Как противостоять «дорожной» агрессии
Статья о том, как противостоять агрессивному хулиганству на дорогах России. Что делать с агрессивными водителями? В конце статьи — интересное видео по теме.Статья о том, как противостоять агрессивному хулиганству на дорогах России. Что делать с агрессивными водителями? В конце статьи — интересное видео по теме.
Содержание статьи:
- Почему мы злимся
- Как вести себя с дорожным хулиганом
- Зарубежный опыт
- Распознаем агрессора
- Спокойствие, только спокойствие
- Видео о том как противостоять агрессивным водителям
Когда в новостных лентах мелькает информация о дорожных происшествиях, слишком часто она напоминает фронтовые сводки. Водители нецензурно бранят друг-друга и пешеходов, догоняют своих обидчиков, чтобы проучить их, иной раз весьма жестоко. Женщины предпочитают атаку из газового баллончика, за что в ответ могут получить пулю из травматического оружия.
Проведенный среди столичных автолюбителей опрос показал, что лишь половина из них спокойно относится ко всем дорожным ситуациям, сохраняя самообладание и собственное достоинство. Из оставшейся половины 24% могут высказать открыто или тихо самому себе все, что думают о нерадивом водителе, но не предпринимают каких-либо активных действий. Зато еще 18% можно в полной мере отнести к агрессорам, которые на все пойдут, лишь бы доказать свою правоту и наказать обидчика.
Каким образом психологи рекомендуют абстрагироваться от неуравновешенных водителей, а адвокаты – защититься от них в правовом смысле?
Почему мы злимся
Если в целом смотреть на обстановку на российских дорогах, то она выглядит вполне ободряющей. Более 75% водителей считают себя вежливыми по отношению к другим, 93% всегда благодарят за уступленную дорогу, 70% не занимают полосу общественного транспорта, 37% осуждают экстремальную манеру вождения, 75% пропускают пешеходов даже в неположенном месте.
Однако оставшаяся доля респондентов настроена менее дружелюбно: 19% ни за что не пропустят вперед другого автомобилиста и не дадут перестроиться в свой ряд, 14% принципиально проигнорируют пешехода, если тот находится не на переходе.
Несоблюдение водителями и пешеходами самых элементарных правил, неуважение друг к другу, постоянная спешка приводят к настоящим баталиям не на жизнь, а на смерть. Отчасти это связано с огромным наплывом приезжих людей, не имеющих даже начального воспитания при избытке наглости и даже хамства. Но в большей степени следует винить ритм современной жизни, когда человеку надо успеть во множество мест, а каждая потерянная минута влечет за собой потерянные деньги.
Поэтому даже в те дни, когда ему никуда срочно не надо мчаться, он торопится просто по привычке или раздражается на медлительных соседей по дороге.
Кредиты, ипотеки, одна, а то и две работы, дедлайны постоянно держат людей на взводе, заставляя терять контроль по малейшей причине. Столичные жители слишком буквально воспринимают классический девиз олимпийцев про «выше, сильнее, быстрее», особенно если владеют спортивными или просто большими, не страшащимися столкновений автомобилями.
Конечно, дорогая или мощная машина говорит сама за себя, но остальные водители могут быть увлечены дорогой или беседой с пассажиром и не заметить «крутизны» своего соседа.
Если же он резко рванет с места, стремительно перестроится в другой ряд, с визгом тормозов войдет в поворот, он однозначно привлечет внимание всех участников дорожного движения вплоть до пешеходов. Таким людям надо не просто добраться из точки А в пункт Б, им надо покрасоваться и морально унизить остальных. Автомобиль является отражением его эго, для которого не существует запретов и моральных принципов, и уж тем более – правил дорожного движения.
Подобные личности особенно опасны, так как раз он с легкостью нарушает такие правила, то с не меньшим пренебрежением он относится и к другим законам. Поэтому конфликт с «нарциссами» в 99% случаев неизбежен, и будет удачей, если он закончится простой перепалкой. Не исключено, что под его сиденьем окажется и бейсбольная бита.
Таким образом, проезд на красный свет, бранная ругань в открытое окно на других автомобилистов, подрезание – все это становится типичным стилем жизни мегаполиса.
Как вести себя с дорожным хулиганом
Начнем с самого радикального случая, если как раз повстречался такой «нарцисс», чей гнев и самолюбование пересиливают здравый смысл.
Если в пробке или на плотно заставленной парковке, откуда трудно выбраться, возник конфликт, угрожающий перерасти в физическое насилие, водителю не следует покидать свою машину. Даже когда агрессор достает биту, лом или прочее подручное оружие, надо заблокировать дверь и вызывать полицию.
Как правило, после пары ударов по капоту или бамперу (по стеклу даже самые отчаянные люди не решаются бить) дорожный хулиган снимает порыв злобы и далее последует разве что брань. Зато если пострадавшая сторона не растеряется и своевременно вызовет органы правопорядка, то обидчика возьмут «с поличным» прямо около разбитой машины, которую ему же впоследствии и придется ремонтировать. Поэтому разговор с явно настроенным на ссору человеком необходимо вести из салона своего автомобиля, желательно даже не открывая полностью окно.
Безусловно, далеко не всегда дело доходит до рукоприкладства, для этого все же нужны определенная смелость и физическая сила. Намного проще «проучить» другого автовладельца путем подрезания его, чтобы спровоцировать на столкновение. Или же самому подставиться под удар, если, к примеру, обогнать соседа по полосе и резко затормозить.
Подобные действия с точки зрения закона расцениваются как создание аварийной ситуации, способной привести к ДТП. Однако для того, чтобы отстоять свои права в суде или перед представителями ГИБДД, водителю придется иметь весомые доказательства: показания очевидцев, фото или видеозапись опасных маневров другого автомобиля. Здесь очень важно собрать как можно больше фактов в свою пользу, так как вторая сторона может заявить, что его действия были вынужденными по тем или иным причинам.
К сожалению, на практике блюстители закона воспринимают происшествия слишком прямолинейно – есть факт столкновения, значит, будет возбуждено дело о нарушении ПДД, нет столкновения – за хамское поведение наказание не предусматривается. Поэтому наглецы и чувствуют себя так вольготно на дорогах, зная, что не будут привлечены к ответственности.
Многие интеллигентные водители просто не хотят тратить время на собирание показаний с очевидцев, обивание порогов ГИБДД с видеозаписью происшествия, ходить на «очные ставки», где обидчик будет доказывать, что на дорогу выскочила собака, поэтому пришлось экстренно тормозить.
Попытка конструктивного диалога с неадекватным возбужденным человеком потребует много терпения и душевных сил. Культурность, благожелательность с элементами заискивания, желание мирно решить проблему он может воспринять как слабость и перейти в нападение, словесное или физическое. Ответная агрессия со стороны пострадавшего водителя почти наверняка приведет к серьезной потасовке, в которой могут пострадать и люди, и их автомобили. Поэтому надо выбрать нейтральное поведение — уверенное, но не наглое, доброжелательное, но без готовности забыть обиду. Агрессора можно осадить без применения оскорблений, если он начнет словесную перепалку, и предложить совместно разобраться в ситуации.
Зарубежный опыт
В противоположность нашей стране, в Европе агрессивные автомобильные маневры, слишком эмоциональное поведение, бранные слова сурово караются представителями законами. Причем даже после опасного сближения с другим автомобилем пострадавшей стороне достаточно всего лишь позвонить в полицию и сообщить номер обидчика, чтобы того привлекли к ответственности.
В России попытались было ввести аналогичную практику, но разработанная целевая программа оказалась настолько «сырой», вялотекущей и слабо пропагандируемой, что нарушители и не заметили каких-то мер против себя. Однако адвокаты все равно рекомендуют фотографировать, снимать видеоролики о дорожных хамах и настойчиво сообщать об этом в полицию и ГИБДД. Начинать надо с малого, чтобы постепенно ввести это в систему.
Если однажды или дважды потешить самолюбие лихача, он будет наглеть все больше, пока не вызовет серьезную аварию. Поэтому обстановку нетерпимости к агрессорам на дороге необходимо начинать с себя: помешали, создали опасную ситуацию – позвонить в ГИБДД, помешали другому – заступиться и выступить очевидцем происшествия. Может быть, если на один и тот же автомобиль будут регулярно поступать жалобы, инспекторам рано или поздно придется завести дело на нарушителя. А тот, в свою очередь, поймет, что его действия могут привести к разбирательствам и ненужным проблемам, а потому начнет вести себя корректнее.
Распознаем агрессора
Чтобы не бороться с автохамами в одиночку, водители создают специальные сообщества, где ведут «черный список» лихачей с указанием модели их машины и номеров, если успевают их записать или запомнить. Описывают они и типичное поведение агрессора, по которому его можно распознать уже издалека. Он ездит на предельно возможной в городском движении скорости, постоянно перестраиваясь, пытаясь выиграть каждый миллиметр и каждую секунду. Он будет резко, с визгом шин, стартовать на светофоре, редко пользоваться поворотниками, не соблюдать дистанцию, обгонять своих соседей по движению, но сам никого не пропустит вперед. Также его сразу узнаешь по постоянному надрывному клаксону его автомобиля и световым сигналам другим участникам движениям.
Спокойствие, только спокойствие
Разные советы можно найти на форумах автомобилистов и в рекомендациях психологов. Кто-то уверен, что надо быть выше этого и «не связываться с дураками». А кто-то считает, что отпор давать надо, чтобы нарушитель понял свою вину.
Пожалуй, единого мнения тут быть не может — все ситуации и люди разные, поэтому происшествие надо оценивать по мере развития событий. Если не хочется портить себе настроение и тратить время на ненужные разборки, то следует пропустить экстремала и не обращать на него внимания. Если сам водитель совершил резкий маневр, то лучше сразу извиниться, моргнув аварийными огнями, чтобы сразу пресечь бурю гнева соседей.
Извинение может не сработать, обиженная сторона способна догнать с целью выяснения отношений. Тогда следует остановиться, объяснить причину поступка и от души, искренне извиниться. Чаще всего этого оказывается достаточно, чтобы свести конфликт на нет.
Учить автохама или закрывать на них глаза является личным делом каждого. Но с сожалением стоит признать — современный человек таков, что даже если на его глазах начнут избивать безропотного водителя или крушить его машину, он не пойдет на помощь. Вероятнее всего, все остальные участники движения будут увлеченно снимать происшествие на свои смартфоны, но не вызовут полицию и не заступятся за слабого…