Советы автомобилистам

Технические обслуживание системы охлаждения мотора

Технические обслуживание системы охлаждения мотораСтатья о том, как правильно осуществлять техническое обслуживание системы охлаждения двигателя автомобиля. В конце статьи — видео о промывке системы охлаждения мотора.Статья о том, как правильно осуществлять техническое обслуживание системы охлаждения двигателя автомобиля. В конце статьи — видео о промывке системы охлаждения мотора.

Технические обслуживание системы охлаждения мотора

Содержание статьи:


Системе охлаждения автомобильного мотора необходимо уделять внимание как зимой, так и летом. Только полное соблюдение правил техобслуживания может гарантировать корректное функционирование двигателя и поможет избежать некоторых проблем.

Структура системы охлаждения достаточно сложна. Неисправность хотя бы одного узла вполне может привести к поломке всего агрегата. Очень важно следить за своевременной заменой охлаждающей жидкости и за герметичностью системы. Из этой статьи вы сможете узнать, на что в первую очередь следует обращать внимание во время обслуживания охлаждающей системы. Также здесь будет затронут вопрос предупреждения неисправностей.

Охлаждающая жидкость

Охлаждающая жидкость

Водители старшего возраста еще помнят те времена, когда для охлаждения двигателя использовалась обыкновенная вода. Теперь такая практика является скорее исключением из правил. В наше время вода для охлаждения используется только в аварийных случаях, когда антифриза не оказывается поблизости.

Характеристики антифриза сильно отличаются от характеристик простой воды и имеют перед ними большое преимущество. Так, любая жидкость, предназначенная для охлаждения двигателя, имеет более высокую температуру закипания и более низкую — замерзания. Кроме того, в антифризе содержатся вещества, обладающие антикоррозийными свойствами и препятствующие возникновению накипи.


Понятно, что в системе охлаждения гораздо целесообразнее использовать специальную жидкость, чем воду, но ведь и «охлаждайка» может быть разной. Лучше покупать рабочие жидкости от надежных производителей, так как долговечность их работы напрямую зависит от качества. А оно может быть разным.

Как правило, некачественные жидкости стоят дешево, поэтому за дешевизной здесь лучше не гнаться. Если говорить о российских производителях рабочих жидкостей, то здесь предпочтение отдается компании «Тосол-Синтез».

Еще одна проверенная временем российская компания — «Обнинскоргсинтез». Из иностранных производителей можно упомянуть Liqui Moly (Германия) и Motul (Франция).

Внимание! Покупка дешевых охлаждающих жидкостей может стать причиной разъедания деталей системы. Содержащиеся в них агрессивные кислоты вполне могут наделать раковин даже в ГБЦ!

Проверяем герметичность

Проверяем герметичность

При покупке антифриза следует смотреть на присутствие в нем флуоресцентных добавок — с их помощью происходит обнаруживаются течи в системе. Это очень важно, ведь необходимость ее герметичности ни у кого не вызывает сомнений.

Обслуживание системы охлаждения включает в себя разные этапы, и один из них — это именно проверка герметичности. Качественная герметичность не только обеспечивает сохранность рабочей жидкости, но в этом случае закипание происходит только при 130 градусах. Если же герметичность нарушена, то для закипания хватит и 108 градусов. Даже самая небольшая трещинка в системе будет способствовать закипанию жидкости.

Поэтому очень важно вовремя обнаружить трещину, чтобы успеть устранить неисправность, пока она ни привела к серьезным последствиям. Именно для этой цели и служат специальные добавки, которые включаются в состав современных охлаждающих жидкостей.

Такой антифриз будет светиться, если на него направить ультрафиолет. Но ультрафиолетовые лампы есть далеко не у всех, поэтому, эксплуатируя охлаждающую систему, нужно соблюдать определенные правила:

  • При остывшем моторе уровень «охлаждайки» должен быть между метками MIN и MAX.
  • Постоянное снижение уровня антифриза свидетельствует о том, что имеет место его утечка. Это значит, что герметичность системы нарушена.
  • Радиатор следует подвергать периодическому осмотру. При обнаружении подтеков необходимо подтянуть хомуты и удостоверится в том, что крышка закручена плотно.


Нарушению работоспособности системы могут способствовать и воздушные пробки — при наличии воздуха его обязательно нужно удалить.

Но сначала о том, как обнаружить присутствие воздуха — вот какие действия придется для этого проделать:

  • Открутить пробку расширительного бачка.
  • Салонный обогреватель необходимо включить на всю мощность и дать мотору проработать в холостую 3-4 минуты.
  • Присутствие воздуха можно будет определить по пузырькам, которые после этого появятся в расширительном бачке. Если пузырьков не будет, то это значит, что и воздуха нет.


Но если воздух все же есть, то его обязательно нужно выгонять. Для этого машину следует поставить так, чтобы ее перед был немножко задран. Затем порядок действий должен быть таким:

  • Открыть радиатор и завести автомобиль.
  • Дать проработать мотору 4-5 минут при включенном обогревателе. Таким образом воздух покинет систему.
  • После этого мотор заглушается, а радиаторная крышка закрывается.

Проверка радиатора

Проверка радиатора

Иногда, проверяя радиатор, можно обнаружить, что он теплый только сверху, а его нижняя часть холодная. Это говорит о его засорении. Засориться радиатор мог ржавчиной или маслом. Из-за этого мотор вполне может перегреваться, поэтому засоренный радиатор обязательно нужно почистить.

Иногда при этом появляется необходимость его демонтажа. Для этого сначала нужно слить весь антифриз, предварительно сняв со шлангов хомуты. После этого все шланги снимаются, а провода — отключаются. Иногда радиатор снимается вместе с кожухом. В некоторых моделях автомобилей кожух приходится отсоединять.

Важно проверить, в каком состоянии на радиаторе находятся кронштейны. Если они повреждены, то их меняют. Установку радиатора производят в обратной последовательности.


Иногда на трубках радиатора появляются пробоины. Их устраняют путем паяния. Если запаять трубку не представляется возможным, ее заглушают. Всего допускается заглушить до трех трубок. Если поврежденных трубок будет больше, то их меняют. Иногда в этом случае приходится менять весь радиатор. Сейчас на многие автомобили устанавливают радиаторы, состоящие из алюминиевой сердцевины и пластикового бочка. Ремонтировать их бесполезно — их остается только заменить. Кстати, в такие радиаторы ни в коем случае нельзя заливать воду, так как это непременно приведет к коррозии трубок.

Важные моменты обслуживания охлаждающей системы

Важные моменты обслуживания охлаждающей системы

Есть еще некоторые моменты, на которые просто необходимо обращать внимание, занимаясь обслуживанием системы охлаждения двигателя. Для предупреждения неисправностей нужно систематически выполнять определенные действия. Но прежде давайте поговорим о самих неисправностях, которые могут стать причиной дорогостоящего ремонта. Вот их практически полный список:

  • охлаждающая жидкость все время перегревается;
  • жидкость все время переохлаждается;
  • уровень антифриза снижен (данный фактор свидетельствует о нарушении герметизации);
  • насос для подачи жидкости в режиме работы сильно шумит;
  • в антифризе возник электролиз.


А вот какие еще могут быть причины постоянного перегрева мотора:

  • система могла засориться (в этом случае чиста становится обязательной);
  • двигатель мог перегреться из-за заклинивания термостата;
  • угол опережения зажигания был выбран неверно;
  • вентиляторный привод оборвался (в этом случае без его замены не обойтись);
  • вентиляторный ремень проскальзывает;
  • неисправна вентиляторная электромуфта;
  • неисправна гидромуфта вентилятора.


Перегрева жидкости лучше не допускать, так как это вполне может стать причиной ускорения износа цилиндров и поршней. Подшипники скольжения и вкладыши в этом случае также очень быстро изнашиваются.

Профилактика неисправностей

Профилактика неисправностей

А теперь имеет смысл поговорить о предупреждении неисправностей системы охлаждения мотора. Вот какие действия для этого нужно выполнять:

  1. Проверка плотности антифриза. Для этого используют специальное устройство — ареометр. Если плотность рабочей жидкости окажется слишком высокой, имеет смысл разбавить ее дистиллированной водой. При слишком низкой плотности в систему добавляется «охлаждайка».
  2. Натяжка привода. Некорректная натяжка ременного привода вентилятора является одной из главных причин перегрева двигательной системы. Особенно это касается вентиляторов, имеющих механические приводы. Если ремень натянут плохо, то это будет способствовать снижению работоспособности помпы, что в свою очередь станет причиной снижения скорости вращения крыльчатки.
  3. Очищение системы от грязи. Радиатор и мотор должны быть чистыми. Грязь будет сильно препятствовать охлаждению двигателя. Радиатор легко может забиться мусором — пылью, грязью, листьями и прочим. Мусор может быть легко удален — для этого можно использовать пылесос или сильную воздушную струю. Пыль и масляные подтеки с двигателя также нужно регулярно удалять.
  4. Диагностика термостата. Термостату нужно уделять особенное внимание — его тоже следует регулярно чистить. От корректной работы этого прибора зависит качественное функционирование двигателя и температура его нагрева. Также термостат отвечает за быстрый прогрев мотора после его включения.
  5. Диагностика вентилятора. Вентилятор тоже требует внимательного к себе обращения. На современных машинах производители устанавливают вентиляторы с термоэлектрическими датчиками, вмонтированными в радиатор. Когда заданный температурный режим будет достигнут, датчики замкнутся, что будет способствовать активации вентилятора и охлаждению системы.


Может случиться так, что мотор нагревается достаточно сильно, но вентилятор продолжает оставаться в нерабочем состоянии. Виноват в этом температурный датчик. Для проверки работоспособности датчика необходимо произвести замыкание контактов. Если после этого вентилятор начал работать, значит, датчик находится в неисправном состоянии. Если работать он «не хочет», возможно, неисправен двигатель вентилятора. Также можно проверить электрическую цепь.

Необходимость регулярного техобслуживания системы охлаждения автомобильного двигателя вряд ли стоит доказывать. Но знать об этом — это еще не все, необходимо вовремя проводить диагностику состояния данного узла, имеющего большое значение для качественной работы двигателя.

Видео о промывке системы охлаждения двигателя:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button