5 интересных фактов о системе зажигания автомобиля
Статья об интересных фактах о системе зажигания автомобиля: как появилась система зажигания, что ей предшествовало, эволюция устройства. В конце статьи — видео о контактной системе зажигания.Статья об интересных фактах о системе зажигания автомобиля: как появилась система зажигания, что ей предшествовало, эволюция устройства. В конце статьи — видео о контактной системе зажигания.
Содержание статьи:
Система зажигания является одним из наиболее важных «органов» автомобиля, отвечающих за стабильную работу силового агрегата. Именно здесь в нужное время соответствующим образом появляется искра, воспламеняющая топливо-воздушную смесь, чтобы заставить автомобиль двигаться.
Сейчас слишком мало автовладельцев знают о происхождении данной системы, процессе ее становления до современного уровня, и ее устройстве, имея лишь самые приблизительные представления о ее функционировании.
Интересные факты о системе зажигания
От магнето к посудомойке
Современные потребители удивились бы, узнав, что одной компании и одному человеку обязаны как автомобильной системой зажигания, так и бытовой техникой. Между этими открытиями лежит пара веков, но трудно судить – какое из них более важно для человечества.
Инженер и изобретатель из многодетной немецкой семьи Роберт Бош в конце XIX века начал свои эксперименты с магнето низкого напряжения. Вначале он опробовал систему зажигания на неподвижных моторах внутреннего сгорания, однако процесс размыкания контактов в камере оказался слишком индивидуальным для каждого конкретного силового агрегата, а потому непрактичным.
Тогда он поработал над магнето высокого напряжения, где искра начала появляться среди контактов свечи зажигания, связанной с магнето проводом. Такая система уже могла устанавливаться на любой двигатель, а потому получила намного более широкое распространение и постепенно добралась и до автомобилестроения.
Есть контакт
Системы зажигания со временем разделились на несколько разновидностей, часть из которых перестала применяться из-за своей несовершенности, а часть пережила преобразования и дошла до наших дней.
Бесконтактная обладает транзисторным коммутатором, аккумулирующим энергию и связанным с импульсным датчиком. В этой системе задачу прерывателя играет коммутатор, а направляет ток механический распределитель.
Электронный вариант наиболее активно применяется в современной автопромышленности, в нем всеми процессами заведует электронный блок управления. Он занимается аккумулированием и перераспределением энергии, а в ранних версиях – еще и отвечает за систему впрыска топлива.
МПСЗ
Микропроцессорной системой зажигания оснащались преимущественно советские модели АЗЛК и ВАЗ, причем те модели, которые шли на экспорт якобы в качестве улучшения характеристик.
Она обладала двумя индуктивными датчиками ДНО и ДУИ, монтируемых на колоколе сцепления. Первый отслеживал движения одиночного штифта, вбитого в маховик, второй – подсчитывал зубья маховика. Благодаря такой конструкции ЭБУ контролировало обороты мотора и положение коленвала.
Сейчас модели с микропроцессорным зажиганием считают более выигрышным по сравнению с контактным и бесконтактным, так как оно делает автомобиль более динамичным. Однако в советское время заводская МСПЗ считалась невероятным дефицитом, получить которую рядовому автовладельцу было невозможно. Поэтому отечественные «кулибины» самостоятельно собирали сначала попарно-параллельные системы зажигания, так как трамблеры у ряда автомобилей располагались слишком низко и регулярно затапливались водой из луж, а потом преобразовывали их в МСПЗ. Причем удавались им системы настолько хорошо, что их даже продавали менее умелым автовладельцам.
Быстрый старт
Замок зажигания в автомобилях традиционно располагается справа от рулевой колонки, так как водители преимущественно являются правшами. На некоторых моделях замок относят ближе к рычагу переключения передач, что «разгружает» рулевую колонку, снижая ее травмоопасность.
Но вот у автомобилей Porsche и Bentley замки принципиально располагаются с левой стороны – почему? Легенда гласит следующим образом – виной всему спортивное прошлое брендов. Во время участия в гонках «24 часа Ле-Мана» участвующие спорткары выстраивались в шеренгу с одной стороны трассы, а пилоты – с противоположной. По стартовому сигналу водители срывались с места к своим автомобилям, заводили их и начинали гонку.
Почему же тогда «неправильное» расположение имеют далеко не гоночные машины, например, простая советская «копейка»?
Здесь уже автопроизводитель закладывал эргономичность для удобства последующего ремонта транспортного средства. С карбюраторными двигателями, распространенными до 70-х годов, водителю нередко требовалась правая рука для регулирования так называемого подсоса – ручки, регулировавшей воздушную заслонку.
Кроме того, при проведении ремонтных работ владелец мог включать мотор, даже не садясь в машину. Современным автовладельцам подобные тонкости не очень понятны, однако раньше такая приборная панель не была в диковинку.
Пускай горит свеча
Свеча зажигания была придумана почти за столетие до самой системы зажигания. Во времена, когда науки об электрическом токе фактически еще не существовало, а Вольтом была не единица измерения, а итальянский ученый, начались первые попытки получить непрерывный ток.
Алессандро Вольта даже не думал об автомобиле и двигателе внутреннего сгорания, пытаясь просто создать некий самостоятельный аппарат, способный вращаться, передвигаться, а заодно и перемещать какой-либо вес. В 1800 году он впервые в мире получил химический источник тока, который получил наименование Вольтов столб. Объясняя параметры и способности электрического тока и способы его изоляции от металла, он поместил в изолятор из глины специально изготовленный металлический стержень. Именно этот стержень стал первейшим прототипом свечи зажигания.
Этот двигатель впоследствии послужил прототипом для полностью функционирующего силового агрегата с модернизированной свечой зажигания. Мотор был установлен на так называемую «самобеглую» повозку, тоже первую в своем роде, хотя некоторые уверены, что впервые такой экипаж разработал Бенц.
Заключение
Систему зажигания можно назвать одной из наиболее сложных в автомобиле, входящей в состав электрооборудования. Она прошла длинный путь от калильных головок, которые надо было прогревать перед запуском мотора, и магнето до современных электронных разработок.
Сейчас на разных транспортных средствах применяют разные системы зажигания — какие-то более надежные, какие-то менее, дешевые и дорогие. Каждая из них имеет хотя бы один недостаток, поэтому иной раз нет необходимости устанавливать дорогостоящую систему, особенно на бюджетный автомобиль.