Советы автомобилистам

Особенности вождения зимой на разных трансмиссиях

Особенности вождения зимой на разных трансмиссияхСтатья об особенностях езды в зимнее время года на различных трансмиссиях — тонкости вождения, советы, рекомендации. В конце статьи — интересное видео о том, чего нельзя делать, используя «механику».Статья об особенностях езды в зимнее время года на различных трансмиссиях — тонкости вождения, советы, рекомендации. В конце статьи — интересное видео о том, чего нельзя делать, используя «механику».

Особенности вождения зимой на разных трансмиссиях

Содержание статьи:


Доподлинно неизвестно, откуда впервые пошел термин «день жестянщика», но он как нельзя лучше характеризует состояние первой наледи на автомобильных дорогах. И речь идет даже не о летних покрышках, которые успевают сменить не все автовладельцы. А о принципиально ином стиле вождения, функционировании автомобиля и особенностях поведения различных трансмиссий, что существенно отличается от езды в теплые периоды года.

«Механика» классическая

езда на машине с МКПП

Хотя популярность такого рода трансмиссии постепенно снижается, отдавая все лавры вариатору, автоматической или роботизированной коробкам, она наиболее надежна для зимних поездок. Не зря же именно механика до сих пор применяется в автомобилях, предназначенных для раллийных гонок, так как только она позволяет водителю максимально чувствовать машину.

Водитель сам, без электронных помощников, определяет нагрузку осей, дозирует тягу, варьирует обороты под различной сложности повороты.

Профессиональные автогонщики и обычные водители с многолетней практикой отважно оперируют в гололед обеими педалями – газом и тормозом, — осуществляя торможение без вероятности блокировки колес.


Первой реакцией неопытного водителя перед лицом опасной ситуации является желание нажать на тормоз. Но на льду такое действие может иметь роковые последствия, так как приведет к неконтролируемому заносу. Следует всего лишь аккуратно отпустить педаль газа и, не трогая педаль тормоза, дождаться постепенного замедления машины.

Другой сценарий: снизить передачу и осуществлять торможение короткими, резкими нажатиями на тормоз, чтобы не заблокировались колеса. Именно по такому принципу и срабатывает антиблокировочная система (ABS) , при отсутствии которой водитель самостоятельно может ее «сымитировать» вышеуказанным способом.

Когда машина застряла на дороге, то худшим действием окажется прибавление газа. Это приведет к тому, что автомобиль еще сильнее забуксует и не сможет тронуться с места. Если поблизости не окажется того, кто сможет подтолкнуть немного машину, следует самому постараться выехать « в раскачку».

На практике это выглядит следующим образом: немного добавить газ, плавно, но не до конца отпустить сцепление, удержать его, снова отпустить, приведя к раскачиванию автомобиля. В этой ситуации важно не перестараться, чтобы колеса снова не забуксовали.

Недостатком механической трансмиссии можно назвать подъем в гору, так как нужен немалый опыт, чтобы по обледеневшей дороге преодолеть уклон любой высоты. Если маршрута с подъемом не избежать, то потребуется добавить больше газа, чем при обычной поездке. Переключать передачи следует при достаточных оборотах, которых надо иметь определенный запас, так как, взбираясь в гору, машина стремительно будет терять набранную скорость.

Спускаться с горы следует на включенной передаче, чтобы машина не набирала неконтролируемо скорость, а водитель имел возможность среагировать при необходимости маневра или торможения.

Автоматическая трансмиссия

езда на автомобиле с автоматической трансмиссией

Вождение на «автомате» существенно более простое и приятное. Он даже имеет специальный зимний режим, обозначаемый снежинкой на особой кнопке, благодаря которому двигатель ограничивается в оборотах, останавливается на 3-й ступени и удерживается под тягой. Таким агрегатом обладает, например, японский Nissan Terrano, способствуя легкому преодолению снежных заносов и торможению двигателем на светофорах или поворотах.

Парадоксально, но более дорогостоящие 6-ступенчатые трансмиссии, установленные на некоторых моделях Kia и Volkswagen, лишены такой полезной функции. Их селектор имеет определенный паз, имеющий обозначение «+» и «-». Это своеобразный ручной режим автоматической трансмиссии, позволяющий водителю самостоятельно варьировать ступени в зависимости от дорожной ситуации. Алгоритм действий схож с «механикой» — осторожное торможение колодками при постепенном понижении скорости.

К проблеме использования АКПП следует отнести потребность регулярного применения тормоза из-за неэффективного торможения двигателем. При активированном режиме Drive трансмиссия совершенно отличным от механики образом реагирует на сброс газа. Поэтому приходится применять постепенное снижение передач или пользоваться полуавтоматическим режимом, что особенно актуально для вхождения в поворот, когда опасно терять обороты и тягу.

Тормозить двигателем возможно при достаточном расстоянии до соседних автомобилей на дороге, так как скорость подобного торможения на «автомате» будет в разы ниже, чем на «механике», винить в чем необходимо «синдром» проскальзывания гидротрансформатора.


Кроме того, на скользкой дороге понижение скорости может вызвать пробуксовку ведущих колес и заносу осей. В таком случае на переднеприводной машине следует продолжать надавливать педаль газа, на заднеприводной — отпустить, а на полноприводной — сначала отпустить, но сразу аккуратно нажать.

Перед началом поездки инженеры рекомендуют поочередно переключить рычаг во все положения, ускорив этими нехитрыми «упражнениями» прогрев трансмиссионной жидкости.

Роботизированная трансмиссия

Роботизированная трансмиссия

В последние годы все чаще можно встретить в автомобилях так называемые «роботы» двух видов:

  1. Традиционную «механику», дополненную исполнительными механизмами, которые управляют сцеплением и приводом. Такая коробка имеет специальный блок управления, собирающий и подающий в автомобиль сведения о дорожной обстановке. Этот вариант бюджетный, но ненадежный, так как переключений скоростей происходит крайне медленно, вследствие чего машина может потерять тягу и «поплыть» по гололеду.
  2. Преселективный робот, имеющий два сцепления, относится к более высокой ценовой категории и показывает отличную быстроту работы. При действительно быстром переключении передач колеса никогда не теряют тягу, а спортивный режим держит двигатель в необходимом тонусе, накручивая более 3 тыс. оборотов. К недостаткам данной трансмиссии следует отнести повышенную чувствительность блока механизмов к перегрузкам от работы в пробке.


Вариатор

вариатор

Continuously Variable Transmission или коробка-вариатор своим функционированием напоминает автоматическую трансмиссию, хотя технически его работа выглядит несколько иначе. Он обеспечивает плавное движение автомобиля, без рывков и с отсутствием процедуры переключения скоростей.

Управлять такой трансмиссией столь же просто, как и автоматической, та как они имеют схожие режимы и сам рычаг передач. Имеет вариатор и режим ручного переключения скоростей, хотя ступени здесь выглядят весьма условно, в виде фиксации конкретных передаточных чисел.

Данная функция имеет одно несравненное преимущество – возможность торможения двигателем.


В остальном же алгоритмы действий и схема вождения аналогичны «автомату», где главными пунктами являются прогревание трансмиссии и избежание пробуксовки. Лишь одно различие достойно упоминания, так как оно делает вариатор более функциональным именно на заснеженной или обледеневшей дороге.

Так как передаточное число в этой коробке изменяется очень постепенно, связь двигателя с колесами не прерывается, что приводит к отсутствию проблемы пробуксовки. Главное для водителя — не подавать слишком много газа, так как вариатор со всеми проблемами справится самостоятельно.

Безусловно, летние автомобильные поездки намного проще в техническом смысле, безопаснее и попросту приятнее. Осадки в виде ледяного дождя и снега, гололед, смесь из химических реагентов, соли, дорожной грязи любую поездку, стандартную дорожную ситуацию могут сделать непредсказуемой и опасной. В попытках минимизировать свои риски автомобилисты приобретают качественные зимние шины, фрикционные с «липучками» или обычные шипованные. А также заводят пораньше будильники, чтобы хорошо прогреть двигатель, и заливают в него рекомендованное производителем зимнее масло.

Однако всех этих мер будет недостаточно, если не уметь правильно обращаться с установленной в своем автомобиле трансмиссией. К тому же за относительно благополучный 8-месячный теплый период водители просто отвыкают от зимнего экстрима и расслабляются на дороге.

Поэтому не стоит стесняться консультироваться с друзьями-водителями или читать тематические форумы, заранее готовя себя к зимнему вождению.

Видео о том, что нельзя делать с МКПП:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button