Как выбрать смазку для направляющих суппортов
Статья про выбор смазки для направляющих суппортов: виды смазки, что нельзя использовать, советы по выбору. В конце статьи — видео про смазку.Статья про выбор смазки для направляющих суппортов: виды смазки, что нельзя использовать, советы по выбору. В конце статьи — видео про смазку.

Содержание статьи:
- Что нельзя использовать при смазке направляющих
- Чем смазывать направляющие
- Обслуживание направляющих суппорта
- Выбор смазывающего состава
- Видео про смазку для суппортов и направляющих
Слова старых механиков о том, что «каждой смазке свое место», могут показаться достаточно фривольными и пошлыми, но только до тех пор, пока водитель не столкнулся с проблемой: для смазки пальцев суппортов был использован неправильный ремкомплект, и деталь закусило. Далее сценарий может развиваться следующим образом – тормозная жидкость вскипела и на скорости тормоза отказали…
Чтобы в вашей жизни никогда не случались подобные ситуации, важно к любой, даже к кажущейся на первый взгляд мелочи относиться ответственно.
Что нельзя использовать при смазке направляющих

В большом ассортименте смазочных материалов, который предлагает водителям современный рынок, нетрудно растеряться. Чтобы не выдаваться в подробности, автомобилистам следует запомнить несколько правил относительно того, чем запрещается, не советуется и не рекомендуется смазывать движущуюся деталь:
- Запрещается мазать поверхность медными и керамическими пастами. Эти составы годятся только для смазки вставки колодки в суппорт. Торговое название – составы противоскрипные.
- Нельзя смазывать графитовыми и медными составами, которые не идут в модельном ремкомплекте с пыльником — смазка быстро высыхает и палец заклинит.
- Литол не используют для оптимального хода пальца. Литол становится текучим от высокой температуры, вытекает и разъедает пыльник.
- Сервисные составы, предназначенные только для системы торможения.
Это главное «нельзя» при выборе смазывающего состава для пальца суппорта, что бы ни говорили консультанты в магазине.
Чем смазывать направляющие

Автопроизводитель выпускает смазки для направляющих, которые идут в ремкомплекте с авто под своим брендом. Это наиболее надежный вариант подобрать смазывающий материал, идеально подходящий к конкретной модели.
Каким требованиям должен соответствовать смазывающий состав для направляющих:
- Водостойкость материала. Если сквозь пыльник в систему проникает влага, смазывающие качества не должны ухудшаться. Допускается использовать смазывающий состав с большим процентом молибдена дисульфида. Химический компонент обеспечивает высокие антифрикционные качества, но при попадании влаги на смазку возникает быстрая кислотная реакция. Ход пальца может быть затруднен.
- Пластичность смазки. Этим критерием определяется сохранение свойств материала при критичных температурах. Суппорт должен свободно ходить при температуре ниже 20 градусов, и смазка не должна вытекать при температуре выше 200 градусов.
- Период эксплуатации. Смазка должна сохранять антифрикционные свойства на весь период работы. Срок определяется до технической замены колодок.
- Материал не может разъедать или размягчать пыльники.
- Высокие антифрикционные показатели. Смазка для ходовой части (наиболее часто встречающаяся маркировка — Brake Сaliper) должна обеспечивать низкие показатели трения. Такие же показатели должны обеспечивать и составы общего использования, для крепежей, пластин и пр. Торговая маркировка — Anti-seize lube.
Классифицировать смазочный материал, который приобретаются отдельно от ремкомплекта, удобнее по принципу использования.
Универсальные

Название говорит само за себя. Материал не вступает в реакцию с тормозной жидкостью (класс любой) и имеет оптимальные противозадирные качества. Может использоваться при монтаже и сборке всех комплектующих узла.
При изготовлении используется очищенное синтетическое масло (не менее 60% от материала основы) с добавлением присадок, которые обеспечивают минимальное трение ходовой части, обладают антикоррозийными и антиокислительными качествами. Среди наиболее распространенных марок:
- Molykote;
- Слипкот SLIPKOTE 220-R;
- Permatex Ультра.
Диапазон использования универсальной смазки не ограничивается «направляйкой» суппортов — это и материал для ходовой части подшипников, и других комплектующих.
Высокотемпературные смазки

