Советы автомобилистам

7 самых распространенных причин отказа тормозов

Как работают автомобильные тормоза, неполадки тормозной системы и их признаки. Видео о том, что делать в случае отказа автомобильных тормозов.

7 самых распространенных причин отказа тормозов
Тормозная система – одна из важнейших, используемых для безопасного вождения автомобиля. Ситуация, когда тормоза плохо срабатывают, очень неприятна и опасна. Но еще опаснее, когда при нажатии на педаль автомобиль вообще не реагирует или отвечает с сильным запозданием. Отказ тормозов влечет самое сложное положение на дороге, которое грозит серьезным ДТП.

Может ли отказ тормозов случиться где угодно и с кем угодно? Вряд ли, поскольку для предупреждения этой ситуации очень важно своевременно обслуживать автомобиль, следя за тем, в каком состоянии находятся его узлы, детали и технические жидкости. Рассмотрим самые главные причины, из-за которых может отказать тормозная система.

Как работают автомобильные тормоза

Как работают автомобильные тормоза
Вкратце действие тормозной системы можно представить таким образом: выжатая педаль тормоза непосредственное передает механическую силу вакуумному усилителю, последним это усилие увеличивается и подается устройству тормозного цилиндра.

По трубопроводу подается рабочая жидкость, которая при помощи поршня нагнетается в главный тормозной цилиндр. Все это приводит к тому, что в тормозном приводе нарастает сила давления, тормозным колодкам приходится передвигаться на диски с помощью рабочих цилиндров. Продолжая жать педаль, человек за рулем увеличивает действие тормозной жидкости, давление которой оказывает воздействие на механизм тормозов.

Как результат – начинают замедлять свое вращение колеса. Чем сильнее давит рабочая жидкость, тем с лучшим эффектом будет происходить торможение. Так что же нарушает работу этой системы?

1. Изношенные тормозные колодки

Этот элемент, в обязательном порядке входящий в тормозную систему, относится к расходникам, поэтому его нельзя отнести к очень надежным. Наоборот – это то, что выходит из строя быстрее всего и поэтому может подвергать всю тормозную систему опасности. Колодки требуют внимания и регулярной замены через каждые 40 тысяч км пробега, иначе тормоза автомобиля могут подвести. Когда подходит срок замены, колодки следует поменять сразу полным комплектом.

Тормозная колодка – это небольшая деталь из металла, на поверхности которой имеется накладка с нанесенным абразивом, за счет которого происходит замедление вращения. Во время движения абразивная часть истирается при контакте с чугунными дисками до состояния пыли. Кроме того, колодки могут перегреваться от трения, что тоже ведет к их разрушению, или со временем отслоиться от металлической основы. Все это означает полное истирание или негодность для эксплуатации и требует скорейшей замены на новые детали.

Определить «на глаз» проблему с тормозными колодками можно, проверив уровень тормозной жидкости – он будет понижен при пришедших в неликвидное состояние колодках. На слух те же проблемы определяются, если вы слышите в момент торможения скрип со стороны колес. Свисты, скрежет, иные шумы указывают на то, что колодки изношены или обладают крайне низким качеством – возможно, попались бракованные изделия. И в том, и в другом случае их следует заменить.

2. Изношенные тормозные диски

2. Изношенные тормозные диски
Сроки жизни тормозных компонентов – дисков и барабанов, чуть более длительные, чем у колодок – в среднем они функционируют дольше в два раза. Практически это значит, что можно поменять два раза колодки, а за это время износится лишь один комплект тормозных дисков. Значит, менять их придется не вместе с колодками, а через раз. Производители всегда указывают, сколько могут работать эти детали, обозначая период времени или пробег, когда они подлежат замене на новые.

Но могут быть очевидны признаки неправильной работы дисков и до достижения срока их жизни – например, в ходе торможения ощущается вибрация на руле, или диски приобрели радужный оттенок из-за слоя окислов (побежалость), возникающий, когда эти детали перегреваются. При этом диски могут коробиться, из-за чего процесс торможения замедляется, а система АБС перестает правильно работать. Если при осмотре обнаружится, что диски деформированы, их следует поменять на новые. Если туда попал посторонний предмет, то детали нужно срочно почистить.

3. Гидравлическая магистраль дала течь

Нужно отдаль должное тормозной жидкости, циркулирующей в гидравлической магистрали – она имеет ключевое значение для нормальной безопасной работы тормозов. В случае отсутствия жидкости по какой-либо причине все узлы и механизмы тормозной системы сразу же прекратят работу. При этом, выжимая педаль, водителю не удастся снизить скорость. Проверять уровень тормозной жидкости нужно регулярно под капотом, открыв крышку расширительного бачка. Если выяснится, что он упал ниже отметки Min, значит, произошло одно из следующих нежелательных событий:

  • возможно, сам бачок где-то протекает, нарушена его целостность;
  • потеряна нормальная рабочая функциональность главного тормозного цилиндра;
  • растрескались, порвались или повредились тормозные шланги – некоторые из них или все вместе;
  • тормозной цилиндр колеса разрушен.

Если подтекает бачок, то лучшим решением будет установить новый, так как даже если вы заклеите трещину герметиком, это решение будет временным. Если обнаружится проблема с ГТЦ, то придется его снять и осмотреть.

Внутрь вакуумного усилителя может попасть тормозная жидкость, откачивают которую при помощи шприца. Меняются подтекающие манжеты, осматриваются тормозные шланги и заменяются, если причина протечки кроется именно в них. Внимательно рассмотрев внутренние части колес, можно увидеть, есть ли утечка тормозной жидкости в рабочих цилиндрах колес. Если есть, значит, в них имеются механические повреждения, поэтому детали также нужно поменять.

Заметить, что есть нарушения тормозной системы со стороны магистрали, можно и по поведению автомобиля во время торможения. Если водителю стало заметно ухудшение процесса торможения, а на педаль приходится давить сильнее, ход ее стал значительно короче, или педаль начала проваливаться – все это признаки неполадок.

Помимо этого, проблема тормозов будет проявляться в ситуации, когда педаль начнет заклинивать во время движения. В другом случае – если ее отпустить, колодки продолжают держать тормозной диск, а машина продолжает притормаживать. Когда при проверке удается диагностировать протечку тормозной жидкости, то нельзя медлить – нужно долить бачок и посетить мастерскую автосервиса. Если проблема кроется в механизме педали, и торможение затруднено, лучше не рисковать и вызвать эвакуатор.

4. Неисправности или износ суппорта

4. Неисправности или износ суппорта
Задача суппортов – прижать тормозные колодки в момент торможения к дискам, поэтому они играют важную роль. От состояния этой детали напрямую зависит, как будет продолжать работу в целом вся тормозная система. Износ или поломка суппорта не дадут тормозу работать эффективно или даже способны отказать во время движения, приводя к аварийным ситуациям.

Если будет заклинивать поршень или направляющая, то колодка не отжимается от диска, а это вызывает неодинаковое вращение колес одной оси. Как итог, автомобиль потеряет курсовую устойчивость, если водителю придется отпустить педаль тормоза, что может вызвать аварию.

При усилившемся трении одного из тормозных дисков он сильно нагревается, иногда раскаляясь докрасна. Далее колодки не выполняют свою работу, а диски деформируются.

Перегреву подвергаются не только колодки и диски, но и ступичный подшипник с последующим рассыханием сальника и вытеканием смазки. Далее подшипник может заклинить на ходу с самыми плохими последствиями. Кроме подклинивая суппорта, его могут ожидать и другие неприятности – заржавевшая скоба или протечки штуцера или тормозного шланга. Все это может проявляться по причине естественного износа детали.

Если суппорт прослужил более шести-восьми лет, то его заменяют на новую деталь, иначе отслуживший свой ресурс элемент начнет проявлять все негативные признаки естественного старения.

Все вышеописанное может происходить из-за появления ржавчины и разрушения резиновых прокладок, попадания воздуха или влаги внутрь. Чтобы не появлялись пятна коррозии из-за скопления воды, не стоит заливать тормозную жидкость с большими интервалами. К проблемам могут вести и механические повреждения из-за ударов или столкновений колес с препятствием, разрушающих целостность суппорта. Неисправный суппорт может вызвать отказ тормозной системы, особенно это может быть опасным в зимнее время или в дождь.

О том, что суппорт вот-вот потеряет работоспособность, могут говорить издаваемые им звуки в виде скрипов или стуков. Шум свидетельствует о появлении трения между деталями механизма, которое постепенно его разрушает. Может привести к такому результату и появление перекоса колодок – иногда в ходе некорректной установки. Если пыльник поршня оказывается разрушенным, то потребуется заменить суппорт, поскольку в него будут проникать слои грязи и пыли, что вызовет заклинивание поршня.

5. Оборван тормозной шланг

Проводящий тормозную жидкость «трубопровод» изготовлен из резины, которая со временем подвергается различным воздействиям – мороза и влаги, механическим толчкам и ударам. Вследствие этого шланги теряют свою эластичность и поэтому разрушаются – могут растрескаться, растянуться, разломиться.

Сквозь появившиеся трещины в разгерметизированную систему попадает немного воздуха и начинается завоздушивание, а также тормозная жидкость начинает вытекать. Все это сказывается на работе тормозов – они работают плохо и могут даже отказать на полном ходу. Если при проверке обнаружится перегиб, нарушение целостности или обрыв тормозного шланга, эту деталь необходимо в срочном порядке заменить.

6. Стояночный тормоз находится в поднятом состоянии

6. Стояночный тормоз находится в поднятом состоянии
Если водитель постоянно теряет из виду положение рычага стояночного тормоза и, начиная движение, не опускает его в нормальное положение, то со временем состояние тормозов ухудшается. Постепенно усиливается износ элементов механизма, таких как диски и колодки, начинается ненужный перегрев тормозного механизма. Дело даже иногда заканчивается тем, что могут отслоиться абразивные накладки, крепящиеся к тормозным колодкам.

Если задние колеса оснащены механизмам тормоза барабанного типа, то ручник может не сработать по причине того, что поломался или обездвижен слоем окислившегося металла механизм, отвечающий за автоматический подвод колодок. Следовательно, торможение будет осложнено, оно передается тормозам передних колес.

7. Не срабатывает система антиблокировки ABS

Предназначение этой системы – обеспечить управляемость при резком внезапном торможении, возникшем у водителя автомобиля. АБС регулирует поступление тормозной жидкости, ослабляя подаваемое давление, вследствие чего колесо не может резко прекратить движение. Если водителю пришлось внезапно затормозить, автомобиль не сорвется в неуправляемое пике, а будет двигаться более плавно, вписываясь в траекторию движения.

Скорость замедления для вращения колеса рассчитывает компьютер. Если один из компонентов ABS сработает некорректно, то система может полностью отключиться. В этом случае автомобиль будет способен тормозить в собственном режиме, однако есть опасность отказа тормозов, если вдруг потребуется резкая и экстренная остановка.

Если на панели загорелась лампочка системы ABS, то это повод срочно проверить на СТО, что же конкретно произошло. Причинами могут оказаться оборванная электропроводка, сломанные или загрязнившиеся сами датчики. Тревожный сигнал ABS свидетельстввует иногда о повреждении зубчатого венца на ступице колес или о выходе из строя электроники – отвечающего за АБС блока управления.

Как действовать, если тормоза отказали?

Как действовать, если тормоза отказали?
Если на полном ходу педаль перестала отвечать на действия водителя, придется попытаться снизить скорость. Если автомобиль с механической трансмиссией, сделать это проще. Водитель должен убрать ногу с газа и начать замедляться, переходя на более низкие передачи, при этом выжимая сцепление.

Делать это нужно быстро и последовательно – с пятой передачи нельзя сразу перескочить на первую, иначе не избежать вылета с трассы или кувырка машины. Перейдя на нижнюю передачу, машину останавливают мотором или ручником. Глушат мотор не сразу – необходимо дождаться снижения скорости, чтобы не повредить мотор и КПП.

Гораздо труднее затормозить машину с «автоматом» или «вариатором», где передаточное число не может изменять водитель вручную. «Автомат» будет переводить автомобиль на более высокую скорость, даже если применить ручной режим и попытаться перейти на низкую передачу самостоятельно. Но если есть ручной режим, он позволит быстрее остановить транспортное средство.

Действовать нужно так же, как и в случае с механической коробкой. Если режима «М» нет, то нужно снять ногу с педали газа и вести машину до тех пор, пока АКПП не совершит переход на пониженную передачу. Далее водителю остается пользоваться ручником или глушить двигатель. Для перехода коробки на пониженную передачу можно воспользоваться переводом селектора в «L» или, если такой есть – «1», чтобы АКПП быстрее перешла на пониженные передачи.

Заключение

Автомобиль может безопасно двигаться только при условии нормальной работоспособности тормозной системы. Обнаружение первых симптомов неполадок с тормозами должно заставить сразу же бить тревогу и срочно выехать на проверку системы в квалифицированном сервисе по ремонту автомобилей. Устранять неполадки необходимо сразу после выявления, поскольку ездить с неисправной тормозной системой запрещает закон, а также это залог собственной безопасности.

Видео о том, что делать в случае отказа автомобильных тормозов:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button