Советы автомобилистам

Что такое компьютерная диагностика, и зачем она нужна

Назначение диагностики, когда нужна процедура, кто и как ее выполняет, необходимые устройства и особенности. Видео про компьютерную диагностику машины.

Что такое компьютерная диагностика, и зачем она нужна
Уже прошло больше 40 лет с тех пор, как машины начали оснащать электронными системами управления силовым агрегатом. К этому привело ужесточение экологических норм и желание сократить расходы топлива. Ведь при электронном впрыске горючего его потребление становится дозированным и менее затратным, если сравнивать с карбюраторными элементами или еще более старым механическим впрыском.

Тогда во главе борьбы за экологичность были Соединенные Штаты, а вернее – жители штата Калифорния. После появления в автомобилях электронных компонентов и управляющих систем перед автовладельцами встал вопрос их диагностики для оперативного устранения ошибок и неполадок.

Основное назначение компьютерной диагностики

Компьютерная диагностика электронных систем автомобиля выполняется для обнаружения видимых и скрытых неполадок в важных узлах и оборудовании. Причем это касается не только электронных комплексов.

Например, система OBD-II может расшифровать практически все ошибки, которые считываются посредством небольшого сканера в виде стандартных буквенно-цифровых кодов. По ним мастер оперативно выявляет, в какой части системы произошел сбой. Зачастую производится проверка «мозгов» силовой установки, состояния узлов смесеообразования, зажигания и так далее. Еще компьютерная диагностика позволяет оценить вредность выбросов и ряд других важных показателей.

Кроме того, в ходе такой проверки можно получить развернутую информацию о качестве работы коробки передач и шасси. К стандартной базе можно добавить собственные коды с использованием зарезервированных позиций. К тому же диагностический сканер может много рассказать об истории транспортного средства. В базе данных собраны сведения о марке и модели автомобиля, годе выпуска, номерах агрегатов и комплектации. Зачастую это позволяет выявить следы скручивания пробега, даже если такие манипуляции проводились очень опытными умельцами.

В любом современном автомобиле установлено множество электронных систем, поэтому компьютерная диагностика остается крайне востребованной услугой.

Когда нужна компьютерная диагностика

Когда нужна компьютерная диагностика
Проводить компьютерную диагностику транспортного средства нужно сразу при выявлении каких-либо неполадок в электронных системах или узлах машины. Среди них: мотор, трансмиссия, система зажигания и смесеообразования, впрыск топлива, нейтрализация выхлопов, тормозные механизмы, мультимедийный комплекс, рулевое управление и электрические цепи. В таких автомобилях, как Audi Q7 или Land Cruiser Prado 150 с помощью электроники даже меняется дорожный просвет, жесткость амортизаторов и другие настройки ходовой части.

Среди явных симптомов того, что автомобиль нуждается в срочной диагностике, можно выделить:

  • срабатывание сигнальной индикации «Проверка двигателя»/Check Engine на панели приборов;
  • нестабильная работа силового агрегата, сторонние шумы и вибрации из-под капота;
  • рывки при переключении скоростей;
  • появление густого дыма из выхлопной трубы в теплую пору года;
  • увод в сторону при сбрасывании скорости;
  • перегрев силовой установки;
  • продолжительный запуск двигателя;
  • быстрое снижение емкости АКБ;
  • неисправность клавиш, сенсорных панелей и переключателей в салоне.

Нельзя забывать, что электронные компоненты в машине не всесильны, и зачастую они не могут определить ряд поломок либо считывают их с ошибками. Загорание сигнальной лампочки происходит далеко не всегда, поэтому бывают случаи, когда выявить поломку можно только при профессиональной диагностике. Поэтому ее лучше проводить хотя бы один раз в год или два – в начале зимы и лета.

Процедура нужна перед длительной поездкой, при покупке машины с пробегом или после длительного простоя транспортного средства.

Как выполняется компьютерная диагностика

Как выполняется компьютерная диагностика
С 2004 года на все транспортные средства начали устанавливать разъем OBD-II. Через него к системе подключается диагностический сканер, обеспечивающий выявление и считывание базовых параметров с возможностью редактирования разных конфигураций.

Такой порт присутствует и в отдельных автомобилях, выпущенных еще ранее. Например, в США его устанавливали с 1996 года, а с 1989 года применялась предыдущая генерация интерфейса OBD-I. Встретить ее сейчас можно только в очень редких случаях.

Процесс компьютерной диагностики автомобиля начинается с оценки электрических компонентов посредством мультиметра. Перед этим нужно убедиться, что все разъемы исправны, аккумулятор заряжен, а в сети есть оптимальное напряжение без утечек тока. В случае сбоев с электроникой автомобильный сканер может отображать неправдивые данные. После специалист проводит опрос автовладельца, уточняя, с какими симптомами или жалобами он сталкивался в последнее время.

Далее в диагностический порт OBD-II устанавливается прибор для сканирования. Первым делом выполняется проверка истории записей ошибок, на основе которой можно найти более серьезные неполадки. Цифровые и буквенные обозначения в коде имеют соответствующие расшифровки, указывающие на разные неполадки.

После делается диагностика по жалобам собственника транспортного средства. Обученные специалисты хорошо понимают, что может привести к появлению неполадок и какие данные нужно проверять в первую очередь. Так, если у автомобиля ухудшилась управляемость, возможно, надо перепроверить напряжение электрического усилителя при выполнении маневров и в состоянии покоя.

При необходимости мастер тестирует исполнительные узлы с помощью диагностического оборудования. Вдобавок с помощью сканера проверяется качество работы вентилятора, приводов стеклоочистителей, реостатов электронно-управляемой ходовой части и ряда других систем с целью выявления неисправного звена в цепи.

Какие устройства подходят для компьютерной диагностики

В большинстве случаев для диагностирования автомобиля используется ноутбук с адаптером OBD-II, который вставляется в порт USB. В таком случае все зависит от программного обеспечения. Бесплатный софт позволяет считать и расшифровать только базовые ошибки. Более высокотехнологичные приборы могут стоить 50-100 тыс. руб.

В зависимости от назначения, вида и технических характеристик, диагностические приборы бывают трех видов:

  1. Портативные. Они совмещают те же функции, что и бесплатные компьютерные программы, позволяя просмотреть или сбросить коды ошибок.
  2. Мультимарочные. Подходят для автомобилей разных серий и марок, проверяя универсальные параметры, которые есть в каждой машине. Речь идет об объеме потребляемого воздуха, напряжении в генераторе, размещении дроссельной заслонки и т.д..
  3. Дилерские. Представляют собой высокотехнологичное оборудование, которое предназначается для машин конкретной марки. С их помощью можно получить максимально развернутую информацию для последующего ремонта или обслуживания транспортного средства. Стоимость таких систем очень высока, и в большинстве случаев их предоставляют только сертифицированным дилерским центрам.

Отдельного внимания заслуживают сканеры для грузовых автомобилей, мотоциклов и специальной техники.

В некоторых случаях одного сканера не хватает для выполнения комплексной проверки транспортного средства. В таком случае применяется вспомогательное оборудование, отвечающее за конкретные системы и узлы. Так, например, газоанализатор выявляет состояние выхлопа, осциллограф отслеживает неполадки механизма ГРМ, мультиметры с переменным сопротивлением реагируют на состояние электромоторов, а устройства с режимом логирования фиксируют данные на ходу, позволяя собрать нужную информацию перед последующим ремонтом транспортного средства.

Продолжительность диагностики автомобиля зависит от сложности проблемы и вида выполняемых работ. Обычно она длится от 15 минут до 1,5 часов. На основе полученных данных специалисты предложат дальнейшие варианты решения проблем.

Что можно выявить с помощью компьютерной диагностики

Что можно выявить с помощью компьютерной диагностики
В ходе компьютерной диагностики автомобиля мастерам удается обнаружить до 90% неполадок в силовом агрегате, подвеске и бортовом электрооборудовании. Если речь идет о ходовой части, то имеются в виду конкретные электронные компоненты, которые управляются ею. В недорогом транспорте такие детали попросту отсутствуют.

При проверке тормозной системы сканеры позволяют выявить неполадки в системе ABS и прочих ассистентов помощи водителю. Если выполняется диагностика рулевого управления, то техника позволяет оценить состояние рейки и усилителя руля.

Дальнейшая последовательность действий согласовывается с владельцем транспортного средства. Лучше проводить ремонт машины на том же сервисе, где и была выполнена компьютерная диагностика. Зная о характере проблемы, специалисты быстрее устранят ее.

Способы диагностирования

На данный момент диагностика автомобилей выполняется в специализированных сервисных центрах, выездными специалистами или самостоятельно.

В специализированной мастерской

Ключевым достоинством этого метода выявления ошибок является высокая точность и эффективность проверки. Крупные дилерские центры оснащены профессиональным диагностическим оборудованием для выполнения качественной диагностики.

Компетентные эксперты обладают достаточным опытом и навыками по работе с оборудованием и программным обеспечением. Остается лишь доставить автомобиль на площадку такой компании и оплатить услугу сканирования. Опытные специалисты выполнят глубокую проверку авто, а также предложат ряд вариантов по устранению выявленных неполадок. Ремонтные мероприятия лучше выполнить сразу на месте.

Выездная диагностика

Выездная диагностика
Проводится в тех случаях, если неисправность авто ограничивает возможность его доставки в мастерскую. Специалисты отправляются на место со всеми нужными приборами для сканирования. К машине подсоединяется профессиональный сканер с нужным программным обеспечением, который быстро и точно выявляет неисправность. При желании владельца авто мастера сбрасывают ошибки оборудования.

После завершения диагностики мастер предоставляет отчет и рекомендации по решению выявленных неполадок. Выездную диагностику можно заказать в крупном дилерском центре. Небольшие мастерские и частные специалисты располагают только базовым набором оборудования, поэтому такая диагностика бывает очень неточной и поверхностной.

Можно ли выполнить диагностику своими руками

Если вы планируете проверить автомобиль самостоятельно либо заняться диагностикой на профессиональном уровне в будущем, следует приобрести портативный или мультибрендовый диагностический сканер для получения необходимых навыков. В остальных случаях приобретение оборудования будет экономически неоправданным.

В качестве альтернативы можно рассмотреть портативный Bluetooth-адаптер, который подключается к ноутбуку или смартфону посредством беспроводного интерфейса. В этом случае потребуется загрузить бесплатный или платный софт для считывания ошибок или расширенной компьютерной диагностики соответственно. Отдельное программное обеспечение распространяется по подписке, когда вам нужно платить за него только на время пользования.

Провести компьютерную диагностику машины самостоятельно очень непросто. Для выявления причин поломок необходимо уметь расшифровывать коды, понимать, как устроены все узлы и механизмы, а также знать о взаимосвязи разных деталей. В противном случае на дисплее будут отображаться бессмысленные наборы букв и цифр.

Стоимость компьютерной диагностики

Стоимость компьютерной диагностики
Цена за компьютерную диагностику варьируется от 500 до 3000 рублей с учетом марки и модели транспортного средства, ценообразования в вашем городе или регионе, а также наличия акций в конкретных сервисных центрах. Специализированные СТО готовы выполнить диагностику бесплатно при условии, что вы заказали или планируете заказать большой пакет услуг и запчастей. Регулярная диагностика автомобиля на протяжении 3-5 лет сопровождается меньшими затратами, чем покупка дорогостоящего оборудования для считывания и расшифровки ошибок.

Определить точную стоимость компьютерной диагностики невозможно. В данном случае нужно обращать внимание на сложность выполняемых работ, особенности используемого оборудования, марку и модель автомобиля, а также ряд других факторов – например, насыщенность машины электронным оснащением.

Также стоимость зависит от ценовой политики в конкретной мастерской или уровня опыта частного специалиста. При обнаружении «плавающих» неполадок затрачивается много времени и усилий, поэтому услуга становится дороже. Еще нужно учитывать, где выполняются диагностические мероприятия – непосредственно в автомастерской или с выездом к машине.

Теоретически можно спрогнозировать только начальные или базовые затраты. Ведь если среднестатистическая стоимость поверхностной проверки в Москве составляет от 1 тыс. руб., то частные мастера могут брать за такую услугу в разы больше. Чем меньше сумма, тем меньше услуг входит в диагностику.

Специалисты рекомендуют доверять эту задачу сотрудникам официальных дилерских центров, в распоряжении которых есть самое передовое диагностическое оборудование и функциональное программное обеспечение. Если вы планируете обращаться к неофициалам, то нужно отдавать предпочтение тем фирмам, которые специализируются на конкретной марке или модели транспортного средства.

Видео про компьютерную диагностику машины:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button