Как правильно хранить шины в межсезонье, чтобы они не пришли в полную негодность
Важность соблюдения правил хранения шин, где правильно размещать зимние и летние шины: особенности хранения. Видео про мифы и легенды о хранении шин.
Где и каким образом хранить сезонные шины, автовладельцы решают по-разному. Одни складывают в гараже, другие довольствуются собственным открытым дождю и снегу балконом. А как правильно организовать хранение, ведь шины – это дорогое удовольствие, которое придется оплатить, если они придут в негодность от неподобающего содержания?
Почему важно хранение шин с соблюдением правил
Водители задумываются о размещении шин на хранение во время смены сезонной резины, когда приходится менять летние шины на зимние, и наоборот. Для некоторых это и правда становится головной болью – в случае, если отсутствует надежный теплый гараж. Тогда владельцы складывают шины в любые подсобные помещения – кладовки, сараи, под навес.
Вот только правильно ли это? Ведь можно столкнуться с неприятным сюрпризом – когда вы привозите комплект шин прошлого сезона на смену в шиномонтаж, а там вдруг оказывается, что они пришли в полную непригодность. И все это произошло из-за сохранности в неподходящих условиях.
За время долгого нахождения в плохих условиях шины могут получить микротрещины, невидимые на первый взгляд, но приводящие к полной невозможности их эксплуатации в будущем. Самое незначительное последствие этого – перерасход бензина во время езды. Но шины, которые перестали соответствовать нормативным требованиям, могут создать аварийную ситуацию и ухудшить управляемость машиной. Последствия плохого хранения шин могут выявляться не сразу, а лишь в ходе дальнейшего использования.
Признаки непригодности шин и факторы их появления
Авторезина должна сохранять свои обычные характеристики после нескольких месяцев простоя. На то, что она непригодна к последующему использованию, указывает наличие следующих признаков:
- появление микротрещин, часто невидимых при визуальном осмотре, но их можно обнаружить при сгибе резины;
- протектор осыпался, резина лысеет;
- некоторые шипы выпали;
- установка шин на обод затруднена из-за деформации.
Самыми распространенными причинами, по которым резина становится негодной для дальнейшей эксплуатации, при хранении в межсезонье, являются следующие:
1. В помещении не сохраняется температурный режим, рекомендованный производителем шин. Это весьма широкий диапазон температур от минус 35°С до плюс 35°С. Однако считается, что оптимальная температура должна быть не выше 25°С. От низких температур резина становится хрупкой и крошится, повышенная температура размягчает материал, и он легко деформируется. Очень неблагоприятно действует перепад температур, вызывающий выпадение коненсата.
Если место хранения не может быть организовано с поддерживаемой постоянной температурой воздуха, то повышается вероятность того, что в следующем сезоне шины окажутся в плачевном состоянии и будут непригодны к использованию. Резина при минус 25°С (неотапливаемый гараж зимой) теряет эластичность, а покрышка трескается и начинает рассыхаться. Такими колесами уже нельзя пользоваться – они не в состоянии выдерживать нормальную нагрузку.
2. Избыточная освещенность на месте хранения шин. Когда на них попадают прямые солнечные лучи, это разрушает каучук. Это относится к резине как летней, так и зимней. Ультрафиолет способен разрушать состав резины, из которой изготовлена шина – входящие туда масла и смолы, что ведет к ухудшению качества и гибели колес.
3. Среда хранения шин имеет повышенную влажность. Иногда конденсат возникает в закрытом помещении, что относится к гаражу, подвалу или сараю, если там не оборудовано достаточное вентилирование. Влага вредит как самой покрышке, так и вызывает ржавчину на дисках.
4. Хранение шин рядом с агрессивными веществами – бензином, растворителем или маслами. Если рядом с шинами стоят емкости с этими жидкостями, что часто можно обнаружить в гараже любого автомобилиста, то это соседство приводит к разрушению структуры каучука, вспучиванию или расслоению корда.
5. Укладывание или подвешивание шин неправильным образом ведет к деформированию каркаса и выводит шину из строя.
Что будет с колесом, которое неправильно хранили
Рабочие свойства резины претерпят негативные изменения, которые выявятся в дальнейшем при монтаже, в момент подкачивания покрышки, а также при движении на дороге. Это будет заметно по следующим признакам:
- может быть нарушена герметичность посаженной на диск резины, колесо будет невозможно нормально накачать;
- нет возможности балансировки колеса;
- микротрещины и разрушения в шине приводят к потере сцепления с дорогой, теряется прочность резины.
Несколько простых принципов хранения шин
1. Отправлять на хранение только чистыми
Первое правило для того, чтобы сохранять шины в рабочем состоянии после длительного сезонного простоя – это соблюдение чистоты. Если многие считают, что достаточно лишь слегка промыть колеса при посещении автомойки, то этого мало. Важно не просто помыть резину, но со всей тщательностью осмотреть протектор, извлечь попавшие туда мелкие камни, щебенку и прочий мусор – то есть, провести детальную очистку.
При недостаточной очистке или при ее отсутствии под тяжестью застрявшего гравия протектор будет менять рисунок и постепенно получать деформацию блочков – ведь хранение шин занимает долгие месяцы. Далее это обернется ухудшением водоотведения в пятне контакта, когда машина поедет по мокрой дороге.
В некоторых случаях внезапно может проявиться эффект аквапланирования: когда на высокой скорости автомобиль проезжает по луже, не происходит сцепления с дорогой. Кроме мелких камешков, следует очистить покрышки от пятен нефтепродуктов, скопления пыли.
После очистки шины нужно хорошо просушить, желательна обработка консервирующими составами. Приобрести их можно в автомагазинах, внимательно изучая инструкцию производителя и точно следуя этим указаниям. Если нет возможности приобрести специализированную химию, то для сохранности резины можно использовать силикон. Подойдет и такое средство, как раствор глицерина, которым покрывают поверхность шин.
2. Размещать шины на хранение в сухих и проветриваемых помещениях
Вентиляция – это важное требования для правильного хранения шин в течение длительного времени. Воздух должен циркулировать свободно в помещении в целом, а также в том месте, где шины непосредственно размещены на хранение. Не рекомендуется хранить шины рядом с батареями центрального отопления.
Оптимальной считается влажность воздуха около 60% в помещении, где лежат шины, оставленные до следующей сезонной смены.
Иногда для защиты от пыли шины помещают в полиэтиленовые пакеты. Это допускается, только нужно помнить, что без доступа воздуха под пленкой образуется конденсат, разрушающий диски и саму резину. При желании защитить шины предпочтение стоит отдать материалам, пропускающим воздух – например, накрыв их тканью, или использовать для этой цели готовые чехлы для колес из воздухопроницаемых материалов.
Повышенная влажность не только вызывает коррозию дисков и даже корда, но может возникнуть и разрастись плесень и грибок.
3. Соблюдать температурный режим и избегать солнечного света
Рекомендовано хранить резину в помещениях с температурой воздуха не ниже 15°С и не выше 25°С. Если будет более высокая температура, плюс к этому прямые солнечные лучи, то резина будет быстро пересыхать, и на ней появятся трещины. То же самое относится к температуре – если она упадет ниже 0°С, шины будут повреждены, так как каучук при низких температурах меняет эксплуатационные свойства.
Поскольку летние и зимние шины имеют разный состав резины, то и температура хранения должна быть для них разной. Летняя резина рассчитана на высокие температуры, следовательно, может сохраняться в отапливаемых помещениях. Зимняя предназначена для низких температур – ее можно поместить на хранение в прохладное место.
Солнечный свет вреден для шин. Ультрафиолет разрушает структуру резины, она начинает высыхать и крошиться, а излучаемое тепло приводит к ускорению химических реакций в составе авторезины.
4. Шины должны храниться в правильном положении
Шины можно размещать на сезонное хранение как на дисках, так и без них. Но способ укладки для этих вариантов различается. Желательно все же оставлять шины с дисками. В этом случае с внутренней стороны шина будет защищена от попадания грязи влаги, да и установить колеса после окончания срока хранения будет гораздо легче.
Диски защищают покрышки от возможной деформации или растяжений, при этом место под хранение экономится, так как шины можно уложить «в стопку». Но не все могут себе позволить иметь несколько комплектов дисков, поэтому приходится рассматривать несколько вариантов, как сохранять шины, предназначенные для другого сезона.
Хранение шин с дисками
Лучший вариант для колес в полном сборе – это подвешивание их на стене в гараже или сарае. Подвешивание за диск означает, что нагрузка будет приходиться как раз на диск, а резина не будет деформирована. Перед подвешиванием при желании можно упаковать шины в мешки или пакеты, только упаковывать не герметически, а оставить отверстие для вентиляции. Для подвешивания можно просто вбить крючья в стенку гаража, при этом к шинам будет доступ воздуха, и они не будут испытывать никакой нагрузки.
Другой вариант оставить шины на хранение – уложить колеса в сборе стопкой друг на друга. При таком положении давление на боковые стенки будет разным, но диск предохранит шину от деформации. Желательно все же для профилактики повреждений перекладывать шины раз в месяц, переместив нижнюю наверх, чтобы давление было равномерным. Если позволяет место, можно уложить шины не все четыре в стопку, а в две стопки по две шины.
Хранение шин без дисков
Для этого варианта подвешивание не подходит категорически, так как зацеп за резину обязательно будет вести к ее деформации. В ходе дальнейшей эксплуатации окажется невозможно соблюсти герметизацию покрышки на диске, и шина не будет держать нужное давление.
Для сохранения шин со снятыми с дисков покрышками больше всего подходит вариант – установить в ряд на протектор. Если уложить их стопкой, то давление распределяется неравномерно – больше приходится на нижнюю шину, что может ее деформировать.
То же самое касается подвешивания – резина на кромке шины, за которую она будет подвешена, растянется и деформируется. В крайнем случае можно крюк для подвешивания обмотать каким-либо мягким материалом в несколько слоев, и тогда можно подвесить и шину без диска.
Чтобы за долгое время не подвергать сильной нагрузке нижнюю часть протектора, раз в месяц рекомендуется подходить и проворачивать шину примерно на четверть оборота. Так можно избежать деформации покрышек.
В каких помещениях лучше хранить шины
Для этой цели подходят любые помещения – главное, чтобы в них соблюдались требования к температурному режиму, отсутствию влажности и непопаданию яркого солнечного света. Подходят:
- Собственный гараж, если он достаточно хорошо оборудован и имеет вентиляцию. Желательно кирпичную постройку, которая дышит и лучше сохраняет тепло – там не будет собираться влага на потолке и стенах. Металлический гараж допускается, но если он расположен в тени – иначе летом он слишком раскалится.
- Подвал частного дома – если он сухой и проветриваемый.
- Кладовое помещение в доме – можно держать шины даже там, но нежелательно соседство вместе с продуктами питания.
- Сарайчик на даче – как место хранения тоже подходит, но если он не промерзает зимой и не пропускает дождь летом. На зиму шины можно утеплить, накинув что-либо плотное вроде старой куртки.
- Дома на балконе – допустимый вариант для зимы, если нет другого. Утеплить шины на зиму можно, только не заматывать в полиэтилен, который не пропускает воздух, и там конденсируется влага. Летом держать шины на открытом балконе нежелательно – жарко, и оказывает свое разрушительное действие попадающий солнечный свет.
- Шиномотаж с услугой хранения шин. В этом случае владельцу придется доверить довольно ценное имущество компании. Поэтому стоит сначала проверить ее – как там относятся к доверенному имуществу и где его хранят, как построен учет, внимательно изучить договор.
Шины, отдаваемые на хранение, должны быть тщательно описаны, чтобы исключить подмену на более старые и изношенные. С этой же целью шины помечают своим знаком или автографом.
Совершенно не подходят следующие места для хранения шин:
- В собственной квартире в жилой зоне – покрышки выделяют яд фенол, которым небезопасно дышать людям, домашним животным и растениям. Кроме того, комплект занимает много места в комнате, мешая членам семьи.
- На даче под навесом – в этом случае шинам угрожает повышенная влажность, высокие летние температуры. За лето может накопиться изрядное количество пыли, листвы, насекомых, забившись в протектор – значит, появится новая статья расходов на дополнительное мытье шин.
- Во дворе дома лежащими на земле – шины будут разрушаться от дождей, пыли, прямых солнечных лучей.
Заключение
Если придерживаться этих простых и необременительных правил, то следующий сезон не принесет головной боли, связанной с ремонтом шин или приобретением новой резины. В то же время пренебрежение ими может повлечь преждевременный износ и разрушение покрышек, вслед за чем последуют дополнительные финансовые расходы.
Видео про мифы и легенды о хранении шин: