Советы автомобилистам

Как определить, что пора менять свечи зажигания

Для чего нужно менять свечи зажигания, признаки неисправности, проверка состояния свечей, выбор изделий. Видео о замене свечей зажигания.

Как определить, что пора менять свечи зажигания
Исправные свечи зажигания – важнейшее условие правильной и стабильной работы двигателя. Устройство является расходным, поэтому его надо вовремя менять. Но делать это после окончания срока эксплуатации – не лучшее решение. Такой подход ускоряет износ мотора и провоцирует его поломку.

Однако если знать, что пора менять свечи зажигания, и вовремя ставить новые, можно избежать множества проблем.

Зачем нужно менять свечи зажигания

Зачем нужно менять свечи зажигания
Предназначение устройства – поджигание топливно-воздушной смеси, формирующейся в двигателе. При корректной работе процесс происходит за счет электрического разряда, который образуется между электродами. Искра поджигает горючую смесь, выделяющийся газ толкает и приводит в движение поршень. Тот, в свою очередь – коленчатый вал. В результате двигатель начинает работать.

Использование некачественных, поврежденных или с истекшим сроком годности свечей приводит к сбоям в работе мотора, его преждевременному изнашиванию и поломке. И значит, автовладельцу предстоит заняться дорогостоящим ремонтом или заменой главного узла.

Последствия использования неисправных свечей:

  1. Детонационное зажигание. Снижение мощности электрического разряда приводит к задержке искрообразования. В результате горючая смесь вовремя не воспламеняется, а взрывается спустя некоторое время. Ударная волна повреждает поршни и коленчатый вал, а резко поднявшаяся температура обжигает детали мотора или приводит к их прогоранию.
  2. Калильное зажигание. Топливовоздушная смесь зажигается не искрой, а раскаленным корпусом электрода. Это приводит к росту давления внутри двигателя, что провоцирует повреждение элементов ДВС.
  3. Проникновение горючей смеси в выхлопную систему. Сильная изношенность свечей приводит к нестабильной работе и пропускам зажигания. Одновременно способствует проникновению смеси горючего и воздуха в выхлопную систему. Возрастает риск возгорания в коллекторе и последующее разрушение катализатора.
  4. Поломка системы зажигания. Детали изоляции и металлические части при попадании в камеру сгорания способны ее повредить.
  5. Повышение напряжения искры. Происходит вследствие нарушения изоляции окончаний проводов и катушки зажигания. Даже непродолжительная работа поврежденных свечей способна спровоцировать полное разрушение устройства.

Косвенные признаки неисправности свечей

Косвенные признаки неисправности свечей
Неполадки в системе зажигания напрямую влияют на работу двигателя. Мотор начинает барахлить, издавать непривычные звуки. О проблеме со свечами можно судить по следующим признакам:

  • проблемы с запуском: мотор не реагирует вовсе либо включается с опозданием (при работающем стартере);
  • сбой работы: двигатель не держит обороты на холостом ходу, вибрирует, троит;
  • резко увеличивается расход горючего, снижается мощность мотора;
  • увеличивается выброс угарного газа;
  • мощность двигателя падает после резкого нажатия на педаль акселератора;
  • автомобиль плохо набирает скорость;
  • появляется запах бензина в салоне.

Если игнорировать признаки неисправности и не устранить причину проблемы, то двигатель в ближайшем будущем выйдет из строя.

Как проверить состояние свечей

Как проверить состояние свечей
Определить исправность устройства можно по внешнему виду. Для этого надо выкрутить свечи и внимательно осмотреть со всех сторон, особенно тщательно – корпус (юбку). Он должен быть светло-серого или коричневатого цвета, без выраженных следов изношенности.

Небольшое количество нагара считается допустимым. Такой внешний вид говорит о нормальном состоянии устройства. Насторожить должны следующие симптомы неисправности:

Углеродное загрязнение

Сухой черный налет на конусе изолятора и электродах – признак загрязненности сажей. Причины появления углеродных отложений:

  • забитый грязью воздушный фильтр;
  • использование избыточно обогащенной горючей смеси;
  • частая и продолжительная езда на малых скоростях;
  • длительная работа ТС на холостом ходу.

Сажа обладает проводящими свойствами, поэтому способствует пропускам воспламенения и неправильному диапазону нагрева.

Маслянистый налет

Черные жирные отложения присутствуют на корпусе, электродах, изоляторе. Появляются вследствие избыточного содержания масла в камере сгорания. Этому способствует сверхвысокая заливка, изношенность клапанов, дефекты поршневых колец и/или корпуса цилиндра. Любая из этих неполадок приводит к пропуску образования искры и проблемам с запуском мотора.

Коричнево-желтый или зеленоватый налет

Коричнево-желтый или зеленоватый налет
Покрытие такого цвета – признак загрязненности свинцом. Причиной является использования топливной смеси, содержащей присадки с большой концентрацией этого металла. Налет формируется во время интенсивных нагрузок двигателя после продолжительной работы в среднем режиме. Свинцовый налет обладает токопроводящими свойствами, поэтому вызывает пропуск образования искры.

Отложения цвета ржавчины

Налет на свечах в виде пленки кирпичного цвета появляется после 600-2000 км пробега в нормальном режиме. Причиной является большое содержание железа в присадках горючего.

Отложения обладают токопроводящими свойствами, поэтому вызывают трудности с запуском. Специалисты советуют делать ТО свечей зажигания после каждых 5000 км пробега.

Залитые свечи

Намокание происходит после нескольких попыток завести двигатель, при которых топливо не воспламеняется. В результате свечи намокают, что окончательно блокирует возможность завести мотор. Чтобы восстановить работоспособность, их надо снять и почистить. Либо дождаться полного высыхания.

Белый налет, окалина, расплавление электродов

Белый налет, окалина, расплавление электродов
Подобные признаки говорят о повреждении свечей высокими температурами. Причинами является изношенность устройства, исчерпание ресурса годности, перегрев двигателя. Повреждения возникают также из-за некорректного температурного режима и чрезмерно сухого топлива.

Сломанные электроды

Самая частая причина поломки или расплющивания – использование свечей неподходящего типа. Эксплуатация излишне длинных свечей может серьезно повредить мотор, а короткие – увеличить расход горючего. Чтобы избежать серьезных последствий, необходимо проверить, какой тип устройства указан автопроизводителем, и строго соблюдать его рекомендации.

Зольный налет

Рыхлые или шлакообразные наслоения белого, серого или черного цвета обнаруживаются в основном на конусе изолятора, искровом зазоре, боковом электроде. Зольный налет формируется из-за легирующих веществ, содержащихся в присадках масла или топлива. Провоцирует калильное зажигание с сопутствующим падением мощности и дальнейшее разрушение двигателя.

Повреждение конуса изолятора

Возникает вследствие механического воздействия (падение на твердую поверхность, удар, сильное сжатие во время некорректной эксплуатации). Растрескиванию изолятора способствует также коррозия центрального электрода либо наслоения, скапливающиеся в пространстве между тепловым конусом и центральным электродом. Дефект приводит к пропускам искры и появлению разряда в местах, которые недоступны горючей смеси.

Эрозия электродов

Повреждение возникает вследствие продолжительной работы свечей, выработавших ресурс. Характерные признаки – троение, плавающие обороты на холостом ходу, падение мощности. Возникновению эрозии способствует также использование топлива, содержащее тетраэтилсвинец.

Как проверить исправность свечи зажигания

Как проверить исправность свечи зажигания
Во многих случаях одного визуального осмотра недостаточно. Во внешне исправных устройствах могут быть скрытые дефекты. Выявить их можно с помощью приборов.

Алгоритм проверки:

  1. Тестером искрообразования. Надеть на высоковольтный провод черный разъем тестера, вставить наконечник прибора в разъем провода. Цепь зажигания замкнется. Если сигнальная лампочка начнет мигать – свеча исправна.
  2. Мультиметром. На приборе выставить режим измерения сопротивления, зафиксировать значение 20 кОм. Окончания щупов вставить в соответствующие гнезда. На шкале должно установиться значение «1». Соединить разъемы щупов, чтобы проверить настройку прибора.

Если мультиметр показал 0 – он исправен и готов к работе. После этого один щуп соединить с контактной гайкой, второй – с электродом. Если появившееся на экране значение находится в диапазоне 2,5-8 кОм – свеча исправна. Чтобы проверить ее на короткое замыкание, нужно один щуп соединить с центральным выходом, второй – с резьбой. Если при контакте проскочила искра – свеча рабочая.

При отсутствии тестеров проверить исправность можно и подручными средствами. Например, с помощью отслужившей или ненужной пьезозажигалки. Для этого ее надо разобрать, извлечь электронный блок. Проводок модуля удлинить на 2-3 см, заизолировать. Конец прикрепить к наконечнику свечи, нажать на кнопку. Искра проскочила – свечу можно использовать, если нет – придется менять.

Второй вариант проверки – определение неисправности на слух. Схематично это выглядит так: отсоединить провода свечи, прислушаться, не изменился ли звук работающей силовой установки. Вернуть провода на место, перейти к следующей свече. Подобным образом проверить и прослушать все элементы. Если после отсоединения проводов одной из свечей звук не изменился – значит, проблема именно в ней.

Как выбрать свечи зажигания

Как выбрать свечи зажигания
Главное правило, которое поможет избежать проблем – обязательное соблюдение рекомендаций автопроизводителя. В инструкции даны параметры и тип свечей, подходящих для конкретной модели транспортного средства. Подбирать аналог следует с точным соблюдением всех параметров. Прежде всего, надо обращать внимание на тип и марку расходника, количество боковых электродов.

Если по той или иной причине не удается соблюсти 100-процентное попадание во все характеристики старых свечей, то в выборе новых нужно ориентироваться на максимально полное соответствие тепловых свойств и габариты детали.

Приобретать свечи зажигания лучше в фирменных магазинах, у которых есть лицензия. А если такой возможности нет, то – в специализированных центрах либо сервисах. Но даже в этом случае нельзя забывать о проверке товара. На свечах не должно быть никаких повреждений: сколов, вмятин, трещин и погнутых электродов.

Заключение

Свечи зажигания – важнейшее устройство автомобиля, от которого зависит работа и состояние двигателя. Поэтому устанавливать надо только те модели, что соответствуют рекомендациям производителя. Регулярно проверять их работоспособность и вовремя заменять при необходимости.

Видео о замене свечей зажигания:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button
Adblock
detector