Как выбрать антифриз, и можно ли смешивать жидкости разного цвета
Что собой представляет антифриз, каковы его функции, зачем и когда нужно менять охлаждающую жидкость. Видео про 5 ошибок при выборе антифриза.
Современный рынок предлагает множество видов и марок охлаждающей жидкости. Разобраться в таком разнообразии бывает непросто даже специалисту, не говоря уже об обычных водителях. Неудивительно, что многие из них не всегда правильно подбирают средство. А между тем, использование неподходящего антифриза негативно влияет на двигатель и коробку передач и быстро сокращает срок их службы.
Мы решили напомнить о том, как правильно подобрать антифриз. А также расскажем, можно ли смешивать по-разному окрашенные жидкости.
Что такое антифриз, и каковы его функции
Антифриз – это специальная техническая жидкость, без которой невозможна нормальная работа двигателя и коробки передач. Основной ее компонент – двухатомный спирт (пропиленгликоль, этандиол либо этиленгликоль). Вещество закипает при температурах свыше 150 °С, а замерзает при очень низких – от -30 °С. Благодаря таким свойствам антифриз используется как в сильную жару, так и в морозы.
Помимо спирта, в состав охлаждающей жидкости входит деминерализованная вода, красители и разнообразные присадки, защищающие детали силовой установки от коррозии, накипи и растрескивания. Вид и количество этих веществ определяют дополнительные свойства антифризов.
Охлаждение
Основная задача охлаждающей жидкости – отвод тепла от работающих узлов двигателя и коробки передач. Схематически процесс выглядит следующим образом: при запуске автомобиля насос продвигает жидкость по малому кругу, пока не прогреется двигатель. После этого открывается термостат, давая антифризу доступ в большой круг.
При попадании в соты радиатора вещество охлаждается воздушными потоками. Если их недостаточно, то дополнительно включается вентилятор. Нагретая жидкость поступает в расширительный бачок.
Защита от коррозии
Это вторая по значимости функция техническй жидкости. Дело в том, что компоненты системы охлаждения изготавливаются из разных легкосплавных металлов. Каждый из них подвержен быстрому ржавлению, поэтому требует индивидуального средства защиты. С этой целью добавляются различные присадки.
Защита от высыхания и растрескивания
Помимо металлических частей, в силовой установке и коробке передач есть масса деталей, изготовленных из других материалов: пластика, резины и пр. Содержащиеся присадки защищают их от высыхания и растрескивания. В результате сохраняется эластичность шлангов и уплотнителей, что позволяет двигателю нормально функционировать.
Работа двигателя при низких температурах
Благодаря своим свойствам антифриз дольше не замерзает, чем вода. Циркулируя в системе, антифриз не преобразуется в лед, поэтому обеспечивает работу мотора в зимний период, не допуская растрескивания и разрыва деталей. При экстремально низких температурах приобретает киселеобразную консистенцию, которая также защищает элементы от замерзания.
Отопление салона
В зимнее время избыточное тепло, отбираемое антифризом, направляется в печку. Через радиатор оно поступает в салон, обогревая его внутреннее пространство и людей.
Охлаждение в жару
Поскольку основной компонент антифриза закипает при температурах, намного превышающих воду, он долго не нагревается. Проходя через двигатель и коробку передач, жидкость остужает их, защищая таким образом от перегрева и поломки.
Зачем и когда нужно менять антифриз
То, что моторное масло надо менять, никем не подвергается сомнению. С антифризом дело обстоит иначе. Многие водители считают это необязательной процедурой и потому не следят за сроком годности охлаждающей жидкости.
А, между тем, подобное заблуждение приводит к серьезным повреждениям и выходу из строя не только двигателя, но и других важных частей машины. Дело в том, что качества присадок в жидкости со временем ухудшаются. Соответственно, антикоррозийная защита ослабевает. Отложения ржавчины забивают радиатор и термостат, и система охлаждения перестает работать должным образом. В результате происходит перегрев двигателя и/или коробки передач, что требует дорогостоящего ремонта или замены.
Чтобы избежать подобного хода событий, необходимо следить за своевременной заменой антифриза. Как правило, производитель сам указывает срок его годности в документации к машине. Длительность эксплуатации обычных антифризов – около 2 лет, с пролонгированным действием – 4-5 лет.
Но если автомобиль интенсивно эксплуатируется, часто ездит по бездорожью или стоит в пробках, то лучше не выдерживать предписанный срок. Поскольку двигатель испытывает усиленные нагрузки, то и жидкость быстрее теряет свои качества. Ее лучше чаще менять.
Проверить необходимость процедура можно и самостоятельно, заглянув в расширительный бачок. Антифриз подлежит замене, если:
- снизился его уровень;
- изменился цвет и прозрачность;
- появилась коррозия.
Любой из этих признаков – веская причина поменять техническое средство.
Виды антифриза
На современном рынке можно найти самые разные виды жидкости. Они отличаются по составу, цвету, эффектам и срокам действия. Есть также антифризы, специально созданные с учетом региональных особенностей и марки автомобиля.
Все технические жидкости производятся с учетом материалов, используемых в двигателе и системе охлаждения в автомобиле той или иной марки. Объясняется это тем, что все компании используют разные сорта металла, сплавов и резины. Формула жидкости подбирается индивидуально, и состав зависит от набора присадок.
