Советы автомобилистам

Как правильно загружать прицеп автомобиля, чтобы избежать аварии

Виды автомобильных прицепов, как правильно загружать прицеп, особенности движения. Видео о выборе прицепа для легкового автомобиля.

Как правильно загружать прицеп автомобиля, чтобы избежать аварии
Конструкция легковых автомобилей не рассчитана на транспортировку тяжелых грузов. Предназначение машин – перевозка людей. Поэтому любой автомобильный прицеп является дополнительной нагрузкой и на двигатель, и на конструкцию. А если груз внутри расположен неправильно, то езда с ним может создать аварийную ситуацию.

Как правильно загружать прицеп легкового автомобиля, чтобы избежать ДТП – сейчас расскажем.

Виды прицепов

Виды прицепов
На современном авторынке представлены разные типы транспортных средств: универсальные и специализированные. Их можно поделить на несколько групп.

Бортовые

Самый популярный вид автоприцепов. Такое транспортное средство подходит для перевозки разных грузов: стройматериалов, с/х продукции, мебели, бытовой техники и пр. Есть простые модели и устройства с гидравлической стойкой, работающие, как самосвал.

Для перевозки техники

Есть прицепы, на которых можно перевозить разные виды транспортных средств: мотоциклы, лодки и пр. И есть специализированные, которые приспособлены только для перевозки определенного вида техники. Например, плавательных средств – небольших лодок, яхт, гидроциклов и пр. Выпускаются также прицепы для перевозки мото- и спецтехники: велосипедов, мотоциклов, строительных машин и др.

Дом или фургон на колесах

Это крытые прицепы, внутри которых обустроено помещение для жилья. Такие дома на колесах удобны тем, кто любит путешествовать и отдыхать с комфортом. Выпускаются разных габаритов и грузоподъемности.

Классификация прицепов

Классификация прицепов
Прицепы для легковых автомобилей различаются по нескольким признакам.

Грузоподъемность:

  • до 750 кг, тормозная система не устанавливается;
  • до 3,5 т, наличие тормозов обязательно.
  • По массе с полной загрузкой (масса прицепа + груз):
  • до 750 кг;
  • свыше 750 кг.

По наличию осей:

  • 1-осные. Подходят для перевозки грузов до 750 кг;
  • 2-осные, используются для транспортировки груза массой до 1,5 т.

Как правильно загружать прицеп

Конструкция прицепа спроектирована таким образом, чтобы на фаркоп оказывалось минимальное давление. С этой целью ось колес расположена чуть ближе к его задней части. Таким образом минимизируется нагрузка от веса перевозимых предметов на сцепное устройство. При правильном распределении веса она обычно составляет от 30 до 50 кг.

При размещении груза нужно следить, чтобы его центр тяжести оказался максимально низко и находился над осью либо чуть ближе к сцепному устройству. Общая масса машины с груженым прицепом не должна превышать предельного значения, указанного в руководстве по эксплуатации. По факту она состоит из суммы нескольких масс: автомобиля, прицепа, груза, веса водителя и пассажиров, сцепного устройства и дополнительного оборудования (если установлено владельцем).

Крайне важно правильно определить фактическую массу автопоезда с людьми и грузом, так как она не должна быть больше значений, разрешенных производителем.

Распределение груза

Распределение груза в прицепе
Перевозимые предметы нужно раскладывать максимально равномерно, не допуская перевеса в одной из сторон. Одиночные грузы в 1-осном устройстве надо размещать непосредственно над осью, а в 2-осном – между осями. Это обеспечит нормальную нагрузку на шар фаркопа.

При размещении важно грамотно уложить грузы. Тяжелые нужно размещать снизу, более легкие – сверху. Помимо этого, необходимо изначально продумать очередность загрузки и разгрузки.

Крепление груза

В современных прицепах предусмотрены разные приспособления для фиксации содержимого прицепа: ремни-стяжки, колодки, профили, протекторы, блокировки.
Все перевозимые предметы должны быть надежно закреплены, чтобы в дороге ничего не сдвинулось с места.

Какие бывают ошибки при размещении груза

Центр тяжести прицепа во время движения обычно смещается к сцепному устройству. Если багаж находится в передней части, будет превышена критическая нагрузка на фаркоп и места крепления к автомобилю. Сцепное устройство и кузов могут разрушиться. Помимо этого, уменьшится площадь контакта колес машины с дорогой. Это приведет к ухудшению управляемости автомобилем и негативно скажется на торможении.

Размещать груз в задней части прицепа также не рекомендуется. Во время движения буксируемое устройство может начать раскачиваться по вертикали. В результате поднимет заднюю часть автомобиля, что приведет к ухудшению сцепления его колес с дорожным покрытием. При движении по скользкой или мокрой дороге увеличится риск заноса или опрокидывания прицепа.

Как проверить правильность размещения груза

Как проверить правильность размещения груза
При загрузке прицепа необходимо всегда сверять соответствие массы багажа с данными, указанными в техдокументации к прицепу. Делать это можно вручную или воспользовавшись данными датчиков, которыми стали оснащать современные устройства серьезные производители.

Например, компания Volvo внедрила в конструкцию задней подвески специальную систему, которая во время езды обеспечивает необходимый дорожный просвет и не допускает осадки кузова. А ряд других производителей оснащает свои прицепы опцией отображения происходящей загрузки.

Помимо этого, необходимо помнить, что нормативы загрузки прицепа ориентированы на дороги с уклоном менее 12 %. Поэтому при эксплуатации устройства нужно учитывать ряд факторов:

Буксировка загруженного прицепа на переднеприводном автомобиле затрудняется, если уклон дороги больше 15 %. Нагрузка сильно уменьшается, поэтому колеса могут проворачиваться.

Чем выше расположена дорога над уровнем моря, тем меньше надо нагружать прицеп. Специалисты советуют снижать массу багажа на 10 % при повышении над уровнем моря на каждые 1000 м. При понижении атмосферного давления в топливной смеси становится меньше кислорода. Качество горючего ухудшается, что плохо сказывается на работе двигателя.

Если в автомобиле стоит ABS, то допустимую массу прицепа без тормозов надо уменьшить на 50 кг.

О чем нужно помнить при управлении автомобилем с прицепом

Эксперты советуют взять себе за правило перед каждой поездкой проверять техническое состояние транспорта. Посмотрите сами или попросите знакомого проверить:

  • надежность всех крепежей, надежность соединения фаркопа и прицепа;
  • светятся ли фонари (габаритные, поворотные и пр.);
  • работают ли амортизаторы: для этого покачайте прицеп;
  • давление в шинах машины и прицепа;
  • смазан ли фаркоп: при необходимости обновите средство, для этого лучше использовать графитовую смазку.

Убедившись в нормальном состоянии прицепа и фаркопа, можете начинать движение.

Особенности движения с прицепом

Особенности движения с прицепом
Выезжая на дорогу, необходимо помнить о некоторых особенностях управления. Даже если все хорошо уложено и закреплено, вес не превышает норму, прицеп может начать раскачиваться и вилять во время движения. Чтобы этого не случилось, нужно соблюдать правила вождения.

Скоростной режим

Правильное распределение груза в прицепе не может гарантировать безопасности движения. Если водитель едет на высокой скорости, не снижает ее при обгонах и поворотах, это может привести к ДТП.

Рекомендуемая скорость для автомобиля с прицепом – не более 70 км/ч. Дело в том, что буксируемое устройство создает дополнительную нагрузку для машины. Усиливаются воздушные потоки от встречного и попутного транспорта, увеличивается лобовое сопротивление. Особенно сильная нагрузка создается при буксировке габаритного трейлера.

Проблемы могут возникнуть и в том случае, если прицеп попадет под влияние воздушных потоков и под их действием начнет раскачиваться. Управлять автопоездом в таком случае станет намного труднее.

Если во время движения почувствовали, что прицеп начал вилять, необходимо плавно снизить скорость. Ни в коем случае нельзя резко тормозить, поскольку это создаст аварийную ситуацию.

Торможение

Во время езды с прицепом необходимо более внимательно отслеживать ситуацию на дороге и стараться заранее планировать замедление скорости. Для этого держите более длинную дистанцию от впереди идущего транспорта.

Дело в том, что прицеп создает автомобилю дополнительную нагрузку. Торможение занимает больше времени, а сам путь удлиняется. Резкий сброс скорости или остановка провоцирует занос прицепа или его опрокидывание.

Подобного не случится, если тормозить двигателем, поскольку при таком способе сохраняется контроль над управлением машиной. Для этого надо переключиться на более низкую передачу и плавно, не торопясь, отпускать педаль газа и после этого аккуратно нажать на тормоз.

Прохождение поворотов

Прохождение поворотов
Машина с прицепом маневрирует намного хуже, чем без него. Причина заключается в том, что колеса автомобиля и устройства двигаются по кривым разного радиуса.

Планируя поворот, нужно учитывать его длину и свободное пространство для маневра. Рассчитывайте движение передних колес автомобиля так, чтобы задние колеса прицепа не заехали в кювет или на встречную полосу.

Также надо помнить, что при прохождении поворота увеличивается риск заноса или опрокидывания прицепа. Поэтому автомобиль надо заводить в него по большой дуге. Двигаться максимально плавно, на средней скорости, не допуская рывков и торможений. Это поможет избежать заноса на бордюр или тротуар.

Спуски и подъемы

При прохождении затяжного спуска необходимо не допускать перегрузки тормозной системы. Эксперты рекомендуют применять разные способы торможения, чтобы максимально облегчить работу колодкам. Если же все время подтормаживать, то это приведет к перегреву системы и плохо повлияет на управляемость автомобилем.

В отличие от спуска, преодоление подъема с прицепом – более сложная задача. Если не хотите, чтобы машина остановилась посередине, не пытайтесь взять высоту с разгона. Опытные водители советуют перед началом подъема включить самую низкую передачу и плавно двигаться вверх на одной скорости, избегая резких ускорений.

Езда по бездорожью

Старайтесь не попадать колесами в колею, особенно если она глубокая. Сам по себе автомобиль еще может выехать из таких канавок, а вот с прицепом это будет намного труднее. Поэтому выбирайте по возможности более-менее ровные и твердые поверхности.

Правильная загрузка прицепа – одно из основных условий безопасности дорожного движения. Перед поездкой важно грамотно разместить багаж и крепко его зафиксировать. И конечно, не забывать об особенностях вождения автомобиля с прицепом. Помните, что машина будет медленнее набирать скорость. Да и тормозить придется более аккуратно.

Видео о выборе прицепа для легкового автомобиля:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button