Двигатели Hemi — особенности, достоинства и недостатки
Статья о моторах Hemi: их важные характеристики, особенности, плюсы и минусы. В конце статьи — видео про двигатели Хеми.Статья о моторах Hemi: их важные характеристики, особенности, плюсы и минусы. В конце статьи — видео про двигатели Хеми.
Содержание статьи:
- История создания моторов Hemi
- Конструкция и назначение моторов Hemi
- Разновидности двигателей Hemi
- Интересные факты о Hemi
- Видео про мотор Hemi
Двигатели внутреннего сгорания Hemi, распространение которых пошло от американского автопроизводителя Chrysler, известны своей мощностью и спортивной ориентированностью. Об их истории, разновидностях, преимуществах и недостатках – в следующем обзоре.
История создания моторов Hemi
Чтобы сразу оценить конструкцию, надежность и производительность этих двигателей, следует вспомнить, что в 1940-м году ими оснащались военные истребители P-47 Thunderbolt. Уже тогда они обладали V-образной формой, фантастической мощностью в 2500 «лошадей» и 16 цилиндрами и использовались вплоть до 50-х годов.
Для моделей Chrysler и Plymouth моторы переработали в 8-цилиндровую версию с полусферическими камерами, благодаря которой немало автомобилей стали победителями таких престижных гонок, как Daytona 500 и NASCAR. Однако беспрерывные победы привели к тому, что руководители NASCAR запретили установку этих моторов на участвующие в гонке машины.
Любопытно, что все моторы Hemi имели всего лишь годовую гарантию по сравнению с 5-летней гарантией на традиционные моторы. А вот участникам драг-рейсинга (гонок по прямой трассе на полкилометра) гарантию полностью аннулировали, обосновывая это тем, что владелец сознательно подвергает мотор экстремальной нагрузке.
Для обычных городских машин производились варианты Street HEMI, с чугунными головками, где сам силовой агрегат имел пониженную степень сжатия, что принципиально отличало их от гоночных версий.
Оснащенные «механикой» или «автоматом» такие двигатели стоили в разы дороже любого другого мотора — порядка тысячи долларов. Зато благодаря модернизированному распредвалу автомобили получали увеличенный ход и уменьшенный расход масла.
Конструкция и назначение моторов Hemi
Спортивными данные двигатели считались не только из-за повышенной мощности, но и особой конструкции: клапаны располагались не на плоской поверхности, а под углом, что усиливало вентиляцию камеры сгорания и увеличивало мощность на выходе.
Одна часть камеры сгорания действительно напоминала купол в форме полусферы, с помещенными на него свечами зажигания и клапанами. Другая же часть составляла поршень с ровной поверхностью, что принципиально выделяло это семейство от привычных двигателей с цилиндрическими камерами и плоским верхним сводом.
Однако необычную конструкцию в равной степени можно отнести и к недостаткам мотора. Сложное строение головки цилиндра, привода клапанов, процесса сжатия в слишком высокой камере – доставляло немало проблем при обслуживании и ремонте.
В совокупности с повышенными требованиями к топливу и объемом его потребления, повышенной массой самого агрегата всё это делало двигатель дороже. Даже при малом уровне вибраций и почти абсолютной бесшумности работы недостатки слишком отпугивали потребителей, вследствие чего Hemi не обрели массового применения.
Разновидности моторов Hemi
Среди ассортимента двигателей трудно выделить более мощные или надежные, при желании и некоторых вложениях даже самый простой из них мог превзойти даже V12.
Рядный 4-цилиндровый
Наиболее распространенная модель, отличающаяся простотой. У него всего по одному экземпляру – блока и головки цилиндров, привода клапанов.
Достоинства:
- компактный размер, благодаря которому мотор легко расположить в любом отсеке;
- малый по сравнению с собратьями вес за счет лишь одного выпускного коллектора;
- из-за единственной головки блока цилиндров в конструкции меньшее количество подвижных элементов, что снижает вероятность неполадок и позволяет избавиться от энергетических потерь;
- хорошая балансировка, обеспечиваемая перемещением внешних поршней в обратные стороны от внутренних поршней;
- неплохая ремонтопригодность, так как свечи зажигания и привод клапанов находятся в пределах досягаемости;
- приемлемая стоимость.
Недостатки:
- очень слабая вторичная балансировка;
- объем всего в 2.5 – 3.0 литра;
- на 4-цилиндровых крупногабаритных версиях требуются балансировочные валы для снижения уровня вибрации;
- повышенный центр тяжести по сравнению с прочими моторами.
Горизонтальный оппозитный
Впечатляющая по уровню производительности модель, идеально подходящая для установки на спорткары.
Достоинства:
- отличная как первичная, так и вторичная балансировка;
- мягкая, бесшумная работа;
- сниженная нагрузка на коленвал;
- низкий центр тяжести, обеспечивающий управляемость.
Недостатки:
- слишком большие габариты, препятствующие циркуляции воздуха;
- сложная конструкция из двух блоков цилиндров и двух приводов;
- плохая ремонтопригодность и дорогое обслуживание.
Рядный 6-цилиндровый
Любимый двигатель инженеров BMW, устанавливаемый на именитого монстра 2JZ. Он представляет собой настоящее произведение искусства из добавленных к 4-цилиндровому мотору двух дополнительных цилиндров.
Достоинства:
- идеальная балансировка;
- конструкция этого двигателя и правильно подобранная схема работы цилиндров позволяет ему быть наиболее плавно работающим силовым агрегатом;
- единственный блок цилиндров обеспечивает ему небольшую производственную стоимость;
- простота эксплуатации и обслуживания.
Недостатки:
- нелегкий монтаж из-за габаритов агрегата;
- не подходит для переднеприводных моделей;
- высокий центр тяжести
- длинная конструкция двигателя приводит к малой степени жесткости.
V6
Разрезанный пополам и соединенный в букву V рядный 6-цилиндровый двигатель образует как раз тот самый, ставший легендарным V6. Именно комбинация из цилиндров с полудюжиной свечей зажигания считается самым эффективным, благодаря чему нередко применяется в Формуле 1.
Достоинства:
- за счет компактности он подходит как для переднеприводных моделей, так и для заднеприводных;
- обладает большим объемом по сравнению с 4-цилиндровыми двигателями, а потому дает дополнительную мощность;
- очень прочный и качественный.
Недостатки:
- пара головок блока цилиндров и столько же выпускных клапанов удораживают и утяжеляют двигатель;
- изобилие подвижных элементов добавляет инерции вращения и трения;
- обладает высоким центром тяжести;
- из-за вторичной балансировки перегружается коленвал;
- дороговизна.
V8
Если добавить по блокам мотора V6 по дополнительному цилиндру, получится тот самый легендарный движок американских маслкаров – «восьмерку». Этот невероятно популярный двигатель может мурчать как кошка, а может пугать прохожих зверским рыком. За счет чего так прославились эти агрегаты?
Достоинства:
- компактные размеры;
- неплохая балансировка, зависящая от вида коленвала и функционирования цилиндров;
- завидная прочность и надежность;
- возможность поддержки большого объема.
Недостатки:
- очень большая масса;
- аналогичная предыдущего «собрату» излишняя инерция вращения и трения;
- излишняя сложность конструкции;
- высокий центр тяжести;
- предназначение преимущественно для полноприводных автомобилей;
- высокая стоимость.
Интересные факты о Hemi
- Хотя производителем легендарных моторов считается Chrysler, фактически эти агрегаты использовали за 30 лет до их широкого внедрения американцами. Ими оснащались Peugeot, Alfa Romeo, а также гоночных моделях Jaguar и Porsche, а в 40-х годах их использовали BMW, Toyota, Ford, Aston Martin.
В целом же, автомобильная история упоминает о моторах с головками цилиндров – полусферами еще век назад. - На пике массового применения в прошлом веке двигателей Hemi их стоимость составляла более трети от общей цены автомобиля.
- В 1991 году был поставлен недостижимый рекорд – машина с этим мотором в категории Supercharged развила скорость в 659км/ч.
Что бы там ни писали энциклопедии, весь автомобильный мир ассоциирует бренд Hemi только с автогигантом Chrysler. Именно американские инженеры сконцентрировали свои силы на этом силовом агрегате, добившись столь впечатляющего эффекта.