Советы автомобилистам

Как проверить и устранить утечку тока в автомобиле

Что собой представляет утечка тока, каковы последствия, как проверить машину на утечку тока и устранить проблему. Видео о том, как найти причину и измерить утечку тока в машине.

Как проверить и устранить утечку тока в автомобиле
Нередко автолюбители сталкиваются с различными проблемами, и одной из них может быть утечка тока в автомобиле, когда появляются сложности с элементарными операциями. Например, если машина не заводится на утро, или двери попросту отказываются открываться, хотя ещё буквально вчера всё было в порядке. Очевидно, что проблема заключается в низком заряде аккумулятора, который, однако, не должен быстро разряжаться. Если такое происходит, то необходимо устранить возникшую утечку тока.

Что представляет собой утечка тока

Что представляет собой утечка тока
Утечка тока – нормальный процесс, встречающийся во всех типах автомобилей. Ведь он характеризует собой обычное движение электричества по своей цепи. Конечно, идеальным значением было бы свести данный показатель к нулю. Но это вовсе не означает, что имеющаяся утечка тока – что-то плохое.

В современных автомобилях масса качественных, но энергоёмких приборов. К слову, небольшая потеря силы в 15-75 миллиампер допустима. Верхнего значения вполне можно достичь, если дополнительно подключить, например, колонки или нештатную сигнализацию. Однако если этот показатель в 75-80 мА превышается, то это означает повышенную утечку тока, которую необходимо исправить.

Чаще всего такая проблема наблюдается у поддержанных автомобилей, поскольку месяцы и годы эксплуатации попросту уничтожают изоляционный слой проводов. Кроме того, возможно окисление у гнёзд подключения. На новых машинах утечка тока практически не встречается, если, конечно, адекватно эксплуатировать транспортное средство.

Негативные последствия утечки тока

Помимо очевидного минуса, заключающегося в невозможности нормально использовать даже элементарные функции автомобиля, есть еще один серьёзный недостаток. Так, может существенно ухудшиться состояние аккумулятора. Ведь кислотно-свинцовые модели работают на смеси дистиллированной воды и серной кислоты. Поэтому при повышенном разряде обязательно произойдёт сульфатация.

Это химический процесс, в результате которого на поверхности электродов появляется сернокислый свинец. Ёмкость аккумулятора уменьшается, поэтому при работе с любым кислотным оборудованием нельзя допускать переразряда.

Также возможен отказ отдельных блоков бортовой сети. Такое может произойти при постоянной силе тока в 0,5 A. Потеря энергии на том же участке транзистора или микросхемы приведёт к сильному нагреванию, что спровоцирует полный отказ оборудования.

Самое страшное, что может произойти – возгорание электропроводки. Утечка на уровне 1 А способна привести к мощности рассеивания в 12 В, что чревато ужасными последствиями. Конечно, такие относительно низкие показатели мощности и силы тока не вызовут возгорания сами по себе. Но они спровоцируют замыкание проводки, что чревато появлением пламени.

Проверка автомобиля на утечку тока

Проверка автомобиля на утечку тока
Для осуществления проверки потребуются лишь гаечный ключ и исправный мультиметр. По мерам безопасности также необходимо наличие защитных перчаток. Однако главное в этом процессе – это всё-таки мультиметр. К слову, современные цифровые измерительные приборы могут определить постоянный ток до 10 А. Поэтому для автомобилей проблем с замерами возникать не должно, ведь все значения охватываются. Единственная сложность заключается в правильном порядке действий, поскольку необходимо получить корректные показатели. Плюс, мультиметр может прийти в негодность из-за неправильного использования.

Для проверки машины на утечку тока необходимо:

  1. Выключить все энергопотребители в автомобиле: кондиционер, колонки, лампочки и пр.
  2. Отключить зажигание.
  3. Если в машине предусмотрена система охраны, то необходимо запустить её.
  4. Далее нужно плотно закрыть все двери. Однако стекло на переднем сиденье со стороны водителя лучше опустить. Это необходимо для более быстрого доступа к салону, если вдруг замки заблокируются из-за системы охраны.
  5. Затем настраиваем мультиметр. Для этого нужно переключиться на значения постоянного тока и выбрать наибольший показатель для измерения. Скорее всего, максимумом будет 10А, как и на многих современных мультиметрах.
  6. Далее отсоединяем клемму со знаком «минус» от аккумуляторной батареи.
  7. Подключаем плюсовой щуп к снятой клемме.
  8. Минусовой щуп чёрного цвета подсоединяем к минусовой клемме аккумулятора.

Здесь у некоторых автолюбителей, возможно, возникнет сложность. Мультиметр будет показывать отрицательное значение. При этом, забегая вперёд, стоит сказать, что оно будет верным. Единственное – минус говорит о неправильной полярности. Поэтому можно просто поменять провода местами.

Не стоит также подключать тестеры к плюсу и минусу на аккумуляторе – это вызовет замыкание. Конечно, для автомобиля и его электроники ничего страшного не произойдёт. Однако мультиметру придёт конец из-за перегоревшего предохранителя.

Также не стоит включать бортовое оборудование, поскольку сила тока может оказаться выше, чем на измерительном приборе. Такая нагрузка тоже непременно приведёт к поломке мультиметра.

Теперь предположим, что измерения показали ток в 0,44 А. К слову, это 440 мА! Такой показатель значительно выше нормы в 75-80 мА. Поэтому аккумулятор быстро разрядится при относительно длительном простое машины.

Для правильного осуществления замеров следует проверить утечку тока через 15-20 минут после отключения последнего зажигания, так как электрические системы автомобиля не сразу снижают потребление энергии. Если замеры совпадают с первоначальными, то необходимо искать причину неполадок.

Устранение проблемы

Устранение проблемы с утечкой тока в автомобиле
Утечка тока довольно легко устраняется. Для этого нужно лишь выявить «потребителя», который вызывает повышенное потребление энергии. Настройки мультиметра следует оставить прежними. Затем необходимо поочерёдно отключать источники потребления электрического тока от цепи бортовой сети. Сюда относятся:

  • различные предохранители;
  • сигнализация;
  • магнитола;
  • навесные гаджеты.

Любой из этих приборов может быть повреждён. Также не исключены неисправности в кабелях, клеммах и других участках цепи, которые подключаются к аккумулятору. Вполне возможно, что проблема в изоляции, контактах. Главное – не забыть, что все замеры производятся при выключенном двигателе! Строго не рекомендуется производить зажигание во время поиска неисправностей.

Также особое внимание следует уделить проводке на дверных конструкциях и под сидениями, поскольку именно в этих местах происходит её истирание. Плюс, нередко бывает, что провода контактируют с двигателем или кронштейном. Также отдельно необходимо изучить утечку тока в отношении магнитолы – порой она составляет 10 мА даже в исправном состоянии.

Распространённой проблемой является поломка одного из двух основных элементов электрической цепи – стартера или генератора. Первый является самым мощным потребителем, поскольку сила тока в нём порой доходит до 200 А. При неисправности обмотки стартер может требовать дополнительное питание, которое попросту не будет подаваться из АКБ. Генератор же может не до конца заряжать аккумулятор, что в свою очередь приведёт к невозможности запуска двигателя.

В остальных случаях утечка тока может происходить по вине аккумулятора. Нередко у него нарушена целостность пластин, да и не стоит забывать о внутреннем саморазряде – с годами этот показатель только увеличивается. Поэтому лучшим решением в данном случае будет полноценная замена аккумулятора. При обнаружении же проблемы в «потребителях» нужно просто заменить неисправный прибор.

Советы по сохранению работоспособности АКБ

Советы по сохранению работоспособности АКБ
Необходимо не допускать кристаллизации солей на поверхности аккумулятора. Кроме того, повысить жизнеспособность батареи помогут несколько советов:

  1. Нужно периодически тестировать АКБ.
  2. У АКБ нужно чистить корпус и токопроводящие выводы.
  3. Необходимо время от времени проверять состояние проводов, клемм и зажимов.
  4. Самый банальный и простой совет для автолюбителей – нужно постоянно заряжать АКБ.
  5. Не стоит забывать и о контроле уровня и плотности электролита.
  6. Таким образом, следуя простым инструкциям, можно повысить срок жизни своего аккумулятора.

Следует ли обращаться на СТО?

Следует ли обращаться на СТО?
Некоторые, особенно начинающие автолюбители, не умеют правильно обращаться с электроникой. Наряду с этим многие базовые операции могут вызывать трудность у новоиспечённых водителей. Поэтому если всё вышеперечисленное можно проверить самостоятельно, то нет никакой необходимости обращаться на СТО.

Сервис будет полезен лишь в случае обнаружения серьёзных проблем с аккумулятором. В остальном помощь автоэлектрика будет излишней, особенно в плане финансовой составляющей.

Подводя краткий итог всему сказанному, следует отметить, что, казалось бы, такая незначительная проблема, как утечка тока, может обернуться серьёзными последствиями в будущем. Были даже рассмотрены случаи с серьёзными поломками, которые могут привести к короткому замыканию – оно весьма опасно для проводки автомобиля.

Возможен даже риск самовозгорания. Поэтому при первых явных видимых признаках утечки тока необходимо сразу же проверить все системы и приборы. Таким образом можно избежать ненужных финансовых вложений в будущем.

Видео о том, как проверить, найти причину и измерить утечку тока в машине:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button