Как понять, что заправился плохим топливом, и что при этом делать
Какой вред может нанести плохой бензин мотору автомобиля, основные признаки плохого топлива, как избежать заправки некачественным бензином. Видео о том, как заправить автомобиль.
В последние годы проблема некачественного бензина перестала быть такой острой, как пару десятилетий назад. Острая конкуренция сетевых заправок, введение строгих стандартов топлива, регулярные проверки и штрафы производителей и продавцов – все это помогло в борьбе с контрафактом. Но пока рано говорить о полной победе над некачественным бензином. Ни один водитель не застрахован от заливки в бак низкосортного горючего. Чем это опасно, какие бывают признаки и что делать – давайте разбираться.
Вред плохого бензина для двигателя
В составе некачественного топлива может оказаться большой количество посторонних веществ: свинца, ацетона, воды и других добавок. Любой из этих элементов способен вывести из строя даже новый двигатель и различные системы. Причем случиться это может как сразу после выезда с АЗС, так и спустя 20-30 км. В лучшем случае потребуется ремонт, в худшем – замена дорогостоящих узлов.
Вред некачественного бензина для автомобиля:
- Разрушение топливной системы. Если в бензине содержатся агрессивные присадки, может повредиться фильтр, топливный насос, а затем выйдет из строя вся топливная система. Если горючее разбавлено водой, то забьется сетка фильтра. Чем сложнее устроен автомобиль, тем больше вреда нанесет контрафактное топливо.
- Система зажигания. От некачественного бензина в первую очередь страдают свечи. Они могут забиться или полностью выйти из строя из-за сильного перегрева, который вызывают некачественные присадки. Следующая жертва после свечей – катушки зажигания.
- Впускная система. Если содержащиеся в топливе вредные присадки резко снизят октановое число, сильно возрастет риск перегрева в камере сгорания. Воздушно-топливная смесь сгорает не полностью, поэтому способна сжечь клапаны. Если горящая смесь попадет в глушитель, оплавится катализатор. Или осыпется, если одновременно нарушится правильный отвод отработанных газов.
- Цилиндры. Некачественное топливо повышает детонацию, что способствует перегреву двигателя. Одновременно страдают кольца и поршни. На деталях появляются задиры, снижается мощность автомобиля.
- Датчик детонации. При использовании некачественного топлива возрастает нагрузка на датчик, что может привести к его повреждению. А заодно испортится и кислородный датчик. Нарушится его нормальная работа или он попросту оплавится и выйдет из строя.
- Некачественный бензин способен нанести урон многим узлам машины. Когда это случится, предугадать невозможно. Но в любом случае, если не принять срочных мер, то последствия не заставят себя ждать.
- Помимо этого, следует учитывать возникновение риска отложенного эффекта. В этом случае вред плохого топлива наносится не сразу. Повреждения не видны, но разрушительные процессы усиливаются, пока однажды не выстрелят.
- Отложенные последствия от плохого топлива:
- Отложения в моторе. Смолы, содержащиеся в некачественном горючем, остаются в камере сгорания. Отложения способствуют залипанию поршневых колец, нарушают работу клапанов.
- Металлосодержащие присадки с течением времени образуют наслоения в двигателе, чем выводят из строя катализатор и воздушный датчик.
- Влага. Попавшая летом в бак вода оседает на дне, не смешиваясь с топливом. При наступлении холодов замерзает, блокируя попытки мотора завестись.
Контролировать состояние автомобиля и топлива помогут свечи зажигания. Появившийся черный нагар говорит о большом содержании смол в топливе, красный или оранжевый налет – о вредных присадках. В любом случае это повод поменять АЗС.
Признаки некачественного топлива
О том, что появилась проблема с бензином, вы узнаете очень быстро по изменившемуся поведению автомобиля – если заправляли целый бак, то буквально через пару сотен или даже десятков метров. Ну а если залили немного, то спустя несколько часов.
Основные признаки плохого топлива:
- Двигатель не запускается вовсе или начинает работать с опозданием. Слышно, как стартер прокручивается без воспламенения топлива.
- Автомобиль дергается, «чихает», изменение оборотов сопровождается рывками.
- Падает мощность, машина с трудом набирает скорость, плохо реагирует на нажатие педали акселератора.
- Автомобиль глохнет без видимых причин.
- Работающий двигатель шумит сильнее, чем обычно. Слышны нехарактерные звуки, мотор двоит или троит.
- Резко увеличивается расход топлива.
- Меняется цвет выхлопных газов. Дым может почернеть или посветлеть – в зависимости от состава контрафактного бензина. Часто сопровождается сильным запахом.
- Включился сигнал Check engine.
- На выкрученных свечах виден красный или черный налет.
Вред от некачественного бензина может проявиться в других местах автомобиля, спровоцировать иные поломки. Поэтому в любом случае необходимо как можно скорее минимизировать ущерб.
Что делать, если в бак залили некачественный бензин
Сразу оговоримся – единого решения не существует. Все зависит от обстоятельств, в которые вы попали: когда поняли, что неудачно заправились, в каком месте оказались.
В идеале надо прекратить движение и на эвакуаторе отвезти машину в автосервис. К сожалению, такое решение не всегда возможно.
Когда проблема обнаружилась быстро
Если машина начала вести себя неадекватно сразу, как только отъехали от АЗС, нужно как можно быстрее припарковаться и на попутке вернуться на заправку, чтобы предъявить претензии руководству. Для этого понадобится кассовый чек, который подтвердит заливку топлива. Если его нет, можете обратиться к свидетелям (сотрудникам, кассирам), запросить записи с видеокамер или предоставить показания своего видеорегистратора.
Если повезет, то начальство АЗС пойдет навстречу и предложит поменять топливо и возместить убытки. Конфликт будет исчерпан.
Если владелец пойдет в отказ, а вы решите доказать свою правоту, тогда звоните на горячую линию или обращайтесь в суд. Для этого потребуется вызвать экспертов или независимую мобильную лабораторию, чтобы специалисты сделали анализ топлива. От результатов теста будет зависеть, возместят ли вам ущерб. Если ваши претензии будут признаны обоснованными, то компанию обяжут выплатить судебные издержки и компенсацию.
Однако если не сможете доказать в суде свою правоту, то оплачивать расходы обяжут вас.
Если нет желания или возможности разбираться с АЗС
В этом случае разумный выход – полностью избавиться от топлива и его следов. Для этого понадобится слить горючку без остатка, промыть топливную систему, очистить форсунки и свечи (при необходимости).
Но если двигатель сильно детонирует, то лучше вызвать эвакуатор или своими силами отбуксировать машину к ближайшему автосервису.
Устранить недостатки топлива
Один из вариантов справиться с проблемой – улучшить качество горючки. Например, если появились металлические звуки в шуме работающего двигателя, тряска и вибрация – это признаки бензина с низким октановым числом. Чтобы его повысить, можно долить в бак топливо с более высоким показателем – А98 или А100. Правда, специалисты не дают стопроцентной гарантии, что это поможет. Составы могут попросту не смешаться, а повышение октанового числа не устранит вред от примесей.
Если бак заполнен доверху, то придется ехать в автосервис, чтобы мастера слили топливо и промыли систему.
Второй вариант улучшения качества топлива – воспользоваться октан-корректорами. Растворы специально разработаны для повышения качества бензина: поднимают октановое число на 5-6 единиц, устраняют шум и детонацию, уменьшают риск вредных отложений и коррозии, улучшает воспламенение, повышает мощность мотора, нормализует расход топлива. Такие средства желательно всегда иметь под рукой на случай аварийных ситуаций.
Если автомобиль не заводится при минусовых температурах – значит, в топливо влили воду, и она замерзла. Машину нужно отогреть и залить качественное топливо.
Можно воспользоваться нейтрализатором влаги. Присадка связывает и удаляет примеси из бака и топливной системы, защищает ее от обледенения в холодный период, предотвращает коррозию и образование отложений. Применяется при плюсовых температурах.
Выхлоп дизельного автомобиля стал черным, машина потеряла мощность, начала вибрировать – в этой ситуации экспериментировать не стоит. Лучше всего как можно скорее доставить машину на СТО и доверить ее специалистам.
Описанные меры – лишь скорая помощь и профилактика. Они помогут минимизировать вредные последствия плохого топлива, но не освободят от необходимости промывки и осмотра узлов автомобиля. Поэтому при первой возможности отправляйтесь в надежный автосервис для проверки состояния машины и устранения дефектов.
Почему топливо бывает плохим
Первая и наиболее частая причина – банальное желание заработать. Для этого недобросовестные заправки могут выдавать топливо неизвестного происхождения за качественный бензин, добавляя различные вещества: метанол, ферроцены, монометиланилин, бензол, этиловый спирт. Каждое из них по-своему вредит автомобилю.
Такая проблема чаще всего встречается на небольших автозаправках. В сетевых пунктах контроль строже, поэтому риска залить фальсификат меньше. Тем не менее, пострадать можно и после заправки в брендовой АЗС. В этом случае причиной некачественного горючего обычно является плохой уход за топливными резервуарами и оборудованием. Если чистка проводится редко или недостаточно тщательно, это способствует появлению отложений, которые загрязняют бензин.
Еще одна причина появления плохого топлива – использование одной цистерны для перевозки бензина и дизельного топлива. Отсутствие очистки также приводит к смешиваемости и загрязнению горючки.
Как избежать заправки некачественным топливом
От проблем никто не застрахован, но свести их к минимуму может каждый. Для этого нужно соблюдать несколько простых правил:
- Заправляться исключительно на проверенных АЗС. Желательно заливать полный бак.
- Если собираетесь в длительную поездку или не хотите заправляться в сомнительных местах, возите с собой канистру с топливом любимого бренда.
- Избегайте АЗС, стоящие в стороне от дороге. А также заправок, на которых бензин разливают из цистерны.
- Перед тем как заправиться на неизвестной АЗС, постарайтесь загуглить отзывы других пользователей.
- Проверьте сертификат качества. Это должен быть оригинал, а не ксерокопия. К тому же – висеть на открытом месте, а не храниться в сейфе или ящике. Проверьте актуальность дат и данные поставщика. Если он зарегистрирован в другом регионе – это повод насторожиться.
- Не доверяйте слишком низким ценам на горючее. Топливный рынок контролируется государством, поэтому не может быть большого разброса в стоимости. Низкая цена – верный признак некачественной продукции.
- На незнакомой АЗС сразу уточните, можно ли расплатиться банковской картой. Даже если собираетесь отдать наличные деньги. Заправки, дорожащие своей репутацией, всегда предоставляют такую возможность. Если на АЗС практикуются «серые» схемы, вам откажут.
- Обращайте внимание на цвета и название АЗС. Некоторые заправки маскируются под крупные бренды, перенимая их палитру и используя похожие наименования.
- Всегда требуйте и сохраняйте кассовые чеки. Это поможет доказать вашу правоту в конфликтных ситуациях.
- Обращайте внимание на чистоту территории АЗС, уровень обслуживания сотрудников.
- Не заливайте в бак топливо неизвестных марок или имеющих в названии странные приставки. Скорее всего, попадете на фальсификат, который «производят» недалеко от заправки.
Вывод
Некачественное топливо – это плохо и опасно, поскольку способно повредить двигатель и основные системы. Поэтому важно заправляться только в надежных местах, избегать сомнительных АЗС. Не помешает также всегда держать запас нормального топлива и умение распознавать симптомы плохого горючего.
Видео о том, как заправить автомобиль: