Что делать, если автомобиль получил гидроудар
Что такое гидроудар, к каким последствиям он может привести, признаки гидроудара, что делать в случае гидроудара. Видео о причинах гидроудара.
Наверное, все водители – и опытные, и новички, слышали о том, что автомобилю на скорости нельзя преодолевать глубокие водные преграды. Многие из них связывают эту рекомендацию с опасностью получения гидроудара. А кто-то из водителей слышал об этом понятии, но сказать конкретно, что оно означает, и почему это явление происходит, не могут. И только самые умудренные опытом знают, по какой причине может случиться гидроудар, и что делать в этом случае.
Что собой представляет гидроудар
Так называют ситуацию, когда автомобиль проходит глубокую воду, его двигатель находится в рабочем состоянии, а в камеру сгорания при этом попадает вода. Чаще всего это случается, когда водитель, не снижая скорости, преодолевает лужу, брод, неглубокую речку, а также если автомобиль попадает под сильный ливень или едет по талой воде.
В таких случаях может происходить следующее: если уровень воды достаточно высок, то она может достигать высоты, на которой под капотом расположен воздушный фильтр. Рассекая на скорости воду, автомобиль поднимает волну, которая заливает капот и попадает внутрь полостей двигателя. Или, в другом случае, автомобиль едет по участку дороги, где есть ямы с водой, и в них уровень воды достаточно высокий – она заливает капот, достигнув воздухозаборника.
Попавшая в поршень вода представляет собой подушку несжимаемого вещества. При движении поршня в камере эта вода не дает ему двигаться, создавая многократно возросшее давление внутри цилиндра. Давление передается на шатун, коленчатый вал получает при вращении силу инерции, многократно превышающую его норму.
В результате повреждается шатун. Автомобиль резко останавливается, и ощущается удар. Вся огромная энергия движущегося автомобиля обрушивается на конструкцию двигателя, корежа и скручивая металл. Последствия будут тем более разрушительными, чем выше были обороты двигателя.
К каким последствиям может привести гидроудар
Непосредственно водитель ощущает гидроудар как внезапную резкую остановку двигателя, сопровождаемую ударом – правда, он чувствуется не всегда. Чем обороты выше, количество попавшей в цилиндр воды больше, тем гидроудар будет более сильным. Если машина двигалась по воде медленно, или в воздухозаборник и в цилиндр попало немного воды, то непоправимых последствий может и не случиться. В остальных случаях дело может обернуться плохо.
Средней силы гидроудар может выражаться в таких последствиях, как изгибание и искривление шатунов, поскольку при сжатии как раз на них будет приходиться основная нагрузка. Может произойти разрушение стенок цилиндра – покореженный шток повредит их при столкновении. Если случился гидроудар значительной силы, то автомобиль понесет серьезный урон. Тут не только шатуны повреждаются, но разрушен бывает поршень. При этом шатун может сорвать с коленвала, и он может пробить стенку цилиндра.
Под воздействием возросшего многократно давления могут разорваться шпильки и болты креплений головки блока, и она изгибается, повреждается прокладка. Гидроудар может повредить привод ГРМ, который продолжает движение по инерции после застопоривания механизма. Как итог – порванный ременной привод или растянутый цепной, от усилившейся нагрузки повреждаются приводные натяжные механизмы.
Такая поломка, как гидроудар, очень серьезна и может вызвать сложный и дорогой ремонт силового агрегата, шатунов, поршней, пальцев. Придется заменять части двигателя, а если поршень пробьет стенку цилиндра, и его заклинит, то придется заменять весь двигатель полностью. Серьезные повреждения грозят силовому агрегату, если автомобиль получает гидроудар на полном ходу.
Если гидравлический удар произошел или в момент запуска двигателя или при езде на первой передаче, то ремонт может быть не таким сложным – например, он может вылиться в замену цилиндра или его расточку из-за раскола по причине задевания искривившимся шатуном.
Ремонт двигателя с гидроударом может оказаться весьма дорогим, причем его нельзя будет провести бесплатно по гарантии или страховке – это не гарантийный случай. Считается, что водитель сам стал виновником поломки, так как нарушил правила эксплуатации автомобиля.
Какие признаки могут указывать на гидроудар
Когда водитель на всей скорости бросает машину на форсирование водной преграды, а из-под колес поднимается небольшое цунами, то он должен быть готовым к тому, что после преодоления лужи, а иногда и прямо в луже, у него внезапно заглохнет мотор. Если скорость была высокой, то удар будет весьма ощутимым, а последствия – катастрофическими для двигателя. Но так бывает не всегда. Иногда машина не глохнет, а продолжает ездить, и водитель думает, что все обошлось – гидроудар не случился.
Но даже если автомобиль продолжает ездить, это не значит, что последствия не обнаружатся в дальнейшем. Двигатель начинает стремительно терять ресурс, вплоть до полного разрушения. Вот почему очень важно уметь определять, что мотор перенес гидроудар.
Первым и очевидным признаком будет изменение звука, издаваемого мотором, когда машина идет по воде или уже вышла из нее. Звук может сопровождать отказ двигателя, который просто в этот момент глохнет.
Чтобы самостоятельно определить, был ли гидроудар, выявляем, есть ли следующие признаки:
- после того, как вода пройдена, появляются проблемы с запуском мотора;
- шатун деформирован, и двигатель заклинивает;
- мотор может работать, но с посторонними звуками, вибрацией или с перебоями;
- в коллекторе находится вода;
- поврежден воздушный фильтр, и на нем есть вода;
- шатун искривлен;
- полость цилиндра имеет слой нагара на разном уровне, сам поршень уходит ниже своего обычного положения;
- верхняя часть цилиндра – нагар стерся и имеет неровную кромку, внизу цилиндр блестит;
- вкладыши имеют следы износа в виде блестящих полос;
- при осмотре участка противоположного огненного кольца видно много нагара.
Что нужно делать в случае гидроудара
Если лужу с глубокой водой удалось проехать, но затем двигатель глохнет – это знак, что все-таки случился гидравлический удар, поэтому водителю не следует включать стартер, чтобы полностью не загубить мотор. Вот какие шаги следует проделать в этом случае:
1. Выйти из машины и, сняв крышку фильтра, заглянуть внутрь, чтобы проверить, есть ли там вода. В случае, если она там есть, можно быть уверенным, что попала она и в поршневую систему. Тот же вывод можно сделать, если фильтр окажется мокрым или влажным.
2. Свечи нужно выкрутить и определить цилиндр, в который попала вода.
3. Если при прокручивании вручную коленвала не чувствуется, что поршень соприкасается с противовесами, то водителю и автомобилю повезло – повреждение малозначительное, или его нет вовсе.
4. Очень осторожно попробовать стартером провернуть коленвал, чтобы вода, если она набралась, вышла из отверстий. При появлении шума любого характера, отличного от обычного звука работы мотора, стартер выключить и больше не поворачивать.
5. Если звук мотора не изменился, и ничего подозрительного не наблюдается, цилиндры можно продуть для просушки, свечи закрутить на место.
6. Можно завести двигатель и, если он завелся, можно ехать, но при этом следить за наличием постороннего шума при работе двигателя. Если датчики масла и температуры подадут сигналы, нужно сразу же глушить мотор и останавливаться.
7. Отогнать машину на диагностику на СТО, объяснив работникам, что есть подозрение на гидроудар. Иначе, если не довести это до их сведения, они могут пробными пусками повредить механизм.
8. Чтобы избежать риска выведения мотора из строя, лучше никуда не ехать самому, вызвать эвакуатор и сразу направиться на СТО, где для силового агрегата проведут профессиональную сушку. Если вода останется в рабочей области, это может вызвать еще один гидроудар двигателя.
9. Если по какой-либо причине отбуксировать автомобиль в сервис нет возможности, то можно самостоятельно попытаться как можно лучше просушить двигатель, не забыв о воздушном фильтре и воздуховоде. Только после просушки можно начинать осторожно заводить мотор.
Постарайтесь предотвратить гидроудар
Чтобы неприятностей с мотором не произошло в будущем, важно следовать несложным правилам:
1. Если перед вами лужа, сбросьте скорость. Нельзя мчаться по луже на высокой скорости, так как вода обязательно попадет в камеру сгорания. Преграду в виде разлива воды или лужи проезжать нужно осторожно и медленно.
2. Если у вас седан с низким бампером, то нельзя рисковать и пытаться проехать глубокую воду. Максимально допустимый уровень входа в воду – середина колес.
3. Как можно лучше защищайте от возможного попадания воды воздушный фильтр.
4. Следите за исправностью силового узла. Не только вода может вызывать гидроудар, его причиной может стать неисправность, когда в рабочий цилиндр попадает смазка или охлаждающая жидкость.
5. Не стоит выезжать в плохую погоду, когда сильные дожди превращают дорогу в сплошные водные потоки. Если ситуация заставляет все-таки выехать в условиях обильных осадков, то ехать желательно на малой скорости, не превышая 10 км/час и используя первую передачу.
Заключение
Поскольку гидроудар – серьезная проблема, нельзя относиться к ней небрежно. Если выявятся любые признаки попадания воды в камеру сгорания мотора, лучше прекратить движение и провести проверку – есть ли действительно внутри вода. Если вода присутствует в системе, необходимо сразу вызывать эвакуатор и перевезти автомобиль в сервис для проведения диагностики.
Видео о том, что представляет собой гидроудар: