Как правильно ездить на «автомате» в летнюю жару
Почему «автомат» может перегреться в жару, и что предпринять в этой ситуации: порядок действий. Видео про 10 причин перегрева масла в АКПП.
Летний зной для автоматической коробки передач – такое же сложное испытание, как и зимний холод. Во время движения на трансмиссию оказывается двойная нагрузка от работающих механизмов и внешней жары. «Автомат» быстро перегревается и начинает сбоить: переключается с задержками, становится в аварийный режим или не реагирует на кикдаун. Все это может привести к его поломке и дорогостоящему ремонту. Как правильно ездить на автомате в летнюю жару – давайте разбираться.
Причины перегрева
В сильную жару автоматические трансмиссии выходят из строя чаще обычного. Причины могут самыми разными – от отсутствия нормального охлаждения до ошибок при эксплуатации. Вот только самые распространенные.
Загрязнение радиатора
Летом решетка забивается особенно сильно. На ней оседает липкая пыльца, пух и пыль, образуя плотное одеяло. Оно препятствует прохождению воздуха и нормальному охлаждению моторного масла. Температура антифриза растет, а в этом состоянии он плохо забирает тепло у масла коробки. В результате трансмиссия сильно нагревается. Устройство начинает хуже работать, и может произойти сбой или поломка.
Неисправность термостата
Устройство может перестать нормально работать по нескольким причинам. Чаще всего это происходит из-за скопления нагара и абразива, присутствующих в масле, а также естественного процесса коррозии корпуса. В результате термостат перестает регулировать рабочие жидкости и температуру в АКПП, что приводит к перегреву коробки.
Масло
Функции жидкости, циркулирующей в трансмиссии, – охлаждать и смазывать узлы. Летом под действием высоких температур даже самое хорошее масло теряет свои качества. В первую очередь ухудшается ее вязкость. Трущиеся элементы контактируют друг с другом с более высоким напряжением, что способствует выработке большего количества тепла. Из-за этого коробка перегревается и начинает барахлить. Тот же эффект случается, если масло давно не меняли, и его уровень сильно понизился.
Поэтому летом крайне важно избегать подобных проблем. Чтобы сберечь коробку-автомат, необходимо вовремя менять масло, пользоваться только качественным и не допускать его перегрева.
Особенности летней езды на АКПП
В жару управление машиной на автоматике требует соблюдения нескольких правил:
Стоять в режиме P (Parking)
Эксперты и опытные водители советуют пользоваться правилом двух минут. То есть, если предстоит стоять в пробке или перед светофором дольше 2-х минут, то коробку надо переводить в положение «Р».
Главный производитель тепла в автоматической коробке – гидротрансформатор. Причем особенно высокие температуры образуются при работе устройства с сильной пробуксовкой. Такое случается, когда активирован режим D (Drive), а машина не трогается с места, удерживаясь тормозами.
Чтобы избежать перегрева при работающем двигателе, надо включить режим P (Parking). В этом положении ничто не помешает гидротрансформатору свободно вращаться. А значит, избыточное тепло не будет образовываться.
Не отключать систему start-stop
Встроенная функция регулирует потребление топлива и уменьшает вредные выбросы в окружающую среду. Схематически это выглядит так: если автомобиль стоит дольше 30 сек. при нажатой педали тормоза, то двигатель останавливается. Как только водитель убирает ногу, стартер вновь его запускает.
Однако многие водители считают эту функцию лишней и даже вредной. Чаще всего объясняют тем, что она усиливает нагрузку на аккумулятор и двигатель. Особенно страдают турбированные моторы, поскольку при резкой остановке они сильно перегреваются.
Однако эксперты советуют не отключать эту систему в сильную жару. Дело в том, что старт-стоп хотя и вредит мотору и стартеру, но зато защищает трансмиссию от перегрева. Отключенный двигатель сам не вырабатывает тепло, и блокирует его образование в коробке или вариаторе.
В пробке на первой передаче
Поток машин в пробке только кажется замершим. На самом деле автомобили постоянно двигаются, но рывками и очень медленно. Эксперты советуют: если оказались в солнцепек в такой тянучке, переведите «автомат» на низкую передачу – в положение L. Если установлена коробка с возможностью ручного выбора, то воспользуйтесь режимом «1». То же касается вариатора – устройству будет намного полезней находиться с включенной первой передачей.
Такой режим предусмотрен для преодоления подъемов и затяжных спусков. Он не дает АКПП переключаться на более высокие передачи в случае краткосрочного ускорения.
Например, если скорость в пробке на пару секунд превысит 15 км/ч. Оставаясь в этом положении, коробка не будет сильно нагреваться и одновременно сможет нормально охлаждаться. Поэтому никаких негативных последствий для ее состояния не возникнет. Клапаны и фрикционы сберегут свой ресурс.
Так что если оказались в еле движущейся тянучке, не забывайте переводить коробку и вариатор в ручной режим и устанавливайте первую передачу. Это избавит «автомат» от постоянных нагрузок и перегрева.
Действия на «нейтралке»
Оказавшись перед светофором, многие включают нейтральное положение, желая снизить расход топлива. Такие действия отчасти оправданы. При стоянке на нейтралке автомобиль на самом деле меньше потребляет горючего. Но одновременно растет вероятность поломки коробки, поскольку стоянка в нейтральном положении плохо сказывается на состоянии и работе устройства.
То же самое касается и запуска двигателя после стоянки. Крайне нежелательно включать его с нейтрального положения. Такие действия приводят к быстрой поломке АКПП. Правильное решение – заводить двигатель в режиме Р (паркинг) и только после этого переходить в положение D (движение).
Минимум переключений
На трассах автомобили движутся на высокой скорости, поэтому даже в самую сильную жару хорошо обдуваются встречным потоком. Перегрев коробки случается очень редко. В городской черте естественное охлаждение намного хуже, поэтому нагрузка на АКПП многократно возрастает. Частые пробки и тянучки вынуждают водителей максимально сбрасывать скорость и двигаться по-черепашьи.
Если оказались летом в такой ситуации, то не забудьте перевести автомат в режим «2» или «3». При таком положении коробка не сможет включить более высокую передачу, если вдруг вы ненадолго ускоритесь больше чем на 50 км/ч.
Однако избегайте слишком часто менять передачи. Дело в том, что частое переключение ускоряет износ «автомата». Заодно усиливается нагрузка и на гидротрансформатор. Постоянно буксуя, он раньше времени выработает ресурс и выйдет из строя.
Эксперты советуют выбирать в городе такой режим движения, который исключает частое переключение передач. Это поможет избежать летом перегрева АКПП.
Убрать нештатную защиту
Многие водители считают, что дополнительная защита идет на пользу двигателю и радиатору. Для этого устанавливают нештатные устройства снизу силового агрегата и густые сетки на решетку. Но такая забота может сыграть злую шутку. Дело в том, что эти заграждения от грязи ухудшают естественный обдув встречными потоками и могут спровоцировать перегрев двигателя, а следом – и коробки передач.
Специалисты советуют в жаркий период избавляться от таких конструкций, чтобы не создавать дополнительных трудностей работе механизмов. Их лучше использовать, когда предстоит длительная поездка по сильному бездорожью. Причем сетки должны быть с крупными ячейками, а устанавливаться – в нижней части радиатора.
Буксировка
Никто не застрахован от того, что машина по неведомой причине вдруг отказывается двигаться с места. Когда такое случается, многие водители просят взять их на буксир. И не подозревают, что этим губят АКПП.
Самым правильным решением будет вызвать эвакуатор. А если такой возможности нет, и буксировка – единственно возможный вариант, то постарайтесь сделать так, чтобы ведущие колеса были приподняты. Правда, и это решение крайне нежелательно, поскольку из-за большой нагрузки возрастает риск поломки. Если машина с передним приводом, то вся тяжесть придется на заднюю подвеску, и она может повредиться.
Правильное переключение АКПП
Чтобы коробка-автомат служила долго, специалисты советуют никогда не переключать ручку во время движения. Действуя таким образом, вы увеличиваете нагрузку на трансмиссию, из-за которой замедлится скорость. Эксперты рекомендуют переключать ручку «автомата» после полной остановки автомобиля. В этом случае коробка не будет перегружаться и изнашиваться.
Движение по склону
Многие водители, пересев с «механики» на автомобиль с АКПП, ошибочно полагают, что можно двигаться по спуску на нейтралке. Чаще всего так поступают, чтобы сэкономить топливо. Однако то, что безопасно для «механики», не подходит «автомату».
В отношении АКПП подобного делать не стоит, поскольку современные автомобили оборудованы электроникой, регулирующей впрыск топлива. И потому при движении по склону уменьшается его подача. А езда на нейтралке лишь ускоряет износ коробки.
Включение «Р» до остановки
Многие водители не видят ничего страшного в том, чтобы переключить коробку в положение «паркинг» до того, как автомобиль полностью остановится. Однако подобные действия пагубно влияют на механизм и способствуют ускоренному износу и поломке. А ремонт или замена АКПП – дорогостоящее «удовольствие».
Езда с прицепом
Движение с дополнительным грузом – само по себе серьезное испытание для силовой установки и коробки передач. А в жару нагрузка возрастает настолько, что может запросто убить механизмы. По возможности старайтесь не ездить в сильную жару с тяжело груженным прицепом. А если возникла необходимость, то проследите, чтобы не было перегруза, и двигайтесь максимально осторожно.
Пробуксовка
Не меньше нагружает коробку и езда по бездорожью. Причем в любую погоду, но летом особенно сильно. Высокие температуры усиливают нагрузку на «автомат», и он быстро перегревается. А если автомобиль еще завязнет в грязи и забуксует, то негативное воздействие на АКПП вырастет в разы.
Температура жидкости ATF
Чтобы избежать поломки «автомата», не забывайте следить за показателями трансмиссионного масла. Ведь даже если температура окажется выше допустимых значений, вы не увидите клубов пара, подобных закипевшему антифризу. Но перегрев случится и негативно скажется на состоянии коробки.
Температура жидкости в АКПП не должна превышать 125 С. А летом, даже в самый солнцепек – не более 110 С.
Летняя жара – тяжелое испытание для автоматической коробки. Частый перегрев приводит к неисправностям или поломкам трансмиссии, стоимость устранения которых очень высока. Если АКПП хотя бы раз повела себя странным образом, то лучше отказаться от поездок до тех пор, пока не выяснятся причина сбоя. Или садитесь за руль в более прохладную погоду. А чтобы коробка прослужила максимально долго, необходимо ее правильно обслуживать и эксплуатировать.
Видео про 10 причин перегрева масла в АКПП: