5 интересных фактов о системе зажигания автомобиля

22 ноября 2018 / 17:0173
Статья об интересных фактах о системе зажигания автомобиля: как появилась система зажигания, что ей предшествовало, эволюция устройства. В конце статьи — видео о контактной системе зажигания.

5 интересных фактов о системе зажигания автомобиля

Содержание статьи:
  1. Интересные факты о системе зажигания

  2. Видео о контактной системе зажигания

Система зажигания является одним из наиболее важных «органов» автомобиля, отвечающих за стабильную работу силового агрегата. Именно здесь в нужное время соответствующим образом появляется искра, воспламеняющая топливо-воздушную смесь, чтобы заставить автомобиль двигаться.

Сейчас слишком мало автовладельцев знают о происхождении данной системы, процессе ее становления до современного уровня, и ее устройстве, имея лишь самые приблизительные представления о ее функционировании.

Интересные факты о системе зажигания



Интересные факты о системе зажигания

От магнето к посудомойке



Современные потребители удивились бы, узнав, что одной компании и одному человеку обязаны как автомобильной системой зажигания, так и бытовой техникой. Между этими открытиями лежит пара веков, но трудно судить – какое из них более важно для человечества.

Инженер и изобретатель из многодетной немецкой семьи Роберт Бош в конце XIX века начал свои эксперименты с магнето низкого напряжения. Вначале он опробовал систему зажигания на неподвижных моторах внутреннего сгорания, однако процесс размыкания контактов в камере оказался слишком индивидуальным для каждого конкретного силового агрегата, а потому непрактичным.

Тогда он поработал над магнето высокого напряжения, где искра начала появляться среди контактов свечи зажигания, связанной с магнето проводом. Такая система уже могла устанавливаться на любой двигатель, а потому получила намного более широкое распространение и постепенно добралась и до автомобилестроения.

Есть контакт



Есть контакт

Системы зажигания со временем разделились на несколько разновидностей, часть из которых перестала применяться из-за своей несовершенности, а часть пережила преобразования и дошла до наших дней.

В контактной, которую сейчас можно встретить лишь на старых классических машинах, управление и перемещение энергии зависит от прерывателя-распределителя.

Бесконтактная обладает транзисторным коммутатором, аккумулирующим энергию и связанным с импульсным датчиком. В этой системе задачу прерывателя играет коммутатор, а направляет ток механический распределитель.

Электронный вариант наиболее активно применяется в современной автопромышленности, в нем всеми процессами заведует электронный блок управления. Он занимается аккумулированием и перераспределением энергии, а в ранних версиях – еще и отвечает за систему впрыска топлива.

МПСЗ



МПСЗ

Микропроцессорной системой зажигания оснащались преимущественно советские модели АЗЛК и ВАЗ, причем те модели, которые шли на экспорт якобы в качестве улучшения характеристик.

Она обладала двумя индуктивными датчиками ДНО и ДУИ, монтируемых на колоколе сцепления. Первый отслеживал движения одиночного штифта, вбитого в маховик, второй – подсчитывал зубья маховика. Благодаря такой конструкции ЭБУ контролировало обороты мотора и положение коленвала.

Сейчас модели с микропроцессорным зажиганием считают более выигрышным по сравнению с контактным и бесконтактным, так как оно делает автомобиль более динамичным. Однако в советское время заводская МСПЗ считалась невероятным дефицитом, получить которую рядовому автовладельцу было невозможно. Поэтому отечественные «кулибины» самостоятельно собирали сначала попарно-параллельные системы зажигания, так как трамблеры у ряда автомобилей располагались слишком низко и регулярно затапливались водой из луж, а потом преобразовывали их в МСПЗ. Причем удавались им системы настолько хорошо, что их даже продавали менее умелым автовладельцам.


Быстрый старт



Быстрый старт

Замок зажигания в автомобилях традиционно располагается справа от рулевой колонки, так как водители преимущественно являются правшами. На некоторых моделях замок относят ближе к рычагу переключения передач, что «разгружает» рулевую колонку, снижая ее травмоопасность.

Но вот у автомобилей Porsche и Bentley замки принципиально располагаются с левой стороны – почему? Легенда гласит следующим образом – виной всему спортивное прошлое брендов. Во время участия в гонках «24 часа Ле-Мана» участвующие спорткары выстраивались в шеренгу с одной стороны трассы, а пилоты – с противоположной. По стартовому сигналу водители срывались с места к своим автомобилям, заводили их и начинали гонку.

В данной ситуации значение имели мельчайшие доли секунды, именно поэтому производители размещали замок зажигания с левой стороны, чтобы пилот заводил двигатель, а правой рукой уже включал нужную передачу.

Почему же тогда «неправильное» расположение имеют далеко не гоночные машины, например, простая советская «копейка»?

Здесь уже автопроизводитель закладывал эргономичность для удобства последующего ремонта транспортного средства. С карбюраторными двигателями, распространенными до 70-х годов, водителю нередко требовалась правая рука для регулирования так называемого подсоса – ручки, регулировавшей воздушную заслонку.

Кроме того, при проведении ремонтных работ владелец мог включать мотор, даже не садясь в машину. Современным автовладельцам подобные тонкости не очень понятны, однако раньше такая приборная панель не была в диковинку.

Пускай горит свеча



Пускай горит свеча

Свеча зажигания была придумана почти за столетие до самой системы зажигания. Во времена, когда науки об электрическом токе фактически еще не существовало, а Вольтом была не единица измерения, а итальянский ученый, начались первые попытки получить непрерывный ток.

Алессандро Вольта даже не думал об автомобиле и двигателе внутреннего сгорания, пытаясь просто создать некий самостоятельный аппарат, способный вращаться, передвигаться, а заодно и перемещать какой-либо вес. В 1800 году он впервые в мире получил химический источник тока, который получил наименование Вольтов столб. Объясняя параметры и способности электрического тока и способы его изоляции от металла, он поместил в изолятор из глины специально изготовленный металлический стержень. Именно этот стержень стал первейшим прототипом свечи зажигания.

Уже почти полстолетия спустя инженер из Бельгии Жан-Этьен Ленуар, используя светильный газ, стал работать над двигателем внутреннего сгорания. Чтобы получить искру, он сконструировал электросистему, базирующуюся свече зажигания, теперь уже вполне сравнимой с известной современным автомобилистам и схемой работы, и внешним видом.

Этот двигатель впоследствии послужил прототипом для полностью функционирующего силового агрегата с модернизированной свечой зажигания. Мотор был установлен на так называемую "самобеглую" повозку, тоже первую в своем роде, хотя некоторые уверены, что впервые такой экипаж разработал Бенц.

Заключение



Систему зажигания можно назвать одной из наиболее сложных в автомобиле, входящей в состав электрооборудования. Она прошла длинный путь от калильных головок, которые надо было прогревать перед запуском мотора, и магнето до современных электронных разработок.

Сейчас на разных транспортных средствах применяют разные системы зажигания — какие-то более надежные, какие-то менее, дешевые и дорогие. Каждая из них имеет хотя бы один недостаток, поэтому иной раз нет необходимости устанавливать дорогостоящую систему, особенно на бюджетный автомобиль.

Видео о контактной системе зажигания:

Теги
0
Интересные статьи:
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вы случайно не робот? *