Советы автомобилистам

Какие бывают автомобильные свечи, и как их правильно выбирать

Работа свечей зажигания, виды свечей, особенности функционирования различных автомобильных свечей. Видео про ошибки в выборе свечей зажигания.

Какие бывают автомобильные свечи, и как их правильно выбирать
Небольшая, но важная запчасть, без которой невозможна работа автомобиля – это свечи зажигания. Несмотря на невысокую стоимость и доступность расходного материала, он от этого не становится менее значимым. Ведь без этого маленького электрического устройства невозможно запустить двигатель автомобиля, а значит, машина просто никуда не поедет.

Функция свечей зажигания – создавать электрический разряд, который необходим, чтобы в цилиндре воспламенить топливно-воздушную смесь для запуска и работы двигателя.

Небольшая свеча должна сработать в нужное время и с необходимой мощностью, чтобы создать качественное воспламенение. В случае некорректно выполненной задачи произойдет повышенный выброс газовой смеси, топливо сгорит не в полном объеме, и автомобиль потеряет мощность.

Мотор автомобиля будет с проблемами запускаться, будет увеличен расход топлива, а все это может закончиться значительной поломкой двигателя с дальнейшим его ремонтом.

Как работает свеча зажигания

Как работает свеча зажигания
Конструктивно, свеча – это небольшой корпус, в который заключен проводник, представляющий собой центральный электрод, защищаемый изолятором из керамики. Когда на контактный вывод сверху будет подаваться электроток, он проходит по всему стержню и доходит до размещенного внизу сбоку еще одного заземляющего электрода, соединенного с корпусом.

Возникает электроразряд во много тысяч вольт в пространстве бокового и основного электродов. Эта искра становится причиной поджига в цилиндре топливно-воздушной смеси.

Важным элементом конструкции автомобильных свечей является зазор меж этими двумя электродами. Если зазор увеличен, то искра получится длиннее, и смесь будет гореть лучше, давая большую мощность. Но если зазор еще больше увеличить, то искре станет сложнее возникнуть, а ток способен пробить изолятор либо катушку зажигания в свече.

Размер зазора скрупулезно рассчитывается разработчиками в момент создания свечей зажигания. При эксплуаатации автомобиля электроды у свечи изнашиваются, а это ведет к тому, что искровой зазор увеличивается. Даже лишь одна десятая миллиметра имеет значение и может вести к повышению нагрузки, приходящейся на катушки зажигания. Именно поэтому старые свечи надо своевременно заменять, не доводя дело до полного износа с появлением неисправностей, которые подвергают риску весь двигатель.

Основные виды свечей зажигания

Основные виды свечей зажигания
Разновидностей автомобильных свечей можно насчитать великое множество. Существует масса производителей, продукция которых отличается своими характерными особенностями. Но есть основные параметры, в соответствии с которыми все свечи разделяются по следующим категориям:

  • одноэлектродные и многоэлектродные;
  • различающиеся по металлу электрода – иридиевые, иттриевые, платиновые, вольфрамовые, палладиевые;
  • холодный тип свечей или горячий.

Какое значение имеет количество боковых электродов

Таких электродов, которые крепятся к боковой части корпуса свечей, может встречаться не один, а несколько – до четырех. Чем их больше, тем значительнее возрастает срок эксплуатации свечи.

Отличаются они тем, что искра в них проскакивает между электродом основным и каким-либо боковым – тем, который оказался на данный момент меньше изношен. Таким образом, ресурс свечи увеличивается. В то же время стандартные одноэлектродные свечи – самые распространенные и доступные. Хотя они имеют меньший срок работы, чем многоэлектродные, и заменять их нужно чаще, но обойдется это дешевле.

Когда работает свеча с имеющимися двумя-четырьмя боковыми электродами, особенность конструкции – в возникновении открытой искры. Она, попадая в камеру сгорания, позволяет увеличивать мощность мотора и уменьшать расход топлива.

Характерная черта многоэлектродных свечей состоит в том, что для их функционирования требуется высокооктановый бензин. Если качество бензина будет низким, при запуске мотора ожидаемы пропуски в зажигании и хлопки. Вот почему для автомобилей, работающих на обычном бензине с предусмотренными для них одноэлектродными свечами, желательно приобретать одноэлектродные.

Дорогие и качественные свечи, где в конструкции имеются несколько боковых электродов, в таком раскладе только навредят.

Что особенного в платиновых или иридиевых свечах

Что особенного в платиновых или иридиевых свечах
Для системы зажигания автомобиля важным является как степень толщины центрального электрода свечи. Причем, от того, насколько он тонкий, зависит эффективность работы этого устройства.

У наиболее тонкого электрода искрообразование будет успешнее, будет сгорать лучше горючая смесь, сократится объем расходуемого топлива. Для свечей, имеющих тонкие электроды, эффективнее происходит самоочищение от нагара. А увеличение при длительной работе искрового зазора сказывается на них не так пагубно.

Для стандартной автомобильной свечи состав материала электрода – это сплав никеля с хромом (никелевые свечи), их толщина составляет 2,5 мм. Попытки сделать их потоньше не увенчались успехом – электрод быстро «съедается» теплом, а ресурс свечи еще больше сокращается. Именно по этой причине для электродов стали применять тугоплавкие редкоземельные драгоценные металлы – платину, иридий и палладий.

Из этих металлов электроды в 5 раз тоньше, чем никелевые, и они во столько же раз надежнее. Если срок работы первых всего 20 тыс. км, то электроды из редкоземельных металлов способны проработать 100 тыс. км без замены. Стоят иридиевые и платиновые свечи тоже в пять раз дороже, но стоимость компенсируется долгим сроком эксплуатации. Сначала массово начали производить и выпускать на автомобильный рынок свечи с электродом из платины.

Название не означает, что весь электрод целиком изготовлен из платины. Это всего лишь небольшое наплавление из драгметалла, но и оно значительно влияет на снижение износа электрода, ресурс свечи оно при этом повышает. Его толщина всего 1,1 мм, но и это уже способно сказываться на снижении напряжения, требуемого для получения искры. При этом заметно уменьшение нагрузки по катушкам зажигания.

Иридиевые – самое последнее поколение свечей зажигания, они были созданы не так давно. У них электрод имеет минимальные 0,6 мм в диаметре. Это в еще большей степени улучшает процесс сгорания смеси, при этом заметно повышение показателей работы двигателя.

По теплопроводности иридий почти в десять раз превышает никель, поэтому температура электрода в работе значительно снижена. Иридиевые свечи рекомендованы современным автомобилям почти всех марок.

Понятие холодных и горячих автомобильных свечей

Понятие холодных и горячих автомобильных свечей
В норме свечи работают при температуре 800-900 градусов Цельсия. При этом нагреве на электродах не появляется нагар, поскольку частицы масла выгорают до конца и без остатка. Температура способствует процессу самоочищения свечей, что обеспечивает устройству нормальную работу в ходе всего времени службы.

Однако свечам при работе двигателя приходится также и перегреваться, чему способствует высокое рабочее напряжение. Когда это происходит, смесь поджигается не посредством искры в нужный момент времени, а самопроизвольно от раскаленных частей свечи – происходит калильное зажигание. Оно вредит двигателю, который сильно перегревается, мощность идет на спад, и возможны повреждения.

Бывает даже, что мотор способен продолжать работать уже после выключения зажигания (дизелинг). То, с какой скоростью остывает свеча, лежит в основе важного параметра для определения свойств автомобильных свечей – это калильное число.

Показатель теплостойкости (калильное число) учитывает скорость рассеивания тепла свечой. Это время, после которого начнется калильное зажигание. Ему соответствуют термины холодная свеча, горячая или средняя:

  • горячая свеча (с калильным числом 11-14);
  • средняя (с калильным числом 17-19);
  • холодная (с калильным числом свыше 20).

Чем медленнее остывает свеча зажигания, тем она более горячая, и ее калильное число выше. По стандартам иностранных производителей, классификация в сравнении с ГОСТом обратная – у горячих свечей калильное число выше, чем у холодных. Такого вида свечи применимы для двигателей, работающих на низкооктановом бензине, на поездки по городу с частыми остановками и стартами. Иными словами, горячие свечи подходят для маломощных двигателей.

Холодные свечи чаще устанавливают на форсированных двигателях, где важна стабильная работа с нагрузкой. Это спортивные автомобили, где не так существенна стойкость к нагару. Обычные автомобили рассчитаны на применение средних свечей по теплопроводности.

Определяется показатель по конусу изолятора свечи – чем он длиннее, тем свеча горячее. Стоит иметь в виду, что каждый производитель сам определяет собственную шкалу калильных чисел, поэтому ориентироваться нужно на сравнительные таблицы этих показателей от разных производителей.

Размеры свечей зажигания

Свечи характеризуются длиной резьбы, и по этому параметру они подразделяются на короткие до 12 мм, средние до 19 мм и длинные до 25 мм. К большинству автомобилей подходят свечи, у которых длина резьбы составляет М14х1,25 типа «А».

На малолитражные моторы устанавливают короткие свечи. Никогда нельзя вкручивать свечу, у которой длина резьбы превышает размер входа. Есть опасность испортить клапаны и резьбу посадочного места.

Признаки необходимости замены свечей

Признаки необходимости замены свечей
Для различных видов автомобильных свечей существует свой срок бесперебойной работы. У платиновых или иридиевых такой срок может достигать 100 тыс. км или пять-шесть лет эксплуатации машины. Но это по гарантии от производителя, а обычно служат такие свечи до 60 тыс. км.

Обыкновенная никелевая свеча работает до 15 тыс. км, после чего ее электрод выгорает, а между главным и боковым электродами зазор увеличивается. Когда срок эксплуатации подходит к концу, пора внимательно взглянуть на свечи для определения их состояния и заняться заменой старых и обгоревших новым комплектом.

Может потребоваться заменить комплект свечей и раньше планового срока. Это бывает при возникновении следующих проблем: двигатель троит – его обороты плавают, мощность заметно снижается, теряется разгон. Не получается завести мотор с первого раза, заметно возрастает расход топлива, при осмотре свечи покрыты нагаром, либо на электродах заметна черная пленка.

Все это может указывать на скорый выход свечей из строя, поэтому в первую очередь необходимо проверить их состояние и приступить к поискам замены.

Как правильно выбрать подходящие свечи

Как правильно выбрать подходящие свечи
Самый верный способ приобрести свечи и не ошибиться с выбором – это прочитать руководство пользователя к автомобилю от его завода-изготовителя. Там изложены рекомендации, какие свечи нужно использовать на конкретную марку машины – с указанием таких особенностей, как калильное число, размер электродного зазора и геометрия свечи.

Не желательно покупать первые попавшиеся свечи, которые лишь приблизительно подходят по резьбе, ведь это будет негативно сказываться на работе двигателя. Мотор откажется выдавать свою мощность, а расход горючего резко возрастет. Спустя какое-то время можно обнаружить, что части двигателя работают с износом вплоть до того, что они выйдут из строя.

На дорогой автомобиль последнего поколения лучше приобрести свечи из иридия или платины, если так рекомендует производитель. Однако, если вы – владелец подержанного отечественного автомобиля, то дорогие свечи из редких металлов не добавят эффективности в работе мотора.

Дорогая машина или подержанная и старая – для свечей важно, чтобы они всегда подходили по своему размеру. А для калильного числа нужно соблюдать требование соответствия конкретному типу двигателя. Кроме того, свечи желательно выбирать оригинального производства и по-максимуму качественные.

Узнать, какие свечи идут в соответствии с данной маркой двигателя, можно в технической документации к авто, где прописаны все нужные параметры, и инструкция рекомендует свечи зажигания с указанием даже их отдельных марок.

Еще один способ для подбора нужных свечей – это использовать старые в качестве образца при покупке. Для этого необходимо выкрутить свечу и хорошо рассмотреть ее маркировку. С этими данными обратиться в магазин или на сайт автозапчастей.

Как правило, автомагазин предоставляет выбор из списка по индексу продукта или взаимозаменяемый аналог. Только свеча из двигателя должна изначально быть именно рекомендованной производителем для данного автомобиля. Если там стояла другая, неподходящая свеча, она не годится в качестве образца.

Если выбор свечей зажигания осуществляется через интернет, то можно воспользоваться одним из сервисов, которые могут подобрать нужные варианты по введенным параметрам. Это модель и VIN-код автомобиля, а также объем двигателя – все сведения нужно ввести на сайте.

Для марки автомобиля сервис готов предоставить сразу несколько моделей подходящих свечей. Когда покупаете, проверяйте саму упаковку свечей, подходят ли они данному автомобилю. Избегайте чересчур низких цен, ведь это может оказаться признаком дешевой и некачественной подделки.

Некоторые лучшие свечи

Некоторые лучшие свечи
При огромном выборе производителей какие-то модели свечей зажигания успели получить высшую оценку автовладельцев. Самыми авторитетными производителями оригинальных автомобильных свечей являются компании BOSCH, NGK, DENSO и CHAMPION. Модели качественных и надежных свечей представлены ниже:

  1. BRISK DR15YC-1 – свечи, электрод которых выполнен из никеля, сердечник – из меди. Способны прослужить до 30 тыс. км, хорошо зарекомендовали себя в езде по городу в медленном режиме, и также на скорости по трассе. При этом подходят почти для всех автомобилей.
  2. DENSO 5303 IK16 – иридиевые свечи, которые подойдут для бензиновых двигателей. Их электрод 0,4 мм в диаметре, отличная воспламеняемость обеспечивают эффективность двигателя. Отмечается более быстрый запуск в зимний период, а также сниженный расход топлива.
  3. Bosch Super Plus FR8HDC – свечи для бензиновых моторов, материал для электрода – сплав никеля и иттрия, что гарантирует долгий срок работы и надежное зажигание. Способен прослужить до 50 тыс. км при чистой работе мотора и экономии горючего.
  4. NGK 4559 TR5B-13 – недорогие свечи французского производства отличаются высоким качеством и применимы для бензиновых двигателей. Имеют сочетание стабильного искрообразования и отличного сгорания смеси, обеспечивают высокую мощность мотора и быстрый запуск. Правда, подходят они не для всех автомобилей.
  5. Bosch ZR5SI332 Platinum Iridium – электрод из сплава платины и иридия, что дает отличную износостойкость, свечи выдерживают контакт с химией и прочие воздействия. Тонкий электрод 0,6 мм обеспечивает гарантированную воспламеняемость и зажигание без сбоев, свечи обладают устойчивостью к коррозии. Подходят только для бензиновых двигателей.

Заключение

Небольшой по размеру и простой расходник для автомобиля играет большую роль в стабильной работе двигателя. Если неправильно выбрать свечи зажигания, то можно столкнуться с перебоями мотора, снижением показателей разгона и скорости, повышенным расходом горючего.

Для свечей важны многие параметры и показатели, поэтому к выбору нужно подойти серьезно и никогда не делать это наобум. Прежде всего, нужно обращать внимание на марку, материал электрода и большее число боковых электродов.

Видео про ошибки в выборе свечей зажигания:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button