Советы автомобилистам

Как выбрать масло для двигателя с сажевым фильтром

Как выбрать масло для двигателя с сажевым фильтромСтатья о том, как выбрать масло для мотора с сажевым фильтром — для чего нужен фильтр, особенности таких масел, критерии выбора. В конце статьи — видео о последствиях удаления сажевого фильтра.Статья о том, как выбрать масло для мотора с сажевым фильтром — для чего нужен фильтр, особенности таких масел, критерии выбора. В конце статьи — видео о последствиях удаления сажевого фильтра.

Как выбрать масло для двигателя с сажевым фильтром

Содержание статьи:


Сажевые фильтры используются во всех дизельных двигателях с 2011 года, а также на некоторых моторах более раннего выпуска, когда установка сажевых фильтров еще не была обязательной. У них есть несколько вариантов аббревиатуры: «DPF» – английский, «FAP» – французский, «RPF» – немецкий. Но, все они означают одно и то же – сажевый фильтр.

Способ зажигания дизтоплива в дизельном двигателе существенно отличается от зажигания бензина в бензиновом агрегате (без помощи электрической искры). В «дизеле» нет свечей зажигания (в классическом понимании, как в бензиновом двигателе). В нем дизельное топливо самовоспламеняется за счет высокого давления и быстрого нагревания. Соответственно, для очистки отработанных газов при таком способе воспламенения требуется другой фильтр, нежели чем для бензинового варианта, где используется каталитический нейтрализатор.

Главной задачей сажевых фильтров является максимальное очищение выхлопного газа от экологически вредных сажевых примесей. При его использовании концентрация сажи в выхлопе дизельного двигателя может уменьшаться на 90%.


Помимо режима работы двигателя и качества дизтоплива, на рабочее состояние сажевого фильтра большое влияние оказывает и качественный состав моторного масла. Соответственно, необходимо выбирать такое масло, которое будет подходить не только для самого «дизеля», но и для его сажевого фильтра.

Суть процесса функционирования сажевого фильтра

Суть процесса функционирования сажевого фильтра

  • После выгорания дизтоплива в двигателе остаются отложения в виде сажевых частиц.
  • При дальнейшей работе сажевые частицы улавливаются сажевым фильтром, при прохождении через него выхлопного газа.
  • Скопившиеся в фильтре сажевые частицы периодически выжигаются из фильтра при активной и пассивной регенерации, в результате чего устройство самоочищается от сажи.
  • В порах сажевого фильтра остается несгораемая сульфатная зола, которую невозможно удалить при регенерации. То есть, со временем там накапливается критическая масса золы, которая закупоривает поры фильтра, после чего он перестает выполнять свою очищающую функцию и подлежит замене.


При критическом засорении сажевого фильтра возникают следующие проблемы:

  • Оповещение (на приборной панели) о проблеме с выхлопом из-за сажевого фильтра.
  • Снижается мощность и тяга двигателя.
  • Двигатель начинает работать нестабильно.
  • Повышается густота и дымность выхлопа.
  • Повышается уровень масла.
  • Возрастает расход топлива.
  • Нагревается пол в салоне.


Технологические особенности масла для дизельных моторов с фильтром сажевой очистки

Технологические особенности масла для дизельных моторов с фильтром сажевой очистки

Для дизельных агрегатов с фильтрами сажевой очистки (а также для бензиновых с катализаторами) было создано специальное масло с низкозольными характеристиками, по технологии «Low SAPS» (с минимальным содержанием сульфатной золы, фосфорных и серных соединений). Моторные масла по технологии «Low SAPS» стали применяться после 2005 года, после того, как в Европейском Союзе были введены новые экологические нормативы – «EUROIV».

Сульфатная зола представляет собой несгораемый остаточный продукт горения, образующийся после полного сгорания минеральных примесей дизтоплива и масла. И именно несгораемые частицы золы со временем окончательно засоряют сажевый фильтр, потому что зола не выгорает.

Сажа может выгореть при регенерации (самоочищении фильтра), а вот зола уже не выгорит никогда, и от нее избавиться уже не получится.


Сульфатная зольность моторных масел зависит от количества в их составе фосфора и серы – чем меньше в составе масла содержание указанных веществ, тем меньше зольность масла.

Известно, что в составе масла должны быть различные присадки, так как любые моторные масла состоят из базового масла, смешанного с определенными присадками. А в основе технологически устаревших присадок, особенно моющих, нейтрализующих, противозадирных и антифрикционных, присутствует значительное количество фосфора и серы.

Поэтому малозольные масла по технологии «Low SAPS» содержат в своем составе другой вид присадок, на основе современных синтетических соединений, не содержащих вредных серных и фосфорных компонентов. При этом данные присадки так же эффективно и надежно защищают детали двигателя, как и полнозольные.

О степени сульфатной зольности масла можно узнать по названию на этикетке емкости:

  1. «Low SAPS» (малозольное) — до 0.8%.
  2. «Mid SAPS» (среднезольное) — 0.8 – 1.0%.
  3. «Full SAPS» (полнозольное) — более 1.0%


Важно! Наибольшее негативное влияние на сажевые фильтры оказывают полнозольные масла с маркировкой: ACEA «A1/B1», «A3/B3», «A4/B4», «A5/B5». Зольность в таких полнозольных маслах находится в пределах 1.1%, поэтому их не рекомендуется применять в двигателях, где используются экологические системы: «Euro 4», «Euro 5» и «Euro 6».

О пониженной зольности масла говорит и маркировка ACEA «С1», «С2», «С3», «С4», указываемая на емкости с маслом. Кстати, масляная зольность (по классификации «АСЕА») ограничена нормативными документами только на европейском производстве.


ACEA, класс «C» (легковые автомобили): для «дизелей» с фильтром сажевой очистки, и бензиновых агрегатов с каталитическим нейтрализатором (катализатором):

  • «C1» — масло для «дизелей» с фильтром сажевой очистки и бензиновых агрегатов с 3-компонентным катализатором. Увеличивает срок службы системы для очистки выхлопного газа. Обеспечивает нормальную работу двигателя в сложных режимах эксплуатации (частая езда по городу и на короткие расстояния, поездки в горы и езда по пыльным дорогам, буксировка прицепа).
  • «С2» — масло для дизельных и бензиновых двигателей с высокой производительностью. Отличается от «С1» разными веществами в составе.
  • «С3» — масло, имеющее низкую сульфатную зольность и низкую вязкость при высокой температуре.
  • «C4» — масло, имеющее низкую сульфатную зольность и низкое содержание фосфора и серы. Имеет минимальную вязкость при высокой температуре.

Название Цена, руб.
Моторное масло Ravenol Arctic Low SAPS ALS SAE 0W-30 1 л
 
— синтетическое моторное масло;
 — объем упаковки 1 л;
 — класс вязкости 0W-30;
 — класс ACEA C3;
 — двигатель: бензиновый или дизельный, четырехтактный.
1023
Моторное масло AVENO FS Low SAPS 5W-30 4 л
 
— синтетическое моторное масло;
 — объем упаковки 4 л;
 — класс вязкости 5W-30;
 — класс API SN;
 — класс ACEA C3.
1660
Моторное масло Castrol Enduron Low SAPS 10W-40 20 л
 
— полусинтетическое моторное масло;
 — объем упаковки 20 л;
 — класс вязкости 10W-40;
 — класс ACEA E6, E7;
 — двигатель: дизельный, четырехтактный.
5089

Важно! Добавление любых других присадок (продающихся в магазинах) в масло по технологии «Low SAPS» запрещено! Это приводит к увеличению зольности и потере низкозольных свойств масла.

Как выбрать

Как выбрать

В вопросе выбора моторного масла, помимо множества различных марок от разных производителей, еще больше существует мнений, рекомендаций и заблуждений, которые зачастую не облегчают, а только усложняют процесс. Поэтому при выборе моторного масла рекомендуются простые и проверенные способы:

  1. Самый простой и верный способ выбрать правильное масло для своего двигателя с сажевым фильтром – это прочитать «Руководство по ремонту и эксплуатации» автомобиля, где указаны разрешенные марки масел или их аналоги. Более того, такие «Руководства» создаются в виде обучающего материала, с расшифровкой буквенных обозначений на маркировке – какие буквы и названия чему соответствуют.

    Также в «Руководстве» достаточно различных полезных рекомендаций. Например: «Не рекомендуется смешивание моторных масел одинакового типа, если они разных марок. Использование масел одинакового типа и марок, но с разной вязкостью допускается только в крайнем случае». Или: «Для эффективной и долгой работы двигателя рекомендуется использовать масла одной марки, одного типа и вязкости. Эти данные лучше записать при замене масла». И так далее.

  2. Если у вас нет «Руководства по ремонту и эксплуатации» вашего автомобиля, то его можно поискать в Интернете, в формате «pdf» или скачать в другом виде. Также рекомендованные производителем марки масел можно узнать на некоторых Интернет-сайтах по VIN-номеру. И, наконец, зная VIN-номер свой машины, можно позвонить дилеру и узнать, какое масло можно использовать в модификации вашей машины и двигателя.
  3. Проблема с информацией об актуальной марке масла в «Руководстве по ремонту и эксплуатации» может возникнуть у тех автовладельцев, чьи автомобили были выпущены до 2005 года. «Руководство» для таких автомобилей выпускалось с учетом положения дел с маслами на тот период времени. А, как указывалось выше, масла «Low SAPS» появились после 2005 года, после введения в ЕС новых экологические норм – «EUROIV».

    Соответственно, в «Руководстве», напечатанном до 2005 года, информации о маслах «Low SAPS», появившихся позже, быть не должно (производитель просто не мог рекомендовать то, чего еще не было). В данной ситуации при выборе моторного масла для двигателя с сажевым фильтром можно воспользоваться приведенной выше информацией (классификация «ACEA» с классами «C»).

  4. Если в продаже не удается найти масло, рекомендованное производителем, тогда нужно искать аналог или масло со свойствами, близкими к свойствам рекомендованного.
  5. У масел существуют так называемые «допуски производителя двигателя», например: VW501.01. Такой допуск является очень важным параметром и служит конкретным стандартом качества, который производитель двигателя считает обязательным для масла, использующегося в его двигателе. Подобные допуски можно найти на этикетке емкости с жидкостью. При этом производитель масла может использовать такой допуск на упаковке своей продукции только с разрешения изготовителя двигателя. Нужные допуски для выбора можно найти в том же «Руководстве по эксплуатации и ремонту автомобиля» (или в сервисной книжке).
  6. При выборе масла всегда следует помнить о самом главном факторе – состоянии и исправности двигателя. Даже самое современное и «чудесное» масло окажется неэффективным, если оно будет использоваться в старом, сильно изношенном или неисправном силовом агрегате. Более того, если двигатель будет много «есть» жидкости (будет повышенный расход), то даже самое малозольное масло может нанести вред сажевому фильтру и всей системе очистки выхлопных газов. Изношенный или неисправный двигатель, потребляющий много масла, «убивает» выхлопную систему, с турбиной, клапанами, фильтрами и многими другими частями двигателя.

Заключение

При выборе продукта рекомендуется не усложнять процесс изучением больших объемов информации и рекомендаций от «бывалых и опытных» водителей, чьи советы иногда оказываются не только бесполезными, но и вредными. Здесь все уже выбрано до нас и за нас производителями, разработчиками и конструкторами.

Современный уровень автомобилестроения настолько высок, что вряд ли даже самые опытные водители с многолетним стажем знают больше, чем специалисты-производители, разработчики и лабораторные испытатели. Все, что требуется от водителя при выборе моторного масла — это найти и воспользоваться уже имеющимися рекомендациями изготовителя.

Видео о последствиях удаления сажевого фильтра:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button