Советы автомобилистам

Как спасти автомобильный двигатель, если он закипел в жару

Опасность перегрева мотора, причины закипания, способы решения проблемы. Видео о причинах перегрева и закипания автомобильного двигателя.

Как спасти автомобильный двигатель, если он закипел в жару
От закипания не застрахован ни один автомобиль, даже самый крутой и «навороченный». Причины могут быть разными, а последствия почти всегда одинаково плохие – от нарушения геометрии до повреждения компонентов двигателя. Степень ущерба во многом зависит от правильности действий водителя.

Поскольку подобная напасть случается чаще всего летом, мы решили напомнить о том, что способствует перегреву, и как спасти автомобильный двигатель, если он закипел в жару.

Чем опасен перегрев

Закипание не всегда заканчивается поломкой силового агрегата. Тяжесть последствий зависит от степени и продолжительности перегрева. Условно можно выделить несколько уровней закипания:

1. Незначительный. О том, что температура двигателя подошла к критическим показателям, можно судить по датчику, контролирующему охлаждающую жидкость. Если его стрелка замерла в красной зоне, необходимо проверить систему охлаждения. Особенно важно обратить на нее внимание, если подобное случается регулярно, поскольку постоянно высокая температура плохо сказывается на двигателе. При небольшой степени перегрева может пострадать уплотнение газового стыка, что приведет к разгерметизации. Не исключено, что цилиндропоршневая группа также придет в негодность.

2. Средний. Появление пара – опасный признак, поскольку он образуется, когда закипает охлаждающая жидкость. На поверхности двигателя появляются задиры, снижается упругость поршневых колец. Возрастает риск заклинивания. Даже если он завелся после того, как остыл, его состояние все равно надо проверить на СТО.

3. Сильный. При таком перегреве расплавляются и трескаются компоненты механизма: поршни, головка блока цилиндров, вкладыши и пр. Кольца крепко зажимаются в канавках. Элементы ДВС после очень сильного перегрева ремонту не подлежат. В этом случае требуется замена всей силовой установки.

Самые частые причины закипания

Самые частые причины закипания двигателя
Современные двигатели более «горячие», чем их предшественники. Рабочая температура моторов – до 105 градусов, в то время как у старого поколения – не более 80. понятно, что каждое повышение хотя бы на один градус может спровоцировать фатальные последствия для мотора.

Проблема усугубляется и тем, что во многих современных автомобилях не предусмотрен датчик контроля температуры охлаждающей жидкости. Чаще всего установлен только индикатор перегрева. А он срабатывает постфактум, когда двигатель уже раскалился до критических значений, и его сложно спасти. Поэтому неудивительно, что закипание случается неожиданно для многих водителей.

Кроме того, что современные двигатели сами по себе больше нагреваются, на это влияет и другие факторы.

Неисправный термостат

Устройство обеспечивает подачу охлаждающей жидкости, пока мотор не прогреется до рабочего состояния. Если прибор неисправен, то антифриз не будет циркулировать по большому кругу и охлаждаться в радиаторе. Соответственно, его остатки в малом круге быстро закипят и вызовут перегрев двигателя. Причем это может случится независимо от режима движения и внешней температуры.

Неисправность радиатора

Неисправность радиатора
Его задача – охлаждение жидкости за счет воздуха с улицы или получаемого от вентилятора. Если в нем забиты соты или имеются иные неполадки, антифриз не циркулирует по радиатору, поэтому не охлаждается. В результате автомобиль закипает.

Поломка или заклинивание помпы

Выход из строя может случиться из-за обрыва ремня, коррозии на лопастях крыльчатки, повреждения муфты. Когда насос неисправен, охлаждающая жидкость не циркулирует по системе должным образом. Соответственно, двигатель перегревается.

Недостаточный объем охлаждающей жидкости

При нехватке антифриза невозможно нормальное охлаждение двигателя.

Некачественный или неправильно подобранный антифриз

Если в технической жидкости много воды, она не способна справиться с охлаждением двигателя. Кроме того, если в автомобиль залит не подходящий по типу антифриз, он может вспениться и спровоцировать последующий перегрев мотора.

Повреждение вентилятора

Он может выйти из строя из-за поломки электродвигателя, реле включения, проводки. Устройство обеспечивает циркуляцию воздуха, поэтому его неисправность приводит к закипанию двигателя.

Нарушение герметичности системы охлаждения

Нарушение герметичности системы охлаждения
Это может случиться из-за неплотно закрытой крышки расширительного бачка, повреждения радиатора или патрубков. В результате разгерметизации образуются воздушные пробки, из-за чего затрудняется циркулирование жидкости. Снижается степень охлаждения и температура закипания.

Поломка температурного датчика

Неисправный прибор не передает показания термостату и вентилятору, что приводит к повышению рабочей температуры двигателя.

Эксплуатационные факторы

Эксплуатационные факторы, перегруз автомобиля
Помимо технических причин перегрева, есть и другие причины закипания:

  1. Перегруз. Двигатель перегревается, если автомобиль используется для перевозки чрезмерно тяжелых грузов, а также во время езды по бездорожью.
  2. Движение по горной местности. Усиливается нагрузка на двигатель, и одновременно ухудшается его охлаждение из-за разреженного воздуха.
  3. Неисправности в ходовой части или коробке передач. Они усиливают нагрузку на мотор, поскольку затрудняют его продвижение.

Усилению нагрева двигателя также способствуют:

  • низкооктановое горючее;
  • неправильно выставленные фазы газораспределения;
  • поврежденные блоки каталитического нейтрализатора;
  • большие отложения в камере сгорания;
  • некачественные или неправильно подобранные свечи зажигания.

Как определить, что двигатель закипел

В любой поездке, а особенно при стоянии в пробках в жару, необходимо следить за показаниями температурного датчика на приборной панели. Нормой считается, если стрелка держится на 85-90 градусах. Рост показателей на 5-10 градусов говорит об опасности перегрева. Если стрелка покажет 100 градусов, закипит охлаждающая жидкость, и повалит пар из-под капота.

К другим признакам перегрева относятся:

  • нагрев пола под водительским местом;
  • вибрация вследствие закипания антифриза;
  • усиленная работа вентилятора радиатора;
  • шумы и металлический стук (признак детонации в агрегате);
  • трещины и деформация цилиндров, потеки масла и антифриза;
  • белый налет на свечах;
  • резкое снижение мощности;
  • потемнение антифриза, появление хлопьев;
  • остановка двигателя.

Действия, если автомобиль закипел

Действия, если автомобиль закипел
Многие водители, столкнувшись с перегревом двигателя, впадают в панику или растерянность. От этого часто действуют импульсивно и потому допускают ошибки, которые усугубляют повреждение силового агрегата. Поэтому важно заранее разобраться, как следует поступать в таких случаях.

Если двигатель близок к закипанию, но пар еще не идет

В этом случае нужно снизить скорость, съехать с трассы и остановиться в безопасном месте. Затем выключить кондиционер и поднять крышку капота, чтобы усилить обдув мотора.

Двигатель лучше сразу не глушить, а дать ему поработать некоторое время вхолостую. Если этого не сделать, то горячий антифриз перестанет циркулировать по системе и повредит детали мотора. А постепенное охлаждение спасет раскаленные компоненты двигателя от растрескивания и деформации.

Охлаждать автомобиль нужно не менее получаса. Для ускорения остывания можно полить водой радиатор, но ни в коем случае – сам двигатель. Иначе головка или весь блок цилиндров треснут. Дождитесь, пока мотор сам остынет.

Не отвинчивайте крышку расширительного бачка сразу после остановки, чтобы не обжечься раскаленным паром. Открывайте ее, только когда двигатель остынет, и не будет риска получить удар кипятком.

Когда автомобиль остынет, проверьте уровень охлаждающей жидкости и долейте необходимое количество. После этого попробуйте завестись и езжайте в ближайшую автомастерскую.

Если начал идти пар

Когда появились клубы пара, значит, антифриз выплескивается на раскалившийся блок цилиндров и испаряется. Самый простой вариант быстро сбить температуру – максимально снизить скорость и включить печку на всю мощность. Она связна с системой охлаждения, поэтому возьмет на себя часть тепла и ускорит остывание. Кондиционер при этом лучше выключить, так как он нагружает двигатель.

Если из печки пошел горячий воздух, значит, в системе есть антифриз. В этом случае мотор не стоит глушить. Пока он работает, помпа перегоняет жидкость и обеспечивает тем самым постепенное охлаждение.

Другое дело, если из печки идет холодный воздух. Это говорит о том, что антифриз весь вышел, или его объем критически невелик. В этом случае надо сразу остановиться и выключить двигатель. После этого дать ему остыть. А далее действовать, как в первом случае: полить радиатор водой, следя, чтобы не попала на раскаленные поверхности. После остывания надо проверить уровень антифриза и при необходимости восполнить недостающий объем.

Отправляться на станцию техобслуживания лучше всего на эвакуаторе или буксире. Так будет безопасней для двигателя.

Чего точно нельзя делать при закипании двигателя

Чего точно нельзя делать при закипании двигателя
Действуя в панике, многие водители совершают одинаковые ошибки. И потому усугубляют повреждение двигателя. Чего категорически нельзя делать:

  1. Сразу после остановки открывать крышку радиатора. Причина – не только в риске ожога. Почему-то многие водители считают, что так можно быстрее охладить мотор. И делают ему только хуже. Дело в том, что антифриз находится внутри под давлением, которое и не дает ему сильно кипеть. Открыв крышку, вы его резко понизите, что приведет к мгновенному закипанию жидкости во всей системе.
  2. Поливание раскаленного двигателя холодной водой. В этом случае случится резкий перепад температур, который приведет к растрескиванию металла.
  3. Долив антифриза в неостывшую систему. Объяснение то же самое: смешение жидкостей с разными температурами способствует разрывам металла и повреждению сот.

Меры профилактики

Если двигатель перегревается, значит, на то есть явные или скрытые причины. Поэтому прежде чем садиться за руль, необходимо удостовериться в исправности автомобиля. Кроме того, нужно помнить, что мотор чаще закипает в жару, а не в холодную погоду. А значит, чем сильнее зной, тем бережнее нужно обращаться с автомобилем.

Перед началом поездки осмотрите радиатор. Если он забит грязью, листьями, насекомыми и прочим мусором, то аккуратно уберите все, что мешает прохождению воздушных потоков. Проверьте уровень антифриза и при необходимости долейте недостающий объем.

Следите за показаниями температурного датчика во время езды. И особенно внимательно, если застряли в пробке. Во время поездки старайтесь понапрасну не нагружать двигатель. Воздержитесь от частых резких торможений и ускорений.

Чаще тормозите двигателем. При таком способе топливно-воздушная смесь не сгорает, а охлаждающая жидкость ускоренно циркулирует в системе.

Закипание двигателя чаще случается в жару, поэтому в летний период к нему нужен более ответственный подход. Риск перегрева будет ниже, если тщательно следить за состоянием агрегата и связанных с ним систем, не допускать больших нагрузок и вовремя менять охлаждающую жидкость.

Видео о причинах перегрева и закипания автомобильного двигателя:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button