Советы автомобилистам

Почему замерз аккумулятор в автомобиле, и что с этим делать

Возможные причины замерзания аккумулятора, что происходит при замерзании электролита, меры профилактики. Видео о том, почему замерзает электролит в аккумуляторе.

Почему замерз аккумулятор в автомобиле, и что с этим делать
Жители северных регионов, да и средней полосы России, могут столкнуться с крайне неприятной ситуацией – замерзшим аккумулятором. Оставив в зимнее время автомобиль на парковке, нельзя быть уверенным, что утром получится ее завести.

Мало того, то двигатель не подает признаков жизни, но и вся электрика отказывается включаться. Все это может означать только одно – аккумуляторная батарея замерзла. Что делать в таком случае, как предупредить подобное неприятное событие?

Почему аккумулятор зимой может замерзнуть

Почему аккумулятор зимой может замерзнуть
Сначала рассмотрим, из каких основных частей состоит аккумуляторная батарея. Это герметично запаянный корпус из пластика с имеющимися внутри шестью отсеками. Внутри помещены диоксидные (плюс) и свинцовые (минус) пластины. Емкость заполнена специальной токопроводящей жидкостью – электролитом, который заливается между пластинами. Эта жидкость – не что иное, как смесь серной кислоты с дистиллированной водой. Кислота в этом составе составляет 35%, остальные 65% приходятся на воду.

Именно вода замерзает в батарее, и тогда все устройство может выйти из строя. Визуально это будет выглядеть так: вы открыли капот и увидели, что АКБ покрыта инеем, а ее стенки раздуты из-за образовавшегося внутри льда и деформированных пластин. Почему это произошло?

В батарее постоянно идет окислительно-восстановительная реакция: при разряде батареи падает плотность серной кислоты в электролите, так как она начинает оседать на пластинах в виде солей, а концентрация воды, наоборот, растет.

замерзший аккумулятор
Когда машина долго стоит на морозе, ее батарея постепенно разряжается, плотность электролита падает, и он постепенно превращается в воду, которая затем замерзает, превращаясь в лед. При этом даже при небольшой минусовой температуре, около -7 градусов Цельсия, аккумуляторная батарея промерзает и выходит из строя. Если машина короткое время, не дольше двух-трех дней, простояла на морозе, то АКБ не успевает разрядиться, и такая участь ей не грозит.

Вот по каким причинам может замерзнуть аккумуляторная батарея в автомобиле:

1. Она слишком долго простояла на морозе и разрядилась

При плотности электролита 1,27–1,28 г/см3 жидкость внутри АКБ замерзает только при -70 градусах Цельсия. Поэтому полностью заряженный или новый аккумулятор даже при сильных морозах не подвержен промерзанию. А вот если показатель плотности падает, то в корпусе АКБ образуется лед.

Снижение плотности электролита может произойти, если часто добавлять в банки аккумулятора воду, а также при сильном разряде батареи, что случится при длительной стоянке машины на холоде. Разряд идет постоянно – даже в новой АКБ и в состоянии бездействия автомобиля она за день разряжается на 0,1%. Если же батарея не новая и находится в холоде, то она может полностью разрядиться за пару недель.

2. Систематическое недополучение полного заряда

К неполному заряду может привести такая, казалось бы, банальная причина, как окисленные или ослабленные контакты соединений с автомобильной электропроводкой. На клеммах падает напряжение, а это ведет к тому, что АКБ постоянно находится в состоянии энергетического голода, недополучая заряд. Каждый запуск аккумулятора все больше разряжает его, вплоть до глубокого разряда.

3. К разряду могла привести утечка тока в сети

Можно даже не заметить, как оборудование, которое подключили с ошибкой, способствует разряду батареи благодаря утечке тока из электросети. Ответственность за это может лежать на магнитоле, автомобильной сигнализации или видеорегистраторе, которые способны за одни только сутки опустошить до полного разряда емкость АКБ. К утечке может привести перетертый где-то провод или даже попавшая в сеть влага.

Что происходит в батарее при замерзании электролита

Что происходит в батарее при замерзании электролита
Когда электролит замерзает, его объем значительно увеличивается, а это ведет к тому, что пластиковый корпус АКБ может получить трещины, разрушения, через которые жидкость будет протекать наружу.

Образовавшийся лед начинает давить на электроды, что также разрушает внутренние элементы аккумуляторной батареи: может покоробиться и смяться металл, активная масса осыпается на дно корпуса батареи.

При промерзании АКБ и образовании льда не только сама батарея выходит из строя, но могут быть разрушены и детали, расположенные в непосредственной близости к ней. Если корпус получил повреждения, то оттаявший электролит начнет протекать из корпуса через трещины и пробоины. Кислота обладает едкостью, способной разъедать детали из металла, которые будут с ней соприкасаться.

Ресурс такого замерзшего аккумулятора значительно снижается, срок его службы сокращается. Такая АКБ выйдет из строя преждевременно.

Как поступить для спасения замерзшей батареи

Как поступить для спасения замерзшей батареи
Если произошло то, что крайне нежелательно для каждого жителя северных и средних широт нашей страны – замерзание аккумулятора, то придется совершить ряд действий, чтобы реанимировать батарею или убедиться в ее полной непригодности. Алгоритм действий будет следующим:

1. Отсоедините батарею от контактных проводов, затем внимательно осмотрите корпус со всех сторон. Если вид батареи плачевный, ее боковые стороны имеют выпуклости, а на стенках появились трещины или разрывы, то спасти эту батарею шансов уже нет. При повреждении корпуса она подлежит только замене на новую. Не стоит пытаться заклеить или запаять трещины, поскольку это не спасет аккумулятор – наоборот, может стать опасным в дальнейшем.

2. Но если вы убедились, что замерзший электролит не повредил пластиковые стенки, они лишь раздулись, а герметизация осталась ненарушенной, то батарею можно реанимировать. Занесите ее в отапливаемое помещение, где положите в какую-либо пластиковую емкость для оттаивания.

На корпусе возможны не только крупные повреждения, но и микротрещины, которые сразу можно не увидеть. При оттаивании оттуда может вытекать электролит, представляющий собой кислотную среду – она может повредить пол или другую поверхность. Батарея оттаяла, если иней со стенок исчез, а боковые стенки пришли в свою первоначальную форму.

3. Сразу ставить аккумуляторную батарею на зарядку ни в коем случае нельзя, чтобы не повредить пластины внутри. После того, когда внутри корпуса АКБ растает лед, можно поставить ее на зарядку, установив ток в объеме 10% от емкости батареи.

Зарядка продолжается не менее 10 часов. Надо подключить зарядное устройство к АКБ и заряжать ее малыми токами. Для проверки полной зарядки измеряют напряжение на выводах. Прибор должен показать не менее 12,6 В. Если напряжение меньше, внутри повреждены несколько банок или одна из них. В этом случае АКБ придется выбросить и приобрести новую батарею

4. В заключение нужно проверить электролит на прозрачность. Если цвет электролита потемнел или замутнен, то это говорит об осыпании пластин внутри АКБ. В этом случае батарею необходимо заменить на новую, поскольку в проверяемом устройстве потеряны емкость и пусковой ток.

Если прозрачность и концентрация электролита в норме, то остается порадоваться и установить аккумулятор в автомобиль, чтобы в дальнейшем использовать его, как обычно.

Как не допустить замерзания батареи

Как не допустить замерзания батареи
Поскольку главной причиной замерзания батареи является сильное уменьшение заряда, то для предотвращения подобной участи необходимо прежде всего своевременно подзаряжать аккумулятор.

Нужно помнить, что это важно и в случае, когда машина используется в холодное время года лишь изредка, ведь разрядка идет и во время бездействия транспортного средства. Поэтому нужно время от времени проверять, насколько упал уровень заряда. Если на машине ездить нечасто, то аккумулятор не успевает полностью зарядиться от генератора. К тому же, зимой часто включаются обогрев сидений и стекол, что тоже быстро разряжает аккумулятор.

Когда приходится оставлять автомобиль на улице или в холодном гараже, то в этом случае при сильном похолодании аккумулятор лучше снять и занести в помещение, где есть отопление – например, к себе домой. В крайнем случае рекомендуется отключать массу.

Для предотвращения промерзания можно утеплить аккумуляторную батарею, что особенно актуально для тех автомобилей, которые зимой дольше стоят, чем ездят. Купите специальный теплый чехол для АКБ или утеплите батарею пледом или одеялом.

Как не допустить замерзания батареи
Когда наступают настоящие холода, применяйте электролит с более высокой плотностью, который будет замерзать при понижающейся температуре. Плотность 1,29 гр/см3 не даст батарее замерзнуть даже в самые жестокие холода.

Заключение

Предупредить замерзание аккумуляторной батареи проще, чем потом пытаться реанимировать ее и возвращать к жизни. Будьте внимательны с наступлением зимы к батарее – утепляйте ее и проверяйте уровень заряда. Ведь если АКБ заряжена, и плотность электролита в ней в норме, то такая батарея не замерзнет.

Видео о том, почему замерзает электролит в аккумуляторе:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button
Adblock
detector