В классификацию входят синтетические или минеральные материалы, которые имеют в составе металлы (чаще всего — медь). Автомобилисты используют данный тип смазки для пальцев в том случае, если направляющие изготовлены не из алюминия.
При контакте меди с алюминиевой поверхностью пальца происходит быстрая коррозия алюминия и коксование состава, деталь клинит.
Автослесари в сервисах не жалуют использование минеральных смазок с металлическими фракциями для ходовой части суппорта, предпочтение отдается составам без металлических вкраплений. К таким относятся:
- TEX TAR;
- LIQUI MOLY;
- HUSKEY — 400.
Пасты данной группы наносят на палец по 2-3 грамма на любые другие комплектующие, работающие под высоким давлением. Запрещается смазывать пастами поверхность тормозной колодки.
Минеральные пасты для направляющих

В смазку на основе минерального масла в качестве загустителя добавляют бетонит, который обеспечивает смазке достаточную вязкость — материал не вытечет при нагреве. В составе также присутствуют жирные кислоты и мелкофракционный металл (медь).
Основной особенностью данного типа смазок является стабильный ход пальца при температуре до 180 градусов. Это эксплуатация автомобиля на низких оборотах, в режиме «тихохода», которая не всегда подходит водителям. При перегреве смазка начнет плавиться, произойдет ее коксование и уменьшение количества — это всегда подклинивание суппорта при торможении.
Аэрозоли чаще используются только как противоскрипные составы для дисковых пластин.
Обслуживание направляющих суппорта

Минимальные правила, которые рекомендуется выполнять при обслуживании пальцев суппорта:
- При каждой замене колодок проводить осмотр пыльников и смазывать направляющие суппортов. В классической конструкции суппортов с одним поршнем пыльники располагаются с краю, при минимальной потере герметичности вследствие износа наблюдается увеличение трения между скобой и пальцем за счет проникающей пыли.
- Если в конструкции суппорта направляющие расположены ближе к середине, это обеспечивает большую надежность детали, но при выборе смазки нельзя использовать минеральные пасты, у которых максимальный температурный режим 180 градусов. В такой конструкции палец суппорта нагревается выше 190 градусов.
- Прокачивая суппорт, деталь не должна издавать гремящие звуки и заметно перемещаться. Не рекомендуется протачивать пальцы и обрабатывать деталь полимерными покрытиями, чтобы добиться оптимальной подвижности.
Выбор смазывающего состава

Среди всего разнообразия ассортимента паст и аэрозолей рекомендуется обратить внимание на три артикула смазки, которые можно купить отдельно от ассортимента, входящего в ремкомплект модельного ряда: SLIPKOTE 220-R Silicone, Униол-1 и Anti-Quitsch Paste.
Anti-Quitsch используется как смазка для пальцев, закладывается под пыльники. Рассчитана на температурный режим до 250 градусов, не взаимодействует с резиной (не разъедает пыльники), не имеет в составе металлических наполнителей и силиконов. Единственный минус — пасту нельзя использовать для смазки тормозных колодок при скрипе.
SLIPKOTE 220 — это универсальный материал, который может использоваться в автомобиле практически для смазки любых деталей. Область применения:
- Клеммы аккумуляторных батарей;
- Комплектующие суппорта и детали барабанного тормоза;
- Прокладки и уплотнители;
- Контроллеры перемещения и датчики;
- Направляющие различного типа хода;
- Подшипники.
Смазка проверялась в рабочем режиме от -49 градусов до +280 градусов, не взаимодействует с каучуком и полимерами, не растворяется в воде, бензине, маслах, гликоле и пр.
Униол-1 — смазочный материал для направляющих российского производства, рекомендована производителем ВАЗ для всего модельного ряда. Изготавливается на основе нефтяных масел без добавления мелкофракционных частиц металла.
Аналогом Униол-1 служат смазки Циатим-221 и Циатим-221Ф, которые предназначены для обслуживания подшипников качения в различных областях промышленности, в том числе и для направляющих суппорта.
Если по ошибке использовать противоскрипную смазку для пальцев, минимальная проблема — это закисание детали. Поэтому, используя ремонтный набор, важно внимательно смотреть на маркировку и артикул материала.