Как продлить жизнь «механике» и «автомату»
Нюансы использования механической и автоматической коробок передач. Что делать, чтобы увеличить срок использозвания трансмиссий. Видео о плюсах и минусах МКПП и АКПП.
Механическую коробку передач считают самым надежным агрегатом из всех видов трансмиссии автомобиля. Чтобы его довести до состояния непригодности, еще нужно постараться, полагают многие водители. Но и такую надежную технику можно сломать, если обходиться с ней неправильно. Рассмотрим некоторые советы относительно эксплуатации коробки механики, чтобы она длительное время продолжала свою верную службу.
Как продлить жизнь «механике»
1. Переключайте скорости, избегая проскальзывания сцепления
Когда водитель убирает ногу с педали сцепления, стараясь ускориться, это и есть проскальзывание. Бывает, что водители стараются удержать машину, спускаясь с горки, работая сцеплением вместо тормозной системы. Часто это делают на светофоре, в ожидании, что поток машин в следующий момент тронется с места.
Если иметь хороший навык, то «игра» со сцеплением даже удобна, поскольку не позволяет машине откатываться и гарантирует быстрый старт. Но для самого автомобиля и механической коробки это не полезно.
Каждый раз, когда водитель проделывает данные действия, это ведет к более быстрому износу механизма сцепления. Также и в том случае, когда небольшое проскальзывание вызвано необходимостью – к примеру, вам нужно на первой передаче трогаться с места, но педаль сцепления отжимаете очень долго.
Причиной износа и поломки является разогрев до высоких температур дисков сцепления из-за трения, а при частом повторении даже самому новому сцеплению грозит уничтожение в самые кратчайшие сроки. При желании сцепление можно угробить всего за один день.
Вот так следует поступать на «механике»: быстро и по возможности плавно отпускать педаль сцепления при переключении скорости. Если совсем отпустить сцепление, то шестерни, находящиеся в коробке автомат, подвергнутся риску поломки. Возможно, нужно попрактиковаться и подобрать для себя самый оптимальный режим, как вы будете отпускать левую педаль. Этот режим будет доступен только в ходе постоянной практики вождения.
Шестерни в МКПП могут разрушиться при недостаточно выжатой педали сцепления, а также если вы переключаете передачи, не выжав сцепление – при несовпадении оборотов «механики» и двигателя. Также при движении накатом, поставив рычаг в положение N, и при этом не выключая сцепление, вы делаете попытку подоткнуть передачу. Правда, убить полностью механическую коробку все-таки довольно трудно – это очень крепкий механизм.
2. Не усердствуйте с торможением двигателем
Этот вид замедления скорости автомобиля с механической КПП считается безопасным и правильным. В этом случае тормозная система не используется. Водитель снимает ногу с педали акселератора, закрывается клапан дроссельной заслонки с образованием вакуума, и машина начинает торможение. Поступает меньше топлива, тормозные механизмы получают меньше износа и колодки и тормозные диски в общем могут прослужить дольше.
Сила инерции переходит в тепловую энергию не с помощью тормозов, а за счет двигателя, который имеет мощную систему охлаждения. Поэтому считается, что торможение двигателем безопасно и экономит топливо, сокращаются расходы, идущие на замену колодок и дисков. Кроме того, это разумно с точки зрения безопасного вождения – в дождь или на песчаных дорогах сокращается риск заноса автомобиля.
Но есть и такое мнение, что тормозить двигателем очень опасно, и можно вылететь в кювет, используя эту технику торможения. Кроме того, это обязательно отразится на ресурсе машины, так как трансмиссия и коробка будут перегружаться от таких высоких нагрузок, ведь конструкция автомобиля не предусматривает этого способа, а для торможения специально созданы тормоза.
Получается, тормозить двигателем можно, но только сделать это нужно правильно. Торможение двигателем оправдано, если вы спускаетесь по продолжительному серпантину. Если вы будете все время использовать тормоза, то это приведет к перегреву и дальнейшему отказу тормозной системы. В то же время с горки можно безопасно спуститься, если использовать торможение двигателем, при этом неконтролируемый набор скорости вам не будет угрожать.
3. Правильно переключайте передачи
Водитель на МКПП имеет возможность лучше контролировать свою машину, так как он может выиграть время при ручном переключении передач, когда выбирает подходящую передачу. В основном переключение идет по порядку: 1,2,3 и далее передачи. Однако бывают случаи, когда есть необходимость перескакивать через скорости. Например, со второй на четвертую или в ином порядке. Если делать это неправильно, то происходит быстрый износ трансмиссии, а двигатель получает дополнительную нагрузку.
Возникает потребность перескакивать через скорости, когда надо контролировать сцепление при езде на мокрой или скользкой дороге при снижении скорости или остановке.
Чтобы продлить жизнь «механике», переключать передачи нужно следующим образом. Главное правило – при переключении на пониженные обороты делать это на самых низких оборотах, которые возможны для этой передачи.
Например, вы хотите переключиться с четвертой на вторую передачу. Сначала вы должны убедиться, что обороты двигателя минимальны для четвертой, и только потом переключайтесь на вторую. Если не следовать этому правилу и переключать передачу на высоких оборотах, то сцепление и трансмиссия будут резко подвергаться износу.
4. Не используйте заднюю передачу долго
На тех машинах, где стоит МКПП, задняя передача позволяет разгоняться даже быстрее, чем первая. Однако это не означает, что вы должны подолгу применять такой режим езды, потому что он приведет к выходу механической коробки из строя. Также никогда нельзя включать заднюю передачу на высоких оборотах двигателя. Конструкция МКПП не синхронизирует вращение шестерен при движении назад так же хорошо, как и при движении вперед. И не давите на рычаг очень сильно, чтобы не поломать МКПП.
5. Выжимайте педаль сцепления
Механизм сцепления в механической трансмиссии дает возможность плавного переключения скорости передач. Важно всегда выжимать сцепление до упора. Когда при нажатии не до конца педали сцепления вы решите переключить передачу, то в коробке услышите хруст или скрежет – признаки того, что механическая коробка может быть повреждена. Сцепление отпускается только после того, как переключается скорость. Чтобы делать эту последовательность действий без проблем и отпускать педаль медленно, требуется сначала наработать опыт. Если сцепление не до конца выжато, старайтесь не ускоряться. И не оставляйте педаль нажатой дольше двух секунд, используя по возможности нейтральную передачу даже на светофоре.
Продлеваем жизнь АКПП
Поговорим теперь об «автомате». Автоматическая коробка все чаще вытесняет «механику», поскольку люди стремятся упростить вождение и меньше отвлекаться на переключение передач с помощью рычага.
Из всех продающихся новых автомобилей в нашей стране больше половины приходятся на автоматическую трансмиссию. Те водители, которые решили пересесть на автомобиль с автоматом, не всегда быстро перестраиваются, и у них может возникнуть немало вопросов о том, как использовать «автомат», чтобы он служил долго и без поломок. Чтобы таких затруднений было как можно меньше, рассмотрим несколько правил, которыми нужно руководствоваться при эксплуатации коробки автомат.
1. Следите за прокачиванием масла
Поскольку автоматическая коробка имеет принципиально иную конструктивную схему, использовать ее как механическую нельзя. То, что было полезно для МКПП, опасно и даже может быть разрушительно для АКПП. Вот почему, прежде чем начинать движение, следует несколько минут выждать – за это время масляные насосы успеют прокачать масло, которое застоялось за время стоянки машины. Оно разойдется по всем каналам трансмиссии, обеспечив смазку трансмиссии и силового агрегата.
2. Прогревайте мотор на ходу
Наряду с прохождением по магистрали масла нужно дать машине некоторое время, пока коробка прогреется. Для этого начинать движение надо на малой скорости с малыми оборотами двигателя. Пять-семь минут сильно газовать не следует, разгоняя двигатель до красной зоны. Оптимальные показатели, которые будут способствовать продлению работы «автомата» – это плавный разгон до 60-80 км/час с оборотами не выше 2 тысяч. После прогрева двигателя до 70-90 С можно увеличивать скорость и продолжать ехать в своем привычном темпе.
3. Не переключаться на нейтраль
У водителей, которые недавно пересели на «автомат», может возникнуть желание на остановке перевести селектор на нейтраль, как это было на механической или роботизированной трансмиссии. Но если там это было необходимо, то в случае коробки автомат перевод на нейтраль категорически запрещен. В случае остановки на непродолжительное время машина может быть удержана педалью тормоза с режимом D.
Конструктивное решение АКПП таково, что можно довольно долго находиться в таком состоянии без какого-либо риска для автомобиля. Крутящий момент, который передается от двигателя на трансмиссию, поглощается маслом гидротрансформатора. Возникающее избыточное тепло поглощается и удаляется системой охлаждения. Но если водитель многократно переводит рычаг коробки автомата из положения D в N, то трансмиссия включает механизм переключения, при котором циркуляция смазки претерпевает изменения.
Для автоматической коробки можно применять режим нейтрали лишь в том случае, когда понадобится буксировать автомобиль при помощи прицепа на небольшое расстояние и с малой скоростью.
Если постоянно переключаться на N во время езды, то автоматическая трансмиссия получит ущерб в виде износа исполнительных фрикционов. Так что, если на «механике» можно переключать коробку на нейтраль при езде накатом, то с коробкой-автомат такие действия недопустимы. Это вызовет масляное голодание, гидроблок и другие части трансмиссии будут стремительно изнашиваться и преждевременно выйдут из строя.
4. Машину на «автомате» нельзя раскачивать
В отличие от механической трансмиссии, когда, если автомобиль застрянет в грунте, водитель может применить раскачивание, чтобы выбраться. Он переключается многократно с первой на заднюю передачу, одновременно прибавляя газа. Машина начинает двигаться, обретая способность преодолеть препятствие и выбраться из топи. Однако не допускается делать то же самое на машине с автоматической коробкой передач.
Переключать режимы АКПП, когда двигатель работает на высоких оборотах, нельзя. Потому что переключение селектора из положения D в положение R, а затем в обратном порядке, запускает переключение целого комплекса устройств в автоматической трансмиссии, при этом планетарные ряды замыкаются в ином порядке. Этой сложной механике приходится испытывать резкие ударные нагрузки, когда срабатывает переключение режимов.
Когда машина пробуксовывает, водитель поддает газа, что приводит к поступлению от двигателя к трансмиссии высокого момента, направляемого в механизмы, и последние выходят из строя. Машину с автоматической коробкой передач из грязи лучше всего вытаскивать не приемом раскачивания, а использовать лебедку и мощный транспорт.
5. Используйте ручной тормоз
Когда автомобиль с коробкой-автомат вынужден остановиться на месте с уклоном, то для его удержания на месте следует применять комбинацию из перевода селектора в режим парковки P и использования ручного тормоза. Ручник поможет уменьшить нагрузку, испытываемую валом трансмиссии, а также защищает АКПП от возможных повреждений.
Повреждения могут возникнуть, так как во время стоянки могут быть разные ситуации. Например, соседний автомобиль будет маневрировать и стукнет бампер, в этом случае тормозные колодки поглотят удар, и разрушительная энергия не достигнет трансмиссии.
6. Перевозите машину эвакуатором
Если при возникновении нештатной ситуации автомобиль с механической КПП можно спокойно транспортировать на буксире с селектором в положении N, причем на любое расстояние, то «автомат» не позволяет этого сделать. Если автомобиль с автоматической трансмиссией потеряет способность ехать своим ходом, то его перевозить к месту ремонта можно только с использованием эвакуатора. Режим нейтраль можно использовать только тогда, когда двигатель в состоянии завестись, а масляный насос исправно работает.
7. Следите за качеством масла и меняйте своевременно
Автоматическая коробка передач отличается от «механики» более требовательным отношением к трансмиссионному маслу. Важно вовремя заменять масло, для чего руководствоваться рекомендациями сервисной книжки – например, каждые 60 тыс. км пробега или один раз в два года. Пренебрегать этим нельзя, и надо своевременно заливать жидкость, поскольку автоматическая коробка очень чувствительна к качеству масла, которое за время работы автомобиля с течением времени теряет свои эксплуатационные свойства. Поэтому нужно уделять внимание оригинальности трансмиссионного масла, которое покупается для замены в автомобиле.
Если производитель указал марку масла для определенной марки машины, то и приобретать следует только его, не допуская замены. Если вы видите маркировку ATF, то это еще не значит, что масло подойдет к вашей трансмиссии – производители автоматической трансмиссии часто могут предъявлять особые требования к трансмиссионному маслу, которые превышают стандартный класс качества.
Заключение
Механическая трансмиссия уже не так популярна, но все-таки часть водителей предпочитают именно такие автомобили, считая, что они более надежные и выносливые, особенно на бездорожье. Поскольку «механика» становится редкостью, то все меньше людей могут с уверенностью утверждать, что знают, как ездить на МКПП правильно.
В то же время можно встретить мнение автолюбителей, что автоматическая коробка не так надежна, и срок ее работы меньше по сравнению с механической. Это не совсем верно, так как, хотя коробка-автомат более требовательна к условиям работы и качеству обслуживания, она при правильном подходе может служить даже дольше механической коробки передач. Надеемся, что статья поможет разобраться в особенностях эксплуатации «механики» и «автомата» так, чтобы техника служила вам исправно и долго.
Видео о плюсах и минусах МКПП и АКПП: