватает требуемого объема – долить.

Что будет, если вовремя не менять масло

С течением времени свойства трансмиссионной жидкости ухудшаются. В ней накапливаются вредные примеси, появляется грязь и металлические частицы. В результате усиливается абразивное воздействие на поверхности узлов. Чем грязнее масло, тем сильнее оно повреждает детали и ускоряет поломку коробки.

Когда масло можно не менять

Когда масло можно не менять
Если трансмиссионное средство еще не выработало свой ресурс и выглядит вполне годным, то его не обязательно менять. В этом случае мастера автосервисов рекомендуют добавлять в него специальные присадки, улучшающие свойства масла. Они повышают его эксплуатационные характеристики и защищают коробку от износа и поломки.

Замена трансмиссионного масла важна не меньше, чем моторного средства. Своевременно проведенная процедура обеспечит нормальное состояние элементов коробки и бесперебойную работу всего механизма. Но при условии, что масло будет подобрано в соответствии с типом КПП, а сама процедура – выполнена в правильной последовательности.

Видео про замену масла в машине:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button