Советы автомобилистам

Как понять, что пора удалять катализатор автомобиля

Главные признаки забитого катализатора, проверка эндоскопом, основные причины засорения катализатора, удаление прибора. Видео об устройстве автомобильного катализатора.

Как понять, что пора удалять катализатор автомобиля
Неотъемлемой частью любого современного автомобиля является каталитический нейтрализатор, который более известен в народе как катализатор. Данный узел выполняет одну важную задачу, сокращая объемы вредных выбросов в окружающую среду. А поскольку состояние земной атмосферы довольно плачевное, лучшие умы мира придумывают передовые технологии для снижения вреда.

Но что делать, если катализатор перестает справляться со своими задачами, и как понять, что его нужно незамедлительно удалить?

Признаки забитого катализатора

Среди классических признаков проблем с катализатором – резкое снижение динамики, а также медленный набор скорости двигателем из-за урезания его мощности. Таким образом автомобиль дольше разгоняется при попытках обгона или стартах на светофоре. Еще имеют место следующие характерные симптомы:

  • проблемный запуск силового агрегата как на холодную, так и на горячую, появление непривычных звуков во время старта;
  • полный отказ двигателя, что происходит при критическом загрязнении каталитического нейтрализатора;
  • появление необычного запаха от выхлопных газов, напоминающего тухлое яйцо, что указывает на присутствие в выхлопе сероводорода;
  • загорание ошибки check engine на панели приборов, что свидетельствует о необходимости проведения тщательной диагностики транспортного средства;
  • самопроизвольное возрастание или снижение оборотов.

Такие признаки характерны как для бензиновых двигателей, так и для агрегатов на дизельном топливе. Если происходит обрыв проводов, отправляющих сигнал от датчиков, либо деформация действующего компонента системы, на приборке загорается сигнальный индикатор. Датчики отвечают за контроль содержания кислорода и находятся между выходным и входным патрубком. Если загрязнение происходит постепенно, они могут не определить имеющиеся проблемы, поэтому лампочка не загорается.

Проверка эндоскопом

Проверка катализатора эндоскопом
Для тщательной проверки состояния каталитического нейтрализатора можно воспользоваться эндоскопом. Это специальный прибор, который в кругу автомехаников часто называют всевидящим оком, позволяющий получить более правдивые сведения о катализаторе. Правда сам способ более трудозатратный и требует определенных навыков.

Радует, что доступ к катализатору есть, и его можно получить после нескольких простых манипуляций. В первую очередь потребуется извлечь первый лямбда-зонд, чтобы поместить туда камеру эндоскопа. Естественно, машина должна находиться в охлажденном состоянии, т.к. коллектор подвергается сильному нагреву, и при попытках провести проверку в таком состоянии можно получить серьезные ожоги или повредить эндоскоп.

И уже на первом этапе появляется небольшая проблема: к датчику идет провод, а сам он находится далеко в выпускном коллекторе. Извлечь его стандартным рожковым ключом не получится, а накинуть головку тоже нельзя, т.к. доступ ограничивает провод. В этой ситуации отлично помогает головка с прорезью.

Если вам удалось открутить датчик, можно приступать к анализу посредством эндоскопа. Важно тщательно оценить состояние детали, причем сделать это очень просто. Если при визуальном осмотре заметны следы повреждения сот, деталь нужно незамедлительно удалить. Откладывать такую процедуру на далекое будущее опасно.

Почему происходит засорение катализатора

Есть несколько причин, из-за которых каталитический нейтрализатор подвергается засорению:

  1. Наличие дефектов силового агрегата или выхлопной системы, в том числе тех, которые вызывают избыточно потребление масла или повышенную его концентрацию в выхлопе.
  2. Заправка топливом сомнительного качества, которое не успевает прогореть до конца и оказывается в выпускном коллекторе. Из-за таких особенностей катализатор подвергается оплавлению или попросту перегревается.
  3. Мелкий размер пропускных сот в нейтрализаторе, из-за чего они стремительно засоряются. А под воздействием высокой температуры даже мелкие капельки налипают и закупориваются.
  4. Еще засорение катализатора происходит при частой езде по дороге с некачественным покрытием. Постоянные механические удары о выбоины и дорожные неровности ставят под угрозу корректную работу внутренних компонентов катализатора. И хватит одной забитой соты, чтобы привести к закупориванию остальных.

Удаление каталитического нейтрализатора

Удаление каталитического нейтрализатора
Работы по удалению катализатора начинаются с извлечения керамических деталей из узла, после чего устанавливается уже пустой блок. В местах, где у машины установлены «мозги», нужна дополнительная «перепрошивка». В случае замены на пламегаситель вместо испорченного компонента устанавливается труба с большим количеством отверстий.

Пустоты заполняются базальтовой ватой. Этот способ простой и дешевый, а требования к качеству топлива снижаются. Сам нейтрализатор служит дольше и не нарушает работу силового агрегата.

Однако выхлоп становится громче, а срок службы выхлопной системы сокращается из-за высокотемпературного воздействия газов. Также их состав перестает отвечать экологическим требованиям.

В качестве альтернативы можно использовать универсальный катализатор. Сам узел недорогой, а его установка не сопровождается особыми затратами. Это отличное решение, если нет возможности купить оригинальную деталь.

Что будет если не решить проблему с катализатором

Как отмечают эксперты, в подавляющем большинстве случаев эксплуатация машины с вышедшим из строя катализатором приводит к повреждению двигателя и капитальному ремонту. Также появляется риск не завести агрегат. А если произойдет физическое разрушение компонента, его керамические детали попадут в цилиндры. Соответственно, без дорогостоящего ремонта обойтись не получится.

Лучше не пренебрегать срочной заменой катализатора, поскольку дальнейшая езда приведет к плачевным последствиям.

Во-первых, серьезно возрастут расходы топлива из-за повышения сопротивления выхлопного тракта. Также в выхлопных газах появится много вредоносных веществ, а комфорт езды из-за снижения мощности двигателя существенно снизится. Продолжительная езда с забитым катализатором станет причиной выхода из строя силового агрегата, который может попросту заглохнуть в самый неподходящий момент.

Особую опасность представляют собой механические частицы, которые накапливаются в цилиндре и забивают пространство между внутренней поверхностью и поршнем. Это приводит к повреждениям на зеркале, поэтому убрать их можно будет лишь в ходе шлифовки и хонингования.

К счастью, в новых автомобилях бортовая электроника вовремя выявляет неисправности и сообщает об их появлении владельцу. Чтобы выявить проблемы с фильтром, можно руководствоваться описанными выше признаками. Лучшее решение в такой ситуации – замена катализатора. Еще можно воспользоваться пламегасителем, который будет снижать шум и температуру. Однако проблема загрязнения окружающей атмосферы так и не будет решена.

Видео об устройстве автомобильного катализатора:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button