Советы автомобилистам

Зачем и как часто надо проводить балансировку колес

Для чего нужна балансировка колес, причины разбалансировки, тонкости работы. Видео о том, как балансировать колеса автомобиля.

Зачем и как часто надо проводить балансировку колес
Чаще всего владельцы автомобилей мало задумываются о такой процедуре, как балансировка колес. Они полагают, что один раз посетив шиномонтаж и пройдя процедуру балансировки, можно успокоиться и беззаботно ездить хоть несколько лет. Но это заблуждение. Истина состоит в том, что балансировать колеса нужно значительно чаще.

Зачем нужна балансировка колес

Зачем нужна балансировка колес
Колесо самого нового, только что с завода, автомобиля во время движения неизбежно на какие-то миллиметры сдвигается от своей оси вращения, центр массы колеса также получает сдвиг. В результате происходит разбалансировка – несовпадение центра массы колеса и оси его вращения. Но стоит иметь в виду, что даже новые колеса не имеют идеальной балансировки.

Ведь шины производятся не на 100 процентов идентичными и идеальными, некоторые фрагменты могут оказаться на несколько граммов тяжелее и на миллиметры толще – или, наоборот, легче и тоньше. Точно так же и диск штампуется хотя и с малыми, но различиями в весе и размере. Когда конструкция собирается, она должна иметь общий центр масс. Именно с этой целью колесо подвергается балансировке.

Эта процедура способствует максимальному уменьшению дисбаланса колес, и этот эффект будет проявляться для таких деталей, как крепления элементов подвески, ступицы и колесного диска. Оптимальное положение колеса – с равномерным распределением массы относительно его центра с осью вращения. Дисбаланс приводит к состоянию неуравновешенности этих деталей машины. Как результат – снижение управляемости, производительности и износостойкости.

Признаками дисбаланса будут следующие проявления в поведении транспортного средства:

  • автомобиль начинает вихлять при движении;
  • в задней части ощущается вибрация;
  • руль также испытывает вибрацию и дребезжание.

Иногда вибрация выражается в небольшом малозаметном шуме, в серьезных случаях это сильная тряска. Вибрации в передней части автомобиля указывают на дисбаланс колес передней оси, соответственно при вибрации сзади – проблема с балансировкой у задних колес. Ко всему вышеуказанному добавим, что у разбалансированного автомобиля расход топлива начинает расти, и это водитель будет замечать в высокоскоростных поездках.

Причина разбалансирования автомобильных колес:

  1. Изношенные покрышки с дефектами рисунка протектора – ширина боковых стенок шины начинает различаться.
  2. Колеса были в ремонте, который не отличался высоким качеством.
  3. Деформация колесных дисков.
  4. Заводские дефекты колес.

Как производится балансировка

Как производится балансировка
Так как колесо автомобиля имеет широкий профиль, ему нужна динамическая балансировка как по внешней стороне, так и по внутренней. Ее производят с использованием балансировочных грузиков, имеющих массу 5 граммов и больше, вплоть до 60 граммов, которые выполнены из свинца или цинка. Для штампованных дисков подходит крепление при помощи стальных клипс с защелкой, для легкосплавных дисков оптимальным будет вариант с самоклеящимися полосками.

Дисбаланс устраняется не голыми руками, а на специальном балансировочном оборудовании. Эти станки могут быть конструктивно простыми механическими и высокотехнологичными с оснащением лазерными датчиками. Датчики могут выявить дисбаланс масс и сверх того – определить кривизну колесного диска и рассчитать, нарушена ли его геометрия.

Если при балансировке выявится дефект диска, то сначала нужно будет его отремонтировать и лишь потом приступать к балансировке. В шиномонтаже владельцу авто могут и отказать в балансировке из-за кривого диска.

Когда автовладелец приезжает в шиномонтаж с целью произвести балансировку, он должен убедиться, что оборудование в заведении качественное, а персонал квалифицированный, ведь правильность операции на 99% зависит от опыта и знаний мастера. Станок балансировочный должен быть установлен в строго горизонтальной плоскости на ровном бетонном основании.

В электронный блок управления станка заносят типоразмер диска и шины – тут тоже не допускается ошибок. Станок должен быть откалиброван, и в нем не должно присутствовать изношенных вращающихся элементов. Профессионал, который делает балансировку, должен учитывать, что, повернув шину относительно диска, тем самым дисбаланс можно снизить, а не навешивать большое количество грузов. Как правило, если работник стремится закрепить как можно больше грузиков, это не свидетельствует в пользу его квалификации.

Хороший мастер всегда внимательно отнесется к чистоте шины и первым делом освободит протектор от мелких камешков, диск очистит от грязи, которую владелец собрал, пока добирался до шиномонтажки. Если выяснится, что диск деформирован, то мастер должен в обязательном порядке сообщить об этом владельцу авто.

Важно, как крепится на станке колесо. Чаще всего это делают посадкой на конус центральным отверстием сзади и фиксируя при помощи фланцевого адаптера зажимной гайки впереди.

Станок сам рассчитывает, где должны быть установлены грузики для оптимальной балансировки, мастеру остается закрепить их в этих определенных местах. После того, как грузы указанного веса будут установлены, проверяют балансировку и центровку еще раз. При этом, если потребуется, добавляют или убирают грузики. Когда на дисплее станка будут нулевые показания, это будет означать, что колесо успешно прошло балансировку.

Что будет, если колеса никогда не балансировать

Что будет, если колеса никогда не балансировать
Поначалу ничего заметного не произойдет, но со временем из-за возникших центробежных сил, которые передаются на элементы подвески, а затем начинают воздействовать и на кузов, начнутся проблемы. Центробежные силы имеют разнонаправленные векторы, из-за чего начинает ощущаться вибрация, которая будет возрастать. Все элементы автомобиля будут постепенно получать чрезмерные нагрузки во время движения.

Подвеска страдает достаточно сильно – эксперты подсчитали, что 14-дюймовые колеса при разбалансировании лишь на 20 граммов во время движения на скорости 100 км/час получают нагрузку такой силы, которая приравнивается к восьмистам ударам в минуту 3-х килограммовой кувалдой по этому элементу. Стоит только вдуматься о такой нагрузке, чтобы убедиться в необходимости балансировки колес.

Что же ждет автомобиль, владелец которого игнорирует балансировку?

1. Ускоренный износ шин

Постоянно испытываемая в течение долгого времени вибрация приводит к неравномерному сцеплению покрышек с дорожным покрытием во время каждой поездки. В итоге периодически будет проявляться пробуксовка машины, которая, в свою очередь, будет вызывать ускоренное истирание протекторов шин.

Владелец столкнется с необходимостью более частой замены пришедших в негодность покрышек на новые, а это повлечет дополнительные финансовые расходы. Износ шин происходит гораздо быстрее – неравномерное истирание протектора ведет к сокращению срока эксплуатации шины в 3 или 5 раз.

2. Подвеска подвернется повышенному износу

Вибрация оказывает негативное воздействие и на подвеску автомобиля – начинают быстро изнашиваться и разрушаться ее несущие элементы. Первыми принимают на себя удар подшипники ступицы, которые могут даже полностью выйти из строя. В итоге придется менять эти детали на новые и осуществлять дорогостоящий ремонт.

3. Вибрация передается на руль

вибрация руля
Вождение становится очень неудобным при наличии вибрации на руле, повышая утомляемость водителя. Особенно это будет сказываться в поездках на большие расстояния.

4. Снижается безопасность вождения

Разбалансированные колеса испытывают центробежные силы, которые в моменте будут направлены в разные стороны. При движении автомобиля это выражается в том, что на большой скорости колеса одной оси будут двигаться в разнонаправленном направлении: одно подскакивает вверх, а в то же время другое делает рывок вниз.

При этом стоит учесть, что центробежные силы заставляют двигаться колеса не только вверх-вниз, но и в любом направлении в рамках плоскости вращения колеса. Из-за пробуксовок каждое колесо получает разные углы смещения, поэтому направление будет меняться на каждом отрезке пути движения. По сути, колеса хаотически меняют направление в каждый момент времени на протяжении всего движения. В итоге поведение автомобиля становится непредсказуемым.

5. Потеря управляемости автомобиля

Все эти явления, вызванные разбалансировкой колес относительно оси вращения, будут обязательно сказываться на управляемости. В слабовыраженных случаях снижение управляемости только затрудняет для водителя вождение, заставляет его больше концентрироваться на дороге, и он будет быстрее утомляться с дальнейшей потерей внимания.

В более серьезных случаях потеря управляемости становится непредсказуемой. А при том, что пробуксовки будут сильно увеличивать тормозной путь, все эти явления могут в итоге привести к серьезному ДТП.

Как часто проводить балансировку

Как часто проводить балансировку
Загляните в инструкцию к своему автомобилю, и увидите, что производитель рекомендует проводить эту процедуру, когда пробег авто достигнет от 10 до 15 тыс. км. Если за сезон пробег машины будет меньше, то можно и не делать балансировку. Однако все будет зависеть от поведения автомобиля: если будет ощущаться биение рулевого колеса, то балансировать колеса все-таки придется. Задние колеса реже нуждаются в балансировке, но если чувствуется вибрация в задней части авто, то пора наведаться в пункт шиномонтажа.

Если водитель меняет сезонные шины самостоятельно, то ему рекомендуется после установки колес немного поездить, прислушиваясь к возможным вибрациям. Если таковых не обнаружится, то и балансировка не нужна. А вот в этих случаях она будет необходима:

  • пробег автомобиля превышает 15 тыс. км за сезон;
  • у вас была дальняя поездка, превышающая 2 тыс. км;
  • автомобиль попадал колесом в яму на высокой скорости;
  • в процессе езды был удар по подвеске автомобиля;
  • еще в прошлом сезоне была ощутима вибрация, но тогда до шиномонтажки руки не дошли;
  • автомобиль часто тормозит юзом по асфальту – у вас отсутствует антиблокировочная система тормозов;
  • если владелец не имеет достаточно опыта, чтобы самостоятельно почувствовать дисбаланс колес.

Заключение

Балансировку можно не делать слишком часто, важно учитывать условия эксплуатации. Беспокоиться о правильном балансе колес нужно, если были удары, или после сезонного переобувания шин. Однако стоит помнить, что балансировка играет большую роль в обеспечении безопасности движения и повышении уровня комфорта. При игнорировании этого вида техобслуживания будут проявляться негативные последствия: износ шин происходит быстрее, ухудшается сцепление с покрытием и снижается маневренность автомобиля.

Видео о том, как балансировать колеса автомобиля:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button