Особенности автомобильной системы «старт-стоп»
Статья о системе «старт-стоп»: особенности, подробности функционирования, мнения о системе. В конце статьи — видео о плюсах и минусах системы «старт-стоп».Статья о системе «старт-стоп»: особенности, подробности функционирования, мнения о системе. В конце статьи — видео о плюсах и минусах системы «старт-стоп».
Содержание статьи:
- Особенности эксплуатации «старт-стоп»
- Конструктивные особенности системы «старт-стоп»
- Мнения разделились
- Видео о плюсах и минусах системы «старт-стоп»
Современный автомобиль с точки зрения покупателя должен быть в первую очередь экономичным, во вторую — комфортным. Прошли времена, когда на расход топлива водители не обращали внимания — сегодня именно вопрос экономической рентабельности машины вышел на первое место.
Стоять в пробке оказывается достаточно затратно, и система автоматической остановки мотора призвана экономить бензин и дизель, а заодно — сокращать выбросы в атмосферу отработанных газов, что по идее улучшит экологическую составляющую отдельного региона.
Правда ли это? На чем основана технология системы «старт-стоп» и как это сказывается на общей продолжительности жизни силового блока?
Особенности эксплуатации «старт-стоп»
Система предназначена для автоматического остановки мотора при определенных условиях эксплуатации автомобиля. При этом оборудование активно не только во время езды, но и при поднятом капоте и при отстегнутом ремне безопасности. Чтобы продолжить движение, водителю требуется:
- Если на автомобиле установлена автоматическая трансмиссия — отпустить тормоз.
- На машинах с механической КПП — выжать сцепление.
В некоторых ситуациях система может не сработать. Остановки не произойдет, если автомобильный климат-контроль работает от компрессора, если заряд аккумуляторной батареи упал до уровня ниже минимального, если в тормозной системе наблюдается критический уровень вакуума.
Конструктивные особенности системы «старт-стоп»
Из названия видно, что для запуска и остановки двигателя используются две смежные системы. Первая управляет остановкой двигателя, вторая — его запуском. Поскольку ресурс мотора рассчитан на 50 000 циклов работы стартера, а количество запусков двигателя при системе «старт-стоп» увеличивается в 7-10 раз, в конструкцию авто вносятся изменения. Используется:
- усиленный стартер;
- реверсивный генератор (или стартер-генератор).
На бензиновом моторе, где остаются стандартными параметры впрыска, выставляются соответствующие параметры хода поршней.
Система «старт-стоп», установленная на усиленный стартер, предполагает перепрошивку ЭБУ для установки отдельного (индивидуального) блока управления системой. После сигналов от датчиков на остановку мотора все узлы автомобиля получают питание не от двигателя, а от аккумулятора.
При недостаточном заряде батареи система не сработает. На приборную доску выводится кнопка, через которую можно отключить систему.
Альтернативная система для экономии топлива «Чистый старт» (Clean Start) разрабатывалась для установки на коммерческие автомобили и грузовики от 6 тонн. В системе используется гидравлические мотор-стартер, который устанавливается непосредственно на коленвал как на главный узел, который испытывает значительные нагрузки при старте авто. В систему входят следующие узлы:
- гидродвигатель мощностью 15 кВТ;
- помпа;
- клапан управления рабочей жидкостью;
- аккумуляторная батарея;
- бачок.
Работа системы происходит после сигнала с ЭБУ автомобиля. Поскольку система «Чистый старт» достаточно громоздкая, чаще ее устанавливают на внедорожники и практически никогда — на седаны.
Мнения разделились
Многие водители сомневаются в эффективности использования системы «старт-стоп». Экономия топлива, безусловно, происходит, но, по их мнению, не на 30%, как заявляют производители, а всего на 3-4%. А преждевременный износ подшипников коленчатого вала и последующий ремонт гарантирован на 99%.
Эти опасения разделяет и ведущий инженер компании Federal Mogul А. Герхард, который занимается разработкой подшипников для систем сцепления. Конструктор считает, что преимущество экономии топлива полностью нивелируется степенью износа и последующим ремонтом дорогостоящих узлов.