Советы автомобилистам

Чем отличаются антифризы, можно ли их смешивать и что делать при утечке

Что собой представляет антифриз, для чего он нужен, из чего состоит. Виды антифриза, возможность смешивания, что делать при утечке жидкости. Видео про антифризы.

Чем отличаются антифризы, можно ли их смешивать и что делать при утечке
Многие автомобилисты впервые сталкиваются с острой необходимостью замены антифриза, что вызывает множество вопросов и затруднений. Попробуем разобраться, каково же основное назначение антифриза, какую жидкость выбрать и что же делать при его утечке.

Что такое антифриз

Антифриз – это жидкость, предназначенная для охлаждения двигателей автомобилей и других механизмов, вынужденных работать в условиях низких температур. Особенностью антифриза является то, что он не замерзает при отрицательных температурах. Отсюда и название, состоящее из двух корней “anti” и “freeze”, что дословно можно перевести как “против замерзания”.

Зачем нужен антифриз

Главная задача антифриза – охлаждение двигателя внутреннего сгорания. Он циркулирует в системе охлаждения, где вбирает в себя тепло от работающих деталей автомобиля и отдает его в воздух через радиатор. В старых автомобилях для этого использовалась вода. Но так как вода замерзает при отрицательных температурах, приходилось постоянно сливать ее во время стоянок, чтобы не допустить разрывы в системе охлаждения. Такие процедуры делали эксплуатацию автомобиля затруднительной.

Из чего состоит антифриз

Основными компонентами охлаждающей жидкости являются:

  • двухатомный спирт этиленгликоль (65%);
  • вода (35%);
  • антикоррозийные присадки (ингибиторы).

Первые два компонента выступают в качестве основы антифриза и представляют собой гликольно-водную смесь. Именно от ее качества и состава зависят температурные характеристики, вязкость и теплоемкость.

Виды антифриза

Виды антифриза
Выбор антифриза зачастую обоснован видом присадок, которые используются в составе. Присадки можно разделить на 4 основные группы:

  1. Традиционные присадки. В их основ входят вещества неорганического происхождения – бораты, фосфаты, силикаты, нитриты, амины и другие. Основными недостатками являются маленький срок службы (до 2 лет), после которого они оседают на стенках радиатора, а также закипание уже при 110 градусах, что приводит к повреждениям системы охлаждения.
  2. Карбоксилатные. Такие присадки сделаны на основе органических соединений – карбоновых кислот. Главным их преимуществом можно считать то, что они не образуют пленки и не оседают на стенках радиатора, а именно борются с очагами коррозии. Срок службы такого антифриза доходит до 5 лет.
  3. Гибридные включают в себя и органические и неорганические соединения. Срок службы составляет 3 года.
  4. Лобридные. На данный момент они считаются самыми совершенными. В состав входят минеральные защитные элементы и органические соединения. Первые образуют тонкую пленку, которая не препятствует охлаждению, а вторые воздействуют напрямую на очаги коррозии. По заверениям производителей, срок службы таких антифризов приравнивается к сроку эксплуатации автомобиля.

Есть распространенное мнение о том, что цвет антифриза говорит о его составе. Но зачастую он обусловлен только выбором красителя. Поэтому выбирать антифриз стоит только по этикетке и указанному на ней составу.

Можно ли смешивать антифриз

Можно ли смешивать антифриз
Этот вопрос встает перед каждым автовладельцем, когда доливка антифриза требуется здесь и сейчас. Разберемся в этом вопросе подробнее.

Долив воды

В случае, если не требуется большого объема (до 200-400 мл), можно обойтись дистиллированной водой. Это полностью безопасно, так как в закрытой системе охлаждения уменьшение объема антифриза происходит в основном за счет испарения воды. Присадки и этиленгликоль испаряются куда медленнее, поэтому, доливая воду, вы просто восполняете ее процент.

Можно ли смешивать антифризы разных цветов

По этому поводу можно встретить много спорных мнений и дезинформации. Многие производители действительно строго используют определенные цвета для обозначения состава жидкости, пытаясь “приучить” покупателя к конкретному виду продукции. Но на деле выбор цвета часто основан только на личных предпочтениях производителя.

Из этого следует, что если смешать два антифриза разного цвета, но, что важно, с одинаковым составом присадок, негативных последствий не возникнет.

Разные составы

Разные составы
При смешении разных составов и их химических компонентов можно столкнуться с непредсказуемыми химическими реакциями. В лучшем случае они приведут к потере антикоррозийных свойств. В худшем можно столкнуться со следующими последствиями:

  • повышенная коррозия каналов радиатора;
  • утечка антифриза;
  • размягчение шлангов и прокладок;
  • образование осадков и ухудшение теплоотдачи;
  • перегрев ДВС;
  • возникновение засоров в радиаторе.

Поэтому при замене антифриза следует избегать смешения различных составов, так как это может привести к крайне негативным последствиям и последующему дорогостоящему ремонту системы охлаждения.

При замене старой жидкости на новую правильнее будет использовать тот же состав, который применялся ранее. А еще лучше – осуществить полную промывку системы охлаждения перед заливанием новой жидкости, так как в процессе эксплуатации могли образоваться ржавчина, грязь и другие неприятные осадки.

Что делать при утечке антифриза

При снижении уровня антифриза эксплуатация автомобиля невозможна, так как работа двигателя становится нестабильной. Это повышает вероятность выхода машины из строя, и чтобы этого не допустить, важно вовремя определить и устранить причину протечки.

Признаки утечки антифриза

Признаки утечки антифриза
Замкнутый контур системы охлаждения опасен тем, что иногда утечки происходят не только наружу, но и внутрь двигателя или радиатора, что приводит к серьезным поломкам. О проблемах в системе охлаждения можно понять по следующим признакам:

  • падение уровня в расширительном бачке;
  • мокрый пол в салоне авто (вязкие, маслянистые лужицы);
  • подтеки под автомобилем;
  • холодная печка;
  • перегрев двигателя;
  • пар и пена в расширительном бачке;
  • запах антифриза в салоне;
  • белый выхлоп.

Причины утечки могут быть связаны со множеством факторов, и они требуют более детального рассмотрения.

Причины утечки антифриза

Основными причинами выхода системы охлаждения из строя и ее разгерметизации могут быть:

  • естественный износ;
  • некачественная сборка и нарушение герметичности клапанов и патрубков;
  • механические повреждения.

При резком снижении уровня антифриза следует провести визуальный осмотр всего контура системы охлаждения на предмет возникновения протечек.

Утечка в радиаторе

Так как радиатор находится в передней части автомобиля, он больше остальных частей подвергается воздействию окружающей среды. Камни, пыль и грязь с дороги на скорости попадают на радиатор, что приводит к микротрещинам и очагам коррозии, которые становятся местом утечки. Причиной может стать и резкий перепад температур.

Утечка в расширительном бачке

Утечка в расширительном бачке
Неплотно закрытая крышка или наличие микротрещин в пластиковом корпусе бачка приводят к подтекам антифриза и падению его уровня.

Патрубки

При длительной эксплуатации патрубки подвергаются естественному износу, что приводит к образованию микротрещин. Кроме того, высокие температуры или давление, создаваемые двигателем, могут привести к срыву патрубков. Важно внимательно следить за состоянием соединительных шлангов, а также надежностью хомутов на патрубках.

Помпа

Это наиболее частое место протечки. Сальники и уплотнительные прокладки утрачивают свою эластичность и начинают пропускать жидкость. В таком случае проблему необходимо устранить как можно быстрее, так как антифриз из помпы может попасть на ремень ГРМ.

Печка

Постоянный запах антифриза в салоне, обильное запотевание стекол и наличие маслянистых луж на полу говорит об утечках из внутреннего отопителя. Они в основном связаны с нарушением герметичности патрубков и мест их соединений.

Как диагностировать утечку антифриза

Провести диагностику можно и самостоятельно. Для этого существует множество способов, которые помогут с точностью определить место протечки. При самостоятельном осмотре лучше придерживаться правила от простого к сложному.

Первым и самым простым способом является визуальный осмотр. Здесь могут помочь люминесцентные добавки. Они доливаются в систему охлаждения, двигатель авто запускается, а затем при помощи УФ-лампы осматриваются предполагаемые места утечки. Это помогает с точностью определить мелкие повреждения, которые не видны невооруженным глазом.

Можно воспользоваться манометром и определить с его помощью герметичность расширительного бачка. Для этого бачок демонтируется. Затем внутри создается давление около 1 атм. Если в течение достаточно долгого времени отметка остается на одном уровне, значит, бачок цел.

Таким же способом можно проверить и клапаны. В современных автомобилях они рассчитаны приблизительно на 2 атм. Детали можно и не демонтировать – тогда при нагнетании избыточного давления обнаружить протечку удастся быстрее. Но важно помнить, что при работе автомобиля возникают высокие температуры. Поэтому во избежание ожогов диагностику следует проводить только при заглушенном моторе.

Внутренние утечки можно определить только по косвенным признакам. Если вы столкнулись с одним из них, то стоит обратиться за помощью в автосервис, где при помощи специального оборудования будет произведена полная диагностика авто и последующий ремонт. Самостоятельные действия в этом случае могут привести к более серьезным проблемам.

Заключение

Несмотря на то, что на первый взгляд система охлаждения автомобиля представляет собой довольно простое устройство, она имеет множество особенностей, которые требуют к себе особого внимания. При правильном выборе и замене антифриза, а также своевременной диагностики автомобиля удастся избежать серьезных проблем и повысить уровень комфорта при эксплуатации автомобиля.

Видео про антифризы:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button