Советы автомобилистам

Как без лишних проблем заменить колесо автомобиля своими руками

Описание работы по замене колеса на автомобиле: на что обратить внимание, как определить пробитость колеса, пошаговая инструкция. Видео.

Как без лишних проблем заменить колесо автомобиля своими руками

Как это ни удивительно, но встречается множество водителей, которые умудряются годами водить автомобиль и ни разу за это время не столкнуться с ситуацией, когда им потребуется собственноручно заменить пробитое колесо. Возможно, им просто везет. Но если вдруг случится так, что колесо потребуется заменить, а помощи ждать неоткуда, то знание, как это сделать, окажется нелишним.

Как определить, что пробито колесо

Как определить, что пробито колесо

В поездке может случиться все, что угодно. Например, на дороге может оказаться гвоздь или осколок стекла. Если колесо будет пробито, с таким повреждением далеко не уедешь. Как можно определить, что у вас пробито колесо?

Это сразу станет ясно, когда машина начнет уходить в сторону, и вы услышите характерные шлепающие звуки. Удерживать машину будет труднее. Если ее начнет вести в сторону, прокол определенно на одном из передних колес. Если заднюю часть уводит вбок – пробито заднее колесо.

Ситуация, конечно, неприятная, особенно если случилось это на оживленной трассе с интенсивным движением. Однако, без паники! Постарайтесь выровнять машину и снижайте скорость. Ищите место, где можно остановиться и заняться заменой поврежденного колеса. Ехать с пробитой покрышкой не стоит, так как она будет окончательно повреждена. Но если до ближайшего шиномонтажа рукой подать, можно и докатиться, чтобы колесо вам поменяли мастера за деньги.

Чаще всего, водителю самому приходится заняться заменой пробитого колеса. У опытного автовладельца эта операция занимает минут 15-20. А вот тому, кто будет проделывать это впервые, стоит ознакомиться с предлагаемой инструкцией и следовать нехитрым правилам.

Пошаговая инструкция замены пробитого колеса

1. Остановитесь на обочине

Остановитесь на обочине

Если с вами случилась эта неприятность – колесо пробито, то нужно срочно найти место, где можно сменить его на запасное. Лучше всего выбрать карман с прочным асфальтовым покрытием. Но если такового нет, то придется остановиться там, где удобно. Главное – подальше от потока машин, чтобы не создать аварийную ситуацию.

Чтобы автомобиль никуда не укатился, ставим на ручной тормоз и первую передачу или рычаг в режим «Р», если у вас «автомат». Включите аварийную сигнализацию. Выбирайтесь из автомобиля и установите знак аварийной остановки для других водителей в потоке.

Заблокируйте колеса подпорками или тем, что попадется под руку – подложите камень, кирпич, деревянный брусок. Заблокировать с двух сторон нужно то колесо, которое расположено диагонально от пробитого. То есть, если повреждено заднее, то зафиксируйте противооткатные клинья или подручные материалы перед передними колесами, если переднее – то сзади задних колес.

2. Подготовьте все необходимое

Подготовьте все необходимое для замены колеса
Если в машине ехали пассажиры, попросите их выйти. Достаньте из багажника все, что будет необходимо для работы:

  • запасное колесо – положите его рядом с местом работы;
  • домкрат;
  • специальный баллонный ключ для крепления гаек;
  • перчатки для грязной работы;
  • коврик;
  • манометр;
  • насос.

Необходимые инструменты находятся под покрытием багажного отделения в специальном отсеке. Если вы не уверены, где это, воспользуйтесь руководством по эксплуатации вашего автомобиля, где производитель указывает точное месторасположение необходимых инструментов для работы по замене колеса.

3. Ослабьте болты на колесе

Ослабьте болты на колесе
Снимите с диска пластиковый декоративный колпак. Вначале необходимо ослабить болты крепления, не откручивая их до конца. Достаточно будет отвернуть их на пол оборота или один оборот. Учтите, что болты хорошо затянуты, так что придется приложить усилия, чтобы сорвать их.

Поставьте баллонник на болт, чтобы его ручка была повернута влево и откручивайте ПРОТИВ часовой стрелки. Придется хорошо нажать ногой или даже прыгать на ручке ключа, чтобы ослабить крепления. Таким же образом открутите остальные болты крепления. Если болты нестандартного размера (способ защиты от воровства колес), то воспользуйтесь «секреткой» – разъемом, который надевается на ключ и входит в комплектацию автомобилей нового поколения.

4. Установите домкрат

Установите домкрат
После ослабления болтов поставьте домкрат. Устанавливать его нужно не на произвольные места, а в специальные пазы на днище, месторасположение которых указано в руководстве по эксплуатации машиной. Они отмечены треугольными значками. Эти места усилены сталью. Если вы поставите домкрат под пластиковые части кузова, они неизбежно треснут и придут в негодность. Чтобы обезопасить себя и машину, если она вдруг начнет оседать, положите под днище рядом с домкратом запасное колесо как страховку.

Поднимайте домкратом автомобиль, пока он не приподнимется над землей на 5-6 см. Чтобы домкрат не выскользнул из-под машины, нужно ставить автомобиль на ровную и прочную поверхность. В крайнем случае подложите под него что-то твердое – деревянную доску, например.

Не спешите при подъеме автомобиля, чтобы он не сорвался и не упал. Если вы увидите, что кузов раскачивается или ведет себя нестабильно, остановитесь. Опустите машину домкратом и установите его правильно, затем начните подъем заново. Если увидите, что домкрат изменил положение – накренился, изменил угол – также остановитесь, опустите домкрат в исходное положение, поправьте его и только тогда начинайте новый подъем машины.

5. Снимите колесо

Снимите колесо
Приподняв машину домкратом, выкрутите болты окончательно и снимайте колесо. Теперь крепления должны плавно выкрутиться. Беритесь за шину двумя руками и плавным движением, не отклоняясь от линии установки, снимите со ступичных штырей поврежденное колесо. Снятое колесо положите на место запаски под машину. Теперь оно будет страховать от возможного падения кузова в случае непредвиденных обстоятельств.

6. Установите запаску

Установите запаску
Поставьте запаску на штыри ступицы и закрутите болты сначала непрочно, вручную. Чтобы точно попасть на ступичные штыри, используйте свою ногу как подъемник запасного колеса. Так у вас получится свободнее маневрировать тяжелым колесом, чтобы установить его в нужное положение. После того, как вы наживили болты, закрутите их при помощи баллонника, чтобы они прочно удерживали колесо, но не до самого упора.

Правильно закручивайте болты: делать это нужно не по порядку, а крестообразно или через один. Это делается для того, чтобы давление равномерно было распределено по колесу. Если сильно затянуть гайки, колесо может соскочить при опускании автомобиля на землю под его весом.

7. Опустите автомобиль

Достаньте пробитое колесо из-под днища машины, ранее уложенное для безопасности. Опустите автомобиль на землю и уберите домкрат. И только когда машина будет стоять четырьмя колесами на поверхности земли, можно до упора затянуть колесные болты. Их опять же затягивают крестообразно или через один, если креплений больше четырех.

8. Проверьте давление в покрышке

Проверьте давление в покрышке
Когда запаска установлена, необходимо проверить давление в ней. Если есть манометр, снимите колпачок с шины и установите заглушку прибора. Если окажется, что давление недостаточно, то насосом следует подкачать шину. В среднем давление должно соответствовать значению 1,9-2 БАР.

9. Заключительный этап

После проверки давления в шинах (советуем проверить сразу все шины) можно убрать из-под колес блокировочные клинья, уложить в багажник все инструменты и пробитое колесо. Еще раз проверьте работоспособность машины, не забудьте убрать знак аварийной остановки, который был ранее установлен. Отключите аварийную сигнализацию. Теперь можно продолжать путь.

Что делать с пробитой шиной

Что делать с пробитой шиной
Пробитое колесо не спешите везти на свалку – возможно, его еще можно восстановить. Заберите поврежденное колесо с собой и обратитесь в шиномонтаж, где специалист вынесет свой вердикт. Возможно, шину еще можно реанимировать – подклеить или сделать реставрацию. В будущем вы сможете использовать ее в качестве запасной.

Использование докатки

Использование докатки
Можно заменить пробитое колесо не на полноценное запасное, а на так называемую докатку – малогабаритное колесо, которое представляет собой всего лишь шину, которая натянута на штампованный диск. Эта малая форма колеса имеет небольшой вес и размеры, ее легче устанавливать на ось машины. Однако докатка – это не полноразмерное колесо и имеет специфические особенности: отличие от полноразмерного колеса по типоразмеру, весу, давлению в шине и рисунку протектора. Поэтому ею можно заменить пробитое колесо, но ехать рекомендуется на скорости не выше 60-80 км/час.

Нельзя устанавливать докатку на переднюю ось. Это ограничение на относится к полноприводным автомобилям с неотключаемым приводом. Поэтому, хотя докатка и является удобной альтернативой запаске – требует меньше места для хранения, меньше весит, все же предпочтительнее использовать для замены полноразмерное запасное колесо.

Заключение

Замена пробитого колеса на самом деле не представляет собой ничего сложного. Все, что нужно – запаска, инструмент и немного физической силы. Овладеть этим искусством могут все водители, даже автоледи с успехом справляются с заменой колеса в безвыходных ситуациях. Надеемся, что инструкция поможет вам освоить теорию по замене колеса и при необходимости перейти к практике на дороге.

Видео о замене колеса на машине:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button