Нужно ли на автомобиль устанавливать колеса с большим диаметром – плюсы и минусы
Допустимый диаметр заводских автомобильных колес, за счет чего можно увеличить размер колеса, плюсы и минусы. Видео про колеса с большим диаметром.
Очень часто владельцы автомобилей решаются на простой и доступный тюнинг своего транспортного средства, а именно – меняют штатные колеса на колеса большего диаметра. Они полагают, что такое улучшение даст ряд преимуществ – будет увеличен дорожный просвет, скорость автомобиля можно разогнать до максимального значения, улучшится сцепление с дорогой. То есть, в конечном итоге, управляемость машины станет более эффективной. Так ли это на самом деле, и есть ли в данном решении «подводные камни», которые нужно учитывать?
Диапазон допустимых размеров заводских колес
При выпуске с конвейера к автомобилю идет комплект колес, а производитель дополнительно выдает рекомендацию к приобретению других вариантов колесных дисков и шин, которые имеют некоторый диапазон в размерах. Покупателю предлагается заменять шины или диски из предоставляемого списка, не выходя за его рамки и не экспериментируя. Эти варианты наилучшим образом подходят к данной модели автомобиля, и с ними были проведены заводские испытания, закончившиеся успешно с одобрением экспертами.
Они полностью совместимы с маркой определенной машины, производитель их утвердил и дал гарантию, что эксплуатационные характеристики транспортного средства будут максимально сохранены. По этой причине шины с дисками из рекомендованного списка колес с допустимыми размерами предлагаются в качестве комплектующих к конкретному автомобилю.
Если автомобиль имеет колеса 15 дюймов диаметром, то допускается устанавливать колеса даже 17 дюймов при условии, что производитель официально рекомендует применять их на других модификациях этого автомобиля. Но даже если такой вариант и разрешен, прежде чем его устанавливать, стоит все тщательно проверить в инструкции – допустим ли этот диаметр, есть ли техническая возможность установки, соответствуют ли размеры шин и дисков.
Ясно, что официально разрешенные колеса в диапазоне размеров могут считаться заводскими. Превышающие заводские по размеру – это изделия, у которых параметры будут больше рекомендованных изготовителем. Владелец, который решит установить на свое транспортное средство колеса с диаметром, превышающим заводские указания, будет делать это на свой страх и риск. Поскольку это несоответствие скажется на эксплуатационных показателях транспортного средства, и не всегда в лучшую сторону.
Больший диаметр за счет шины или диска?
Колесо – это комплект, в который включены диск и шина. Диаметр автомобильного колеса может увеличиваться за счет нескольких элементов: шины с большей шириной, увеличенного профиля шины, большего диаметра диска.
К примеру, в часто используемой шине с обозначением 185/65 R15, подходящей для таких автомобилей, как Kia Rio или Hyundai Solaris, которые популярны среди российских автомобилистов, обозначения расшифровываются следующим образом:
- 185 – этой цифрой обозначают ширину профиля в миллиметрах;
- 65 – представляет собой соотношение в процентах: высоты профиля шины к ее к ширине;
- R15 – означает, что шина имеет радиальную конструкцию, и ее посадочный диаметр (а также диаметр диска) составляет 15 дюймов.
1. Увеличиваем диаметр колеса за счет увеличения ширины шины
В маркированном обозначении покрышек ширина указывается первым числом, для нашего примера эта шина между боковинами протектора имеет 185 мм. От ширины зависит то, насколько предсказуемо автомобиль ведет себя при передвижении, насколько устойчиво его движение и то, сколько топлива будет расходовать транспортное средство.
Желая увеличить диаметр колеса, манипулируя шириной шины, нужно подбирать новый комплект с такими параметрами, чтобы диск остался с тем же прежним размером, а ширину профиля выбирать больше, сохраняя процентное соотношение – высота профиля на ширину шины. Это может быть 195/65 R15, например.
Насколько можно допускать увеличение ширины, превышая показатели завода-изготовителя – это зависит от одного нюанса. Производители выпускают машины с тем расчетом, чтобы на них можно было устанавливать противоскользящие цепи для горных дорог, чей размер не меньше 12 мм. Поэтому не рекомендуется подбирать шины с показателями, превышающими увеличение ширины на 24 мм.
2. Увеличиваем диаметр колеса за счет увеличения профиля шины
Под профилем понимается расстояние от внешнего контура диска до наружного контура колеса, то есть – высота шины. Однако маркируется профиль не числовым значением, а процентным соотношением от ширины шины и обозначается двузначным числом. В нашем примере 185/65 R15 это 65, что означает: высота профиля 65% от 185 мм, или 120,25 мм.
Следовательно, чем шире окажется шина, тем более высокий профиль она будет иметь. Этот параметр оказывает влияние на характеристики управляемости автомобиля, в связи с этим выбор низкопрофильных шин считается лучшим для спортивных автомобилей.
Покрышки с низкой боковиной подвергаются меньшей деформации на повороте, вследствие чего автомобилю удается четко удерживать траекторию и быстро реагировать на поворот руля. Но зато придется поплатиться комфортом, так как на низкопрофильной резине все толчки и удары не будут гаситься, и их сполна будут ощущать водитель и пассажиры.
Если мы хотим, чтобы увеличение колес было за счет профиля, то, подбирая шины, нужно ориентироваться на вторую цифру после косой черты – процент высоты профиля от ширины должен быть больших значений. Но колесный диск и ширина шины должны оставаться прежними, без изменений. Для нашего примера мы будем искать шины с маркировкой 185/70 R15. В этом случае диаметр нашего колеса в целом будет увеличен на 18,5 мм. Такие шины применяются для коммерческого транспорта – на легковом их не используют из-за жесткости и высокой цены, поэтому стоит подумать о других размерах.
3. Увеличиваем диаметр колеса за счет диска
Когда диаметр дисков увеличивается, то вместе с тем профиль шин обязательно снижается, чтобы колесо смогло войти в арку и там поместиться. Большой размер дисков потребуется, если вы решите повысить управляемость своего автомобиля, перейдя с этой целью на шины, имеющие низкий профиль. Если же вы просто решите сменить диски с меньшего диаметра на покрупнее, то вам точно так же придется приобретать низкопрофильные шины.
Переход на увеличенные колесные диски случается тогда, когда владельцу захочется, чтобы его автомобиль приобрел выигрышный и стильный вид. Крупные блестящие диски смотрятся эффектно, поэтому часто на неудобства водители закрывают глаза – тряска на низкопрофильных шинах, увеличение общего веса машины за счет тяжелых дисков, траты на более дорогие шины для таких дисков для них имеют меньшее значение, чем красота.
В случае, если заменить шину из нашего примера на более дорогую и с большим диаметром диска – 195/60 R16, то она по габаритам хорошо впишется в арку, при этом плюсом будет служить увеличение клиренса на 9,5 мм, что довольно существенно для современного автомобиля. Но вместе с тем водителю нужно приготовиться к тому, что снизится мягкость хода машины из-за низкого профиля шин.
К тому же, поскольку диски увеличенного диаметра имеют вес больше обычных, то увеличивается и масса автомобиля при их установке. Колесо становится тяжелее, нагрузка на силовой агрегат возрастает – ему труднее вращать более массивное колесо. Из-за этого неизбежно будет расти и расход топлива, а динамика автомобиля ухудшится.
Неподрессоренная масса (все элементы автомобиля, которые не поддерживаются подвеской) в совокупности с тяжелыми дисками намного возрастает, начиная давить и нагружать подвеску – ей приходится быстрее расходовать свой ресурс, рассчитанный на нагрузку от использования заводских колес.
На сколько допустимо увеличивать диаметр колес
Общий диаметр колеса – это расстояние от поверхности дороги до самой верхней точки внешней поверхности колеса, то есть – его высота. Диаметр оказывает существенное влияние на приборы и всю электронику в автомобиле – от бортового компьютера до спидометра, поскольку вся эта электроника программируется под колеса определенного диаметра. Не рекомендуется увеличивать диаметр колес больше чем на 3 процента, чтобы не нарушалась работа этих систем.
От того, какого диаметра установлены колеса на автомобиле, будет зависеть его клиренс, или дорожный просвет. Большие колеса способны увеличить клиренс, хотя при этом управление автомобилем, торможение и разгон будут расходиться с заложенными заводом-производителем параметрами. И все же существующее «правило трех процентов» нарушается автовладельцами осознанно, если предстоит езда по бездорожью, и нужно подготовить машину к этому испытанию.
Если вы, стремясь улучшить внешний вид своего автомобиля, или, руководствуясь соображениями об улучшении управляемости, все же решите заменить заводские колеса на имеющие больший диаметр, то внимательно читайте руководство по эксплуатации авто. Проверьте, какие для данной марки размеры колес будут допустимы, и не выходите за рамки. Также стоит принять во внимание, что даже замена на вариант из списка, допустимого производителем, может иметь как свои плюсы, так и минусы.
Преимущества установки колес с большим диаметром
Уже упоминалось, что в этом случае будет, пусть и немного, увеличен дорожный просвет. Даже какие-то 5-10 мм сыграют существенную роль при движении по неровностям дороги и смогут уберечь днище от повреждений. Кроме того:
- Увеличится максимальная скорость вашего авто – колесо с повышенным диаметром при каждом обороте преодолевает большее расстояние.
- Управляемость улучшается за счет того, что широкая шина будет иметь пятно контакта больше, и, соответственно, улучшится сцепление с дорогой.
- Повышается поперечная устойчивость за счет того, что колеса будут больше выступать из арок, а это будет создавать колею шире, чем при прежнем варианте.
- Вы получаете более брутальный и дерзкий внешний вид, что выгодно отличает ваш автомобиль из ряда других.
Недостатки установки больших колес
Выступающие колеса могут начать понемногу задевать другие элементы кузова машины, что приведет к их разрушению. Наряду с этим:
- Если вы установили колеса более чем на 24 мм больше рекомендованных изготовителем, то могут появиться трудности с намоткой противогололедных цепей, и произойти это может в самый критический момент.
- Устойчивость автомобиля снизится, его будет «валить» по причине того, что центр тяжести теперь расположен выше расчетов заводских конструкторов.
- Ухудшится плавность хода, в автомобиле находиться будет некомфортно, поскольку придется ставить низкопрофильные шины, увеличив при этом диски.
- Подвеска и диски быстрее разрушаются, ведь шины с низким профилем не в полной мере гасят нагрузки от ударов.
- Возрастают эксплуатационные затраты – чаще придется менять детали и сами шины. На покупку новых дисков, покрышек и услуг шиномонтажа придется нести дополнительные расходы.
- Машина будет проходить меньшее расстояние с тем же запасом топлива, если у нее увеличенные диски колес.
- Автомобилю с шинами большего диаметра для разгона и далее поддержания скорости потребуется больше энергии, поэтому расход топлива увеличивается.
- Широкие шины имеют тенденцию к аквапланированию.
- Снизится динамика автомобиля, так как если вы поставили более тяжелые диски, чем заводские, то двигатель будет работать с большей нагрузкой для вращения колес.
- Диски большого диаметра легко помять при столкновении с бордюром.
- Ускоряется износ покрышек, когда ширина шины превышает заводские параметры – в этом случае нарушается работы каркаса шины.
- Если вылет дисков становится больше, то под нагрузку попадают подшипники ступиц, из-за чего управление автомобилем ухудшается вплоть до потери управления при встрече колеса с небольшой ямкой.
Заключение
Хотя у вас могут найтись причины для замены штатных колес на колеса большего диаметра, все же нужно помнить, что минусов при такой замене больше, чем плюсов. К тому же закон не разрешает эксплуатировать колеса, размеры которых выходят за рамки рекомендаций изготовителей автомобилей. Запрет касается и сваренных кустарно увеличенных колесных дисков.
Думайте сами, решайте сами – производить ли вам тюнинг с увеличенными колесами или нет. Особенно если вы собираетесь ездить на них по городу, а не совершать загородные поездки по разбитым дорогам.
Видео про колеса с большим диаметром: