Советы автомобилистам

Как прокачивать сцепление в автомобиле и зачем это делать

Особенности прокачки сцепления: для чего она нужна, как ее правильно выполнять. Возможные ошибки в работе. Видео о том, как эффективно прокачивать сцепление.

Как прокачивать сцепление в автомобиле и зачем это делать
Роль сцепления состоит в том, чтобы обеспечивать автомобилю плавный старт и четкость работы при переключении передач. Если сцепление неисправно, то сильно снижается ресурс коробки передач – она быстрее подлежит износу. Чтобы избежать неполадок и проблем этого узла, периодически требуется прокачивать сцепление. Более подробно о том, как это делается, вы узнаете из нашей статьи.

В чем заключается прокачка сцепления

Жидкость в гидравлической системе циркулирует в замкнутом контуре. Попадание внутрь воздушных пузырьков нарушает ход ее работы и может привести к появлению неисправностей и в других узлах. По сути, прокачка сцепления – это процедура, к которой прибегают, чтобы удалить скопившийся воздух из автомобильной гидравлической системы. Как туда попадает воздух? К этому приводит ряд причин:

Уровень жидкости в расширительном бачке упал, вследствие чего система начала захватывать воздух. Это могло произойти, если водитель допустил падение уровня ниже допустимой отметки min на стенке бачка, вовремя не долив техническую жидкость. Само снижение уровня красноречиво говорит о наличии в магистрали утечек, которые важно обнаруживать и устранять своевременно.

Другая причина попадания в систему воздуха – микроскопические нарушения герметичности из-за недокрученных разъемов и соединений. Хотя протечек в этом случае не происходит, но воздух способен проникать сквозь самые мелкие отверстия. Недостаточно завинченные крепления могут появиться после ремонтных работ, проводимых на автомобиле.

Способность технической жидкости впитывать влагу прямо в расширительном бачке тоже ведет к появлению воздушных пробок. Работа тормозов приводит к нагреву и закипанию жидкости, вследствие чего возникают воздушные пузырьки, которые попадают в систему и ухудшают работу цилиндра.

По каким признакам определяется наличие в системе воздуха

По каким признакам определяется наличие в системе воздуха
Требуется прокачать сцепление, если автомобиль начинает вести себя необычно:

  • при переключении передач слышится хруст, биение;
  • педаль выжимается, но ускорения не происходит, приходится отпускать педаль и нажимать снова – рабочий цилиндр не может обеспечить усилие;
  • передача перестает включаться;
  • при нажатии на педаль она становится мягкой, проваливаясь при нажатии до упора;
  • заметно повышение уровня технической жидкости – вместо естественного понижения. Это свидетельствует о том, что объем увеличился по причине попадания воздуха;
  • во время движения ощущается дерганье автомобиля.

Подготовка к прокачке: необходимые инструменты и материалы

Подготовка к прокачке сцепления: необходимые инструменты и материалы
Если вы столкнулись с приведенными выше изменениями в поведении автомобиля, это может означать, что в гидравлическую систему проник воздух, мешающий нормальной работе. Значит, придется приступить к прокачке сцепления, но сначала нужно подготовить все необходимое. Сама процедура не представляет собой чего-то особо сложного, и справиться с ней может любой водитель, знакомый с устройством наиболее важных узлов автомобиля и умеющий обращаться с механизмами и инструментами. Но все-таки подготовка нужна, и вот что вам понадобится:

Если вы будете прокачивать сцепление в одиночку, то нужно приготовить какое-нибудь приспособление для фиксирования педали сцепления в неподвижном положении. Это может быть газовый упор, но также простой камень или тяжелый предмет.

Резиновый узкий шланг, диаметр которого должен соответствовать сливному штуцеру вашей модели автомобиля. Хорошо, если шланг будет прозрачным, тогда вы будете видеть выходящие воздушные пузырьки. Но сгодится и непрозрачная трубка из качественной резины. Иногда водители используют для проведения прокачки пластиковые трубки от медицинской системы с капельницей.

Приобретите новый флакон тормозной жидкости, следя, чтобы она соответствовала марке и составу рекомендованной для вашего автомобиля.

Подготовьте небольшую пустую емкость, куда будете сливать из системы тормозную жидкость – это может быть обычная обрезанная пластиковая бутылка емкостью 1 л.

Стандартный рабочий набор автомобильных инструментов, куда входят отвертки, ключи, плоскогубцы.

Правильная прокачка – пошаговая инструкция

Правильная прокачка – пошаговая инструкция
1. С бачка главного цилиндра тщательно смести весь мусор и пыль, чтобы обеспечить залив чистой жидкости – внутрь не должно попасть ни пыли, ни грязи.

2. Наливаем в бачок тормозной жидкости до уровня примерно на 2 см ниже верха – то есть, до отметки max. Долив производить, если изначально вы обнаружили, что в бачке недостаточный уровень жидкости.

3. Освобождаем выпускной клапан, который находится сверху на пневмогидроусилителе, от резинового защитного колпачка, тщательно прочищаем его от накопившейся пыли и грязи.

4. Надеваем на клапан резиновый или пластиковый шланг, диаметр которого соответствует клапану – это нужно, чтобы не проходил воздух.

5. Наливаем в подготовленную пустую емкость немного тормозной жидкости (примерно 200 мл) и погружаем в нее свободный конец шланга. Образуется «затвор» – теперь воздух будет по трубке выходить в жидкость, а обратно внутрь он уже попасть не сможет – таким образом у нас будет происходить освобождение от пузырьков по всей магистрали.

6. Приступаем непосредственно к прокачке. Для этого нужно отвернуть перепускной клапан, сделав не более одного оборота, и вместе с этим педаль сцепления необходимо выжать до упора. Это удобно делать, если работаете вдвоем с напарником: вы сливаете масло, а он по команде нажимает на педаль. Педаль нажимают не рывком, а плавно. Следите, чтобы конец шланга был погружен в жидкость, тогда выход воздуха вы будете видеть по появляющимся на поверхности пузырькам.

7. Пока напарник продолжает удерживать педаль сцепления, вы должны затянуть клапан. Педаль после этого отпускается. Важно помнить, что нельзя отпускать выжатую педаль, пока клапан еще открыт.

8. Весь цикл нужно повторить еще несколько раз: на один оборот отворачивается клапан, после чего нажимается педаль сцепления. Достаточно трех-четырех раз, чтобы весь скопившийся воздух был удален через шланг. Но иногда воздуха может быть больше, и потребуется совершать эти действия до тех пор, пока на поверхности жидкости в емкости (в затворе) не прекратят всплывать воздушные пузырьки.

9. По окончании стравливания воздуха клапан крепко затягивается, шланг затем можно снять и поместить на свое место защитный колпачок.

10. Если уровень тормозной жидкости во время процедуры понизился, то необходимо долить ее в бачок до указанной максимальной отметки – то есть, не ниже 2 см от верхнего края емкости.

В результате весь воздух из сцепления должен выйти, а работа автомобиля заметно улучшится. Но иногда случается, что прокачка оказывает лишь временный эффект, и через время симптомы завоздушивания повторяются. Тут необходимо насторожиться: это может быть признаком разгерметизации системы, в результате чего жидкость утекает, а воздух, наоборот, беспрепятственно проникает внутрь. Потребуется ремонт, иначе сцепление очень быстро изживет свой ресурс.

Основные ошибки в ходе прокачки

Для опытного автомобилиста этот процесс не составляет никакой сложности и выполняется с легкостью за час. Но люди, впервые столкнувшиеся с необходимостью произвести прокачку сцепления, могут сделать ряд ошибок, часть из которых сведет все усилия на нет. Ознакомьтесь с ними, чтобы не повторять:

Пузырьки воздуха, выходящие по трубочке и всплывающие в жидкости, могут настолько увлечь автолюбителя, что он забывает контролировать уровень технической жидкости в бачке. А ведь если этот уровень упадет ниже отметки в 3,5 см, то контуром захватывается еще больше воздуха. При этом вся проделанная работа обнуляется, и ее надо будет сделать еще раз.

Нет желания или времени – и цикл нажатия на педаль, и манипуляции штуцером производятся всего один раз. Этого недостаточно для полного удаления воздушных пробок, поэтому проблемы со сцеплением никуда не денутся. Напомним, что нужно совершить 3-4 таких цикла, а иногда их требуется еще больше.

Если владелец автомобиля ошибся при выборе DOT-жидкости, то в системе будет происходить смешение различных по составу технических жидкостей, одна из которых может оказаться с повышенной агрессивностью воздействия на резиновые и другие детали. В итоге шланги могут начать протекать, а металл разрушаться коррозией, снижая ресурс гидропривода.

Сначала, еще до работ по удалению воздуха из системы, необходимо отрегулировать сцепление, о чем неопытные водители забывают или не знают. В итоге получится, что вся работа не достигает результата. Если педаль при нажатии до упора не сможет полностью передать усилие на гидроцилиндр, последнему не удается нагнетать давление в систему. Нет давления – нет стравливания пузырьков воздуха.

Заключение

Прокачивание сцепления – не просто изредка проводимое действие, а важная часть постоянного ухода за автомобилем. Несмотря на то, что эта процедура не требует особых навыков или инструментов, все-таки желательно ознакомиться с порядком ее проведения. И не только знать, как правильно производить прокачку сцепления, но время от времени делать усилие и выполнять ее.

Рекомендуется делать процедуру через каждые пару лет. Заодно появляется повод и возможность осмотреть и проверить коробку передач и другие части системы, а при необходимости – своевременно приступить к ремонту.

Как эффективно прокачивать сцепление:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button