Все антифризы можно условно разделить на несколько видов:
Неорганические
В эту группу входят жидкости, содержащие неорганические компоненты: силикаты, бораты, нитраты, нитриты и пр. К этому виду относится тосол, созданный еще во времена СССР, и его разновидности.
Жидкости часто окрашены в желтый, зеленый или бирюзовый цвет. Отличаются они небольшим сроком годности – около 2-3 лет. Образуют оксидную пленку на металлических частях двигателя. Она защищает от коррозии, но и одновременно затрудняет отведение тепла.
Среди силикатных антифризов различают две подгруппы: североамериканские – с фосфатами, европейские – без фосфатов, аминов и некоторых нитритных соединений.
В целом, специалисты считают такие антифризы устаревшими, поэтому не советуют их использовать в современных автомобилях. Объясняется этот тем, что жидкости не рассчитаны на температуры выше 108 градусов. Помимо этого, они могут негативно повлиять на шланги и патрубки, изготовленные из современных видов пластика и резины.
Органические (или карбоксилатные)
Основной антикоррозийный компонент таких антифризов – карбоксилатные органические кислоты (две и более) и их соли. Жидкости маркируются обозначениями G12, G12+, G30, G33, G34. Часто окрашены в теплые цвета: красный, желтый, розовый. Подходят для алюминиевых двигателей.
В отличие от неорганических жидкостей, они не образуют на деталях защитной пленки и накипи, поэтому не влияют на теплоотдачу. Отличаются сильным охлаждающим действием, эффективной защитой от коррозии и кавитации. Средний срок эксплуатации – 5 лет.
Гибридные
В этом виде антифризов содержатся органические кислоты и минеральные вещества. Гибридные жидкости дают неплохую защиту от коррозии в виде тонкой пленки, но имеют больше недостатков в плане теплоотведения. Их маркировка – G11, средний срок применения – 3 года.
Лобридные
Это охлаждающие жидкости, рассчитанные на современные двигатели. От остальных видов они отличаются комбинированным составом. Содержат один вид карбоксилатных органических кислот и минеральные ингибиторы коррозии (до 9 % силикатов или фосфатов). Бывают окрашенными в желтый, красный, зеленый или фиолетовый цвет.
Лобридные жидкости образуют на поверхностях защитную пленку, которая точечно подавляет коррозию исключительно в очагах возникновения. Производство таких антифризов довольно сложное, поэтому они стоят дороже остальных. Их маркировка: G12++, G13, G40.
Цвет антифриза
Часть водителей полагают, что при выборе надо ориентироваться на цвет жидкости. Такое мнение родилось в далеком прошлом, когда была градация по цвету, и все производители соблюдали это правило. Но с течением времени крупные автоконцерны прекратили его выполнять, начав окрашивать жидкости по своему усмотрению. Цветовая палитра перестала быть информативной, что привело к анархии на рынке автохимии.
Сегодня каждый производитель подбирает цвет по одному ему известной логике. А окрашивание применяется в других целях:
- Обеспечение безопасности потребителя, чтобы никто не спутал техническую жидкость с водой или алкоголем.
- Удобство контроля уровня в расширительном бачке: окрашенная жидкость лучше видна.
- Быстрое обнаружение протечек: заметить их легче по цветному следу.
- Контроль состояния: потемнение и помутнение лучше видны в цветной жидкости, чем в неокрашенной.
Как подобрать антифриз
При выборе средства необходимо ориентироваться исключительно на параметры своего автомобиля. Проще всего – использовать тот вид жидкости, которую указал производитель к техдокументации.
Если информацию невозможно узнать, то надо ориентироваться на особенности двигателя и цифро-буквенную комбинацию, указанную на этикетке средства. Специалисты советуют в таких случаях полностью слить старую жидкость, промыть систему и залить свежий антифриз. А в качестве временного средства когда нужно срочно долить небольшое количество (100-150 мл), можно использовать дистиллированную воду.
Но при первой возможности нужно сделать полную замену с промывкой. Особенно это важно для современных автомобилей – отличие от старых машин, они могут не выдержать подобного испытания.
Можно ли смешивать антифризы разных цветов
Разная окраска не несет никакой информации о составе и свойствах жидкости. Одинаково окрашенные антифризы от разных производителей при смешивании могут дать непредсказуемые реакции. Особенно опасно, если в результате реакции образуется нерастворимый осадок. Такое вещество, оставаясь в системе охлаждения, может сильно ухудшить теплообмен, что быстро приведет в перегреву двигателя или коробки.
Другие последствия смешивания антифризов:
- размягчение резиновых шлангов, патрубков и др. элементов, протечки;
- разъедание металлических деталей;
- снижение антикоррозийного эффекта и ржавление в системе охлаждения. В результате может произойти разъедание каналов, протечки, попадание жидкости в камеру сгорания;
- образование отложений с последующим заклиниванием термостата, поломкой радиатора печки.
Антифриз так же необходим для нормальной работы двигателя, как и моторное масло. Потому требует контроля объема, своевременной замены и правильного подбора. Нельзя допускать смешивания различных видов жидкостей. Игнорирование этих правил приводит к повреждениям важнейших узлов машины. Поэтому, пользуйтесь теми средством, которые рекомендовал автопроизводитель, выбирайте антифриз с учетом марки автомобиля.
Видео про 5 ошибок при выборе антифриза: