Советы автомобилистам

Почему ломается стояночный тормоз, и как его отремонтировать

Как работает стояночный тормоз, признаки неисправности механизма, проверка работоспособности, правила ремонта. Видео о работе стояночного тормоза.

Почему ломается стояночный тормоз, и как его отремонтировать
Ручной тормоз (другое название – стояночный тормоз) является важным узлом автомобиля, поскольку он предназначен для удерживания транспортного средства, если машина должна стоять на парковке на одном месте. Следовательно, это один из элементов, обеспечивающих безопасность, и поэтому стоит отнестись к нему внимательно. Поломка ручника может обернуться проблемами, если вдруг возникнет необходимость надежно удерживать машину на одном месте при парковке под уклоном.

Работоспособный стояночный тормоз будет блокировать колеса автомобиля, тем самым предотвращая его самопроизвольное движение. Даже ПДД указывают на необходимость постановки автомобиля на ручник. Будем помнить, насколько важен этот элемент управления.

Давайте рассмотрим причины, по которым ломается ручник, признаки, которые укажут на его неисправность, и выясним, можно ли его отремонтировать самостоятельно.

Как работает стояночный тормоз

Как работает стояночный тормоз
Любой автомобиль имеет основную тормозную систему, но, кроме нее, предусмотрен еще дополнительный механизм для надежной эффективной фиксации, когда машина останавливается на месте парковки. Важно это и тогда, когда автомобиль находится на участке, где дорога находится под любым уклоном.

Еще одна функция стояночного тормоза – это обеспечение остановки в момент экстренного аварийного торможения, если у основной тормозной системы автомобиля внезапно произошел отказ, и затормозить обычным способом невозможно. Водители с опытом вождения иногда пользуются ручником, начиная движение с подъемом дороги, или когда транспортное средство начинает входить в резкий поворот.

Конструкция ручника включает размещаемый рядом с местом водителя рычаг, связанный приводными тонкими тросиками с задними колесами и их тормозными механизмами. Водитель поднимает рычаг и трос, соединяющий его с планкой, натягивается. Тросики приводят в движение скобы внутри барабанов, разжимание которых ведет к разведению колодок и блокировке колес.

Натяжение тросов регулируется при помощи специальных резьбовых наконечников. Длину привода можно изменять посредством вращения регулирующих гаек. Когда ручник включается, натягиваются возвратные пружины. Если машину снимают с ручного тормоза, именно пружины разводят друг от друга тормозные колодки и диски.

Стояночный тормоз

Какие виды стояночных (ручных) тормозов существуют:

  • механический стояночный тормоз;
  • электромеханический стояночный тормоз;
  • гидравлический стояночный тормоз.

У ручника механизм приводится к запуску разными способами, это чаще всего осуществляется рычагом (авто с МКПП), ножной педалью (АКПП) или кнопочным управлением. По типу конструкции соединения привода и тормозного механизма можно встретить такие варианты:

  • барабанный тормоз, где рычагом осуществляется натяжение троса механической системы или сдвиг поршня гидравлической системы, и это меняет положение тормозных колодок;
  • винтовые системы, где винт осуществляет давление на элементы, что ведет к изменению положения поршня дисковых тормозов;
  • кулачковый механизм, где работает кулачок-толкатель, его поворот закручивает винт, оказывающий механическое воздействие на поршень (это другой вид винтовой системы);
  • центральный тормоз (трансмиссионный) – он блокирует карданный вал вместо тормозных дисков или барабанов колес.

Чаще всего на автомобилях устанавливается механическая тормозная ручная система, наиболее простая, и поэтому самая надежная из всех имеющихся. Водители могут оценить ее удобство, поскольку рычаг ручника механического типа всегда под рукой, а чтобы заставить его работать, нужно всего лишь до упора потянуть его на себя, либо сдвинуть вверх.

Приводной механизм тормоза гидравлического типа имеет конструкцию намного более сложную, поэтому он встречается гораздо реже. Самый прогрессивный – электромеханический привод ручника, он работает на электронной системе управления с выходом в бортовой компьютер и взаимодействует с входными датчиками, определяющими угол наклона.

Его включают, нажимая кнопку на приборной доске, и он автоматически выключается в тот момент, когда автомобиль начинает движение. Электроника сама определяет, когда транспортное средство находится на дороге с уклоном. Вычисляя, в каком положении находятся в этот момент педали, электронная система регулирует постепенное отпускание тормозов.

Как понять, что ручной тормоз неисправен

Как понять, что ручной тормоз неисправен
Как показывает опыт многих водителей, ручник выходит из строя довольно редко, если, конечно, автомобиль проходит регулярное техобслуживание и техосмотры, и машина эксплуатируется нормальным образом. Но все-таки этот неприятный момент случается.

На какие признаки нужно немедленно обратить внимание, чтобы не оказаться в критический момент один на один с неработающим ручным тормозом:

  1. Наблюдается слишком свободное движение рычага. Чтобы затормозить, приходится прилагать максимально сильное воздействие на рукоятку тормоза. Это может случиться по причине растянувшихся тросиков тяги или из-за стертых тормозных колодок.
  2. При работе рычага не происходит торможения машины. Это может означать механическое повреждение привода, натягивающего тросы, а также неисправные колодки или тяга могут вызвать такой же результат.
  3. Не происходит растормаживания. Может случиться, что тормозным колодкам не удается полностью освобождать диски, вариант – барабаны. При нормальной работе колесного механизма автомобиль не в состоянии выйти на выбранную скорость. Потребуется разобрать, почистить и отрегулировать тормозные механизмы, при этом, если ослабли возвратные пружины, их следует заменить.

Как можно проверить работоспособность ручного тормоза

Как можно проверить работоспособность ручного тормоза

Чтобы провести проверку, нужно остановить машину на дороге, где есть небольшой уклон в 25 градусов. Затяните либо включите ручник. Если при задействованном ручном тормозе автомобиль все-таки будет двигаться вниз по склону, то система стояночного тормоза явно неисправна, и придется ее либо отрегулировать, либо побыстрее приступать к ремонту.

Если вы хотите проверить, исправен ли ручник, но поблизости нет дороги под уклон, можно сделать так. Поставьте машину на ровную дорогу, ручной тормоз активируйте, после чего включайте нейтральную передачу. Выходите из машины и попытайтесь ее столкнуть с места.

Если вам не удалось сдвинуть автомобиль с той точки, где он находится, значит, тормоза удерживают машину надежно, и можно быть уверенным – тормозная система работает исправно.

Вот как еще можно определить, в каком состоянии находится стояночный тормоз – работает нормально или неисправен. Поднимите до упора рычаг тормоза, вслед за этим включайте первую передачу и далее плавно отпускайте сцепление. Увидели, что двигатель заглох – все в порядке, ручной тормоз работает исправно, и беспокоиться не о чем.

Причины отказа стояночного тормоза:

1. Самой простой причиной может оказаться плохо отрегулированный винт, и устранить недостаток проще простого – нужно просто его ослабить либо наоборот, поплотнее затянуть.

2. Тросик в оплетке может заклинить. Внутрь попадает влага, в результате начинается процесс коррозии, далее будет проявляться ухудшение работы ручного тормоза.

3. Тросики, которые от планки ведут к колесам, повреждены – возможно, полностью оборвались. Тут ремонт бессилен и детали подлежат замене.

4. Тросик может перестать работать из-за закисления. Такое может произойти, если долгое время не задействовать ручной тормоз при поездках на автомобиле.

5. Если тормозные колодки изношены, и детали начнут оповещать об этом владельца авто скрежетом в процессе остановки машины, то поврежденные колодки могут оказаться причиной неисправности ручного тормоза. Изношенные колодки нужно заменить на новые, причем обе одновременно, так как они и истираются одновременно на обоих колесах – правом и левом.

И наоборот – то, как водитель обращается с ручным тормозом, влияет на состояние колодок и способно выводить их из строя. Когда едете в автомобиле, всегда до конца опускайте рычаг стояночного тормоза.

6. Попадание на колодки разных вредных субстанций – наледи зимой или налипших реагентов и соли может вести к плохой работе стояночного тормоза. Чтобы избавиться от ненужного слоя, слегка нажмите на тормоз при езде на небольшое расстояние. Слой масла на накладках также ухудшает работу ручника – устраните неполадки, ведущие к протечкам масла, и потом очистите или замените полностью колодки.

Как можно отремонтировать ручной тормоз

Как можно отремонтировать ручной тормоз
Так как ручник – немаловажный элемент, отвечающий за безопасность, нельзя допускать его неисправность, но, если таковая обнаружилась, то ремонтировать стояночный тормоз нужно безотлагательно. Сначала следует поставить диагноз этому узлу и выяснить, в чем причина поломки, и почему ручной тормоз не работает должным образом.

Самостоятельно можно осмотреть механизм, чтобы выяснить, оборваны ли тросики, появилась ли ржавчина или закисление. Более детальный осмотр проведут профессионалы, для чего машину придется отправить в сервис или автомастерскую.

Если при осмотре выяснилось, что ручной тормоз перестал хорошо работать из-за появившейся ржавчины, то вполне можно самому заняться элементарным очищением данного узла. Это делают, нажимая кнопку или дергая рычаг многократно вверх-вниз, добиваясь, чтобы ржавчина откололась и рабочий элемент был очищен.

Иногда требуется смазка троса: его можно самостоятельно снять, чтобы смазать, но сделать это можно только, если в наличии у вас есть гараж с ямой.

Как подтянуть трос, который перестал удерживать механизм? Сначала затягиваем на два щелчка рычаг ручника, затем ослабляем гайку уравнителя. Регулировочную гайку поворачиваем, пока не почувствуем достаточное натяжение тросика. После этого затягиваем контргайку.

Если после всех манипуляций трос так и не натянулся, это значит, срок его службы закончился, а поэтому его нужно заменить на новый. Если вы заметите на тросе потертости или разрывы, то такой элемент тоже подлежит замене.

Если вы видите, что на панели лампочка ручного тормоза или не горит, или, напротив, постоянно горит и не выключается, то неисправность может таиться в электросистеме автомобиля. Здесь потребуется вмешательство специалиста, поскольку самостоятельно чинить электрику крайне не рекомендуется. Лампочка на панели может просто перегореть, а может быть серьезная неисправность из-за замыкания в сети, по причине чего и нарушена индикация приборной панели.

Чтобы не произошло застопоривание механизма ручного тормоза из-за закисания его тросиков, нужно время от времени запускать механизм, не допуская долгого бездействия.

Иногда водители забывают о наличии ручника и вообще им не работают, а если машина на коробке-автомат, то и необходимость в этом зачастую отсутствует. Но механизм есть механизм, он требует время от времени запуска и работы. Только тогда он будет функционировать исправно, а когда возникнет экстренная необходимость, не подведет и выполнит свою функцию.

Правила, продлевающие жизнь стояночного тормоза

Правила, продлевающие жизнь стояночного тормоза
Возьмите себе в привычку всякий раз, когда садитесь в машину и трогаетесь с места, проверять, в каком положении стоит ручник. Если стояночный тормоз будет постоянно включен, то начнут перегреваться диски и тормозные колодки, что ведет к их быстрому износу.

Если машина будет во время длительной стоянки находиться на ручнике, это негативно скажется на состоянии тормоза. В воздухе всегда есть влага, от которой может пойти коррозия, не говоря об осадках. Результат – ржавчина способна «приварить» колодки к барабанам или дискам. С ручным тормозом машина не должна стоять дольше двух недель.

Вредно стояночному тормозу оставление зимой машины на ручной тормозной системе. Ваша стоянка окажется совсем короткой, но этого достаточно, чтобы на колеса начал налипать снег и лед, колодки и диски примерзнут. Если вы захотите тронуться, то движение окажется невозможным, а если применить силу, то вероятны более значительные поломки.

Не игнорируйте ручной тормоз, и регулярно, не реже одного раза в месяц, проводите осмотр и проверку. Если заметите растяжение тросов, подтяните их.

Водители, которые ездят на машинах на АКПП, справятся, не используя ручник, но тут тоже следует время от времени пользоваться ручным тормозом. Поступая так, вы продлите срок службы механизму «паркинга», да и таким образом сходит на нет вероятность того, что машину может повести назад, и она стукнется о бордюр или заденет соседний автомобиль.

Если есть даже небольшая неисправность ручника, никогда не ставьте машину на уклоне. Ведь может случиться сбой, даже если у вас автомат, да и первая передача иногда не обеспечивает автомобилю полное и прочное удержание на месте.

Заключение

Следить за «здоровьем» ручника и вовремя ремонтировать, если случились неполадки – ответственность, лежащая на каждом водителе, и это очень важно. Когда ручной тормоз исправен, это всегда является дополнительной гарантией безопасности водителя и пассажиров.

Безотказная работа механизма – залог экстренного торможения, которое может понадобиться в некоторых ситуациях. А кроме того, работоспособный тормоз обеспечивает сохранность транспортного средства, оберегая автомобиль от ДТП.

Видео о работе стояночного тормоза:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button