Как правильно использовать докатку
Для чего нужно докаточное колесо, различия между докаткой и запаской, правила использования докатки. Видео о том, что лучше – докатка или запасное колесо.
Под докаткой подразумевается запасное колесо, которое обычно имеет меньший радиус, чем основное, и используется в качестве замены для поврежденной шины, не подлежащей ремонту.
Как отмечают автоэксперты, докатками комплектуется 93% автомобилей от ведущих автоконцернов. Они незаменимы в те случаях, когда нужно доехать до ближайшего шиномонтажа или автомастерской при проколе основной покрышки.
Рассмотрим основные ситуации, когда нужна докаточная шина, какие есть ограничения при ее установке, а также специфику использования. Ведь важно не только получить теоретические знания, но и научиться соответствующим образом устанавливать докатки.
История появления докаточного колеса
Принято считать, что раньше докатки применялись только на крупных автопредприятиях для персональных потребностей компаний, из-за чего их и стали называть технологическими.
На практике, изделия ставились на транспортные средства, которые только что сошли с конвейерного станка, а основная резина была дефектной или недостаточно накаченной. Это позволяло не останавливать производственный процесс, а затем устранить проблему на специальной площадке.
Различия между докаткой и полноразмерным запасным колесом
В отличие от полноразмерного запасного колеса, докатка занимает меньше места в багажном отделении или кабине автомобиля, а с ее помощью можно комфортно доехать до ближайшей мастерской, если в процессе езды испортилась покрышка. Из названия несложно догадаться, что докатка необходима для «докатывания» транспортного средства к месту проведения ремонтных работ.
В отличие от полноразмерного колеса, докатка всегда устанавливается на металлический диск и, как правило, имеет на 1 дюйм (2,54 см) меньший радиус (либо такой же, как основная модель). Это обусловлено желанием каждого автопроизводителя сократить затраты на выпуск машины. Обычно в модельном ряду заводов-изготовителей есть изделия с разным радиусом/типоразмером, а поэтому при желании вы можете доукомплектовать свое транспортное средство более крупным колесом.
В состав резиновой смеси для докаточного колеса входят более мягкие компоненты, а параметры глубины протектора составляют 4 мм. Естественно, в таких конструкциях отсутствуют камеры, а корд боковин слабовыраженный и не рассчитан на серьезные удары.
Колесо можно накачать до 4-5 атмосфер. Еще у него минимальное пятно контакта с дорожным покрытием. С учетом действующих нагрузок, докатка изнашивается до допустимых 2 мм протектора за 4000-5000 км пробега. Из-за меньшего радиуса существенно снижается дорожный просвет.
С установленной докаткой вы сможете преодолеть 60-200 км (в зависимости от технических характеристик транспортного средства), не двигаясь быстрее 80 км/ч. Многие автогиганты, которые кладут в багажник такое изделие, отмечают, что допустимая скорость не должна превышать 60 км/ч. Например, к ним относятся марки:
- BMW X1;
- BMW X7.
Высокий спрос на подобные покрышки обусловлены следующими особенностями:
- доступным ценником;
- меньшими габаритами и сохранением полезного места в багажном отделении;
- проводить монтаж докатки на машину проще из-за легкости, но при выполнении таких действий немаловажно учитывать специфику привода.
Правила использования докатки
Если вы оказались в столь неловкой ситуации, как прокол резины или потеря давления, и нет другого решения, кроме установки докатки, необходимо провести краткий анализ сложившейся ситуации.
В первую очередь, вы должны понимать, что докаточная шина не устанавливается на ведущую ось, поскольку моментально возрастает разница в угловых скоростях между колесами, что оказывает негативное воздействие на дифференциал. А если мы говорим о переднем приводе, под негативным воздействием оказываются и шаровые опоры, рулевая рейка и сайлент-блоки.
Таким образом, если произошел прокол шины на ведущем мосту, лучше заменить ее на полноразмерное колесо с другой оси, а уже туда установить докатку. Если речь идет о моделях с постоянным 4х4, необходимо ставить докаточную резину на тот мост, который ориентирован под максимальное распределение момента.
Даже если вы используете полностью оригинальную продукцию, специфика управления транспортным средством серьезно меняется. В первую очередь, изменения затрагивают электронный блок управления, дифференциалы и прочее. Нельзя забывать о следующих нюансах:
Вместе с докаточным колесом на 120% возрастает тормозной путь. Как упоминалось выше, к этому приводит сокращение пятна контакта покрышки с асфальтом.
Появляется вероятность повреждения дифференциала из-за роста разницы угловых скоростей на оси с докаточным аналогом/
Если колесо обладает намного меньшим типоразмером, нужно деактивировать системы стабилизации – в частности, ESC. Это касается тех случаев, когда радиус меньше более чем на 1 дюйм. В противном случае электронный комплекс будет работать со сбоями и некорректно распределять крутящий момент.
Несколько правил эксплуатации
Немаловажно учитывать и важные правила эксплуатации машины с докаткой:
- При прохождении поворотов нужно значительно сбросить скорость.
- Во время движения следует не допускать резких маневров, связанных со сбрасыванием или стремительным набором скорости. В противном случае автомобиль может занести.
- Несмотря на вероятность сбоев, связанных с нестандартным диаметром колес, эксперты не рекомендуют полностью отключать системы активной безопасности транспортного средства. Возможно, они окажут незаменимую помощь в потенциально опасной ситуации.
Несмотря на кажущуюся простоту, езда на машине с докаткой требует от водителя особого мастерства.
Что говорят ПДД
В правилах дорожного движения по данному вопросу все однозначно: двигаться с докаткой можно исключительно в аварийных обстоятельствах и только до ближайшего пункта ремонта – гаража или шиномонтажа. Такое изделие не подходит для скоростного режима и обладает ограничениями по расстоянию. В случае постоянной езды на докатке придется заплатить штраф в 500 рублей.
С помощью докаточного колеса можно быстро решить проблему с проколотой шиной и добраться до шиномонтажа, но лишь в тех случаях, когда происшествие случилось не во время продолжительной поездки.
Все время ездить на докатке нельзя: непосредственно перед путешествием ее нужно накачать и постоянно отслеживать уровень давления. В любом случае полноразмерное колесо станет самым эффективным вариантом для замены, при использовании которого у вас не будет ограничений в плане скорости и управляемости транспортного средства.
Видео о том, что лучше – докатка или запасное колесо: