Как водители «убивают» автомобильный двигатель летом
Что может способствовать выходу из строя автомобильного мотора летом, что предпринять для избежания подобных ситуаций. Видео о том, нужно ли прогревать автомобильный двигатель летом.
То, что автомобиль требует повышенного внимания в зимний период, давно известно и не поддается сомнению. Но почему-то многие водители забывают, что жаркие летние температуры не менее вредны. Узлы и агрегаты в это время подвергаются не менее сильным нагрузкам, из-за чего могут быстро выходить из строя. Особенно если водитель вдобавок не соблюдает некоторые правила эксплуатации и ухода.
Мы расскажем, чего нельзя делать в жару, чтобы не навредить двигателю и своему кошельку.
Перегрев
В летнюю жару основная нагрузка приходится на систему охлаждения. Если при менее сложных условиях она нормально справляется с отводом тепла от двигателя, то при температуре выше 30 градусов нагрузка на нее возрастает в разы. Поэтому именно в этот период водители часто сталкиваются со сбоем системы охлаждения.
Как правило, основной причиной перегрева мотора является недостаточное охлаждение встречным потоком воздуха из-за плохо работающего радиатора. Решетка в это время особенно быстро забивается пылью, насекомыми, тополиным пухом и мелким сором. Из-за этого резко снижается объем поступающего воздуха, что затрудняет охлаждение двигателя.
Кроме того, охлаждение затрудняется, если в радиаторе есть неисправности. Очень часто он повреждается во время мойки. Если струя под давлением попадает на решетку, то приминает мягкие соты, и после этого они перестают пропускать воздух. В результате радиатор перестает работать должным образом, поскольку большинство секторов лишаются естественного обдува.
Еще одна причина перегрева – неисправность вентилятора охлаждения. Чаще всего он выходит из строя летом. Этому способствует продолжительная частая езда на небольшой скорости во время жары.
Дело в том, в городских условиях водитель вынужден держать медленную скорость, часто тормозить и стоять в пробках. Двигатель работает на высоких оборотах, а охлаждение ухудшается, поскольку через радиатор поступает слишком мало воздуха. Усиливается нагрузка на вентилятор, который обеспечивает искусственный обдув двигателя.
Узнать о его работе можно по равномерному шуму из-под капота. Если он поврежден, то температура антифриза растет, что приводит к перегреву двигателя. Поэтому, когда пропал звук от работающего вентилятора, – это верный признак, что он сломался, и вам надо ехать на СТО.
Помимо этого, проблемы двигателю могут создавать и другие элементы охлаждающей системы: датчики, помпа, термостат. Неисправность любого из них способна вызвать перегрев силовой установки.
Некачественное топливо также является виновником перегрева двигателя. Если ездить на низкооктановом горючем, то мотор будет производить больше требуемого ему тепла. В результате он может закипеть, что приведет к его неисправности или поломке.
Резкое переключение передач
Самая распространенная ошибка водителей, особенно вредящая автомобилю в летнее время – не дождавшись его остановки, перейти с передней передачи на заднюю (или в обратном порядке). Такое переключение портит любую коробку – и механическую, и автоматическую. При подобных маневрах резко возрастает нагрузка на устройство. И если коробку регулярно подвергать таким испытаниям, ее ресурс очень быстро выработается.
Многие водители грешат таким действиями при парковке или развороте. Резко поворачивают руль в другую сторону, тут же сдают назад, не дождавшись остановки, и затем проезжают вперед. И так повторяют несколько раз, не замечая, что уничтожают механизм. А ведь чтобы не угробить его раньше времени, надо всего немного: дождаться остановки и плавно переключить передачи, удерживая ногу на педали тормоза.
Резкий старт на холодном двигателе
Некоторые водители не видят ничего страшного в том, чтобы сесть в автомобиль и сразу эффектно рвануть с места, не дождавшись прогрева двигателя. И тем самым подвергают его колоссальной нагрузке. Но одно дело стартовать так зимой, и другое – летом. При минусовых температурах двигателю перегрев не грозит, а вот в жару он может тут же выйти из строя.
Дело в том, что поршень и стенки цилиндра разогреваются с разной скоростью. Чтобы все части двигателя достигли одинаковой рабочей температуры, должно пройти некоторое время. А если сразу дать нагрузку на холодный мотор, его может заклинить.
Причем совсем необязательно прогревать машину на стоянке. Достаточно дать двигателю пару минут поработать на холостых оборотах, и можно двигаться. Но ехать первые десятки метров надо на небольшой скорости, избегая резких торможений и ускорений. Такой режим даст двигателю разогреться до рабочей температуры без лишних потрясений. Как только датчики покажут нужный показатель, можете увеличить скорость.
Езда на холостом ходу
Желая сэкономить на топливе, многие водители предпочитают двигаться на холостых оборотах. Действительно, при таком режиме есть возможность уменьшить расход горючего. Если ехать плавно, постоянно поддерживать высокую скорость и держать высшую передачу, двигатель почти не пострадает.
Но совсем другое дело, если на скорости 60 км/ч выжимать шестую передачу и часто давить на газ, чтобы перестроиться в потоке или кого-то обогнать. В этом случае двигатель подвергается большой нагрузке: нарушается правильная работа систем смазки и питания.
Топливная смесь в этом случае сгорает неэффективно, что приводит к сильным отложениям сажи в выхлопной системе и свечах зажигания. Но самое опасное – возникает детонация, которая может привести к разрушению не только двигателя, но и других компонентов: подшипников, коробки передач, коленвала и пр.
Чтобы продлить жизнь двигателю, важно его беречь и не перегружать без лишней надобности. Для этого всегда следить, чтобы передача соответствовала нагрузке. Например, при наборе скорости мотор без турбонаддува должен давать не меньше 3 тыс. об./мин.
Длительное нажатие на сцепление
Постоянно держать ногу на педали сильно вредит машинам на «механике». Особенно часто водители этим грешат на светофоре: выжав сцепление на подъезде к повороту, включают первую передачу и так стоят, пока не включится зеленый свет. Подобные действия приводят к ускоренному износу выжимного подшипника. Также страдает и диафрагмальная пружина.
Еще сильнее вредит автомобилю привычка водителя во время езды постоянно держать ногу на сцеплении либо начинать движение с пробуксовкой ведущих колес. А правильным будет нажимать на сцепление только при переключении передач, а затем сразу убирать ногу. Во время стоянки автомобиль на «механике» должен стоять на нейтралке.
Расход масла
В летнее время автомобилю требуется больше смазочного материала. Масло под действием жары разжижается, и его часть может сгорать вместе с горючим. Вдобавок на сухих дорогах водители чаще ездят на высоких скоростях, что также увеличивает расход жидкости. Поэтому в летнюю жару нужно не забывать контролировать показатели давления. В противном случае двигатель очень быстро выйдет из строя по вине водителя.
Перегруз автомобиля
У каждого «железного коня» есть свой предел грузоподъемности, который нельзя превышать. При больших нагрузках двигатель работает на пределе возможностей и потому быстрее изнашивается и выходит из строя.
Но летом водители это правило часто игнорируют. Одним надо срочно вывезти старых хлам или стройматериал на дачу, другие едут на рыбалку или отдых, прицепив к автомобилю трейлер с катером. А ведь современные легковушки не приспособлены для перевозки тяжелых грузов. Каждая такая поездка негативно сказывается на состоянии двигателя. Если уже есть явные или скрытые неисправности, то они сильно усугубятся.
Перегруз особенно вреден для автомобилей на автоматике и турбированных двигателей небольшого объема. Поэтому если вы – не владелец мощного внедорожника или пикапа, то старайтесь не нагружать автомобиль. А для перевозки грузов пользуйтесь услугами перевозчиков. Наверняка они обойдутся дешевле, чем ремонт или замена двигателя.
Езда по лужам
Летом нередко случаются если не наводнения, то сильные ливни. Быстрая езда по глубоким лужам может пагубно сказаться на автомобиле. Вода попадет в воздухозаборник, доберется до цилиндров и спровоцирует гидроудар. Поршень сильно повредится или вовсе сломается. А далее – дорогой ремонт или замена двигателя.
Пыльные дороги и бездорожье
В засушливое лето каждая поездка по бездорожью или в южных регионах страны сопровождается тучами пыли. Воздушный фильтр может не справиться с нагрузкой и отказать, если полностью забьется. Хуже всего, если случится прорыв фильтрующей шторы, поскольку все содержимое тут же попадет в двигатель.
Но и езда по более-менее чистым дорогам тоже может преподнести неприятный сюрприз. Если не заметили, что впускной тракт разгерметизировался, то воздух будет просачиваться внутрь, минуя фильтр, а спустя некоторое время засорит двигатель. Эксперты советуют в преддверии лета заменять воздушный фильтр на новый. Так вы убережете двигатель от быстрой поломки, а себя – от дорогого ремонта.
Резкая остановка
Если после продолжительной поездки в жару остановиться и сразу заглушить двигатель, это плохо скажется на турбокомпрессоре. При резкой остановке масляный насос перестает поставлять смазку на его подшипники, в то время как ротор продолжает вращаться по инерции. На подшипниках появляются задиры, которые впоследствии осложнят работу турбокомпрессора.
Чтобы избежать такого сценария, после остановки не глушите сразу мотор. Дайте ему поработать некоторое время на холостом ходу и тогда выключайте.
Как видим, летом двигатель подвергается не меньшим опасностям, чем зимой. В основном проблемы связаны с перегревом, поэтому необходимо соблюдать несколько простых рекомендаций по эксплуатации и обслуживанию автомобиля. Если ими не пренебрегать, то можно продлить срок службы двигателя и обойтись без дорогостоящего ремонта или замены.
Видео о том, нужно ли прогревать автомобильный двигатель летом: