Советы автомобилистам

10 способов «убить» АКПП

Особенности работы коробки-автомат и способы, при которых она может выйти из строя. Видео о неисправностях АКПП.

10 способов «убить» АКПП
Коробка-автомат – сложный современный механизм, который производители продолжают постоянно совершенствовать. Его конструкция становится все более многоступенчатой, и все это делает АКПП более требовательным и уязвимым механизмом по сравнению с упрощенной «механикой». Если автоматическую коробку переключения передач правильно, согласно рекомендациям производителя, эксплуатировать, то она способна служить без проблем десятки лет, и ее ресурс может достигать 200 тыс. км без поломок.

Другое дело, что не всегда водители правильно используют АКПП, пренебрегая важными вещами, и продолжают ездить так, как будто под капотом у них старый добрый механический агрегат. Рассмотрим те способы, которыми быстро и с гарантией можно убить коробку-автомат.

1. Уличные гонки и дрифт

Уличные гонки и дрифт
Нет более верного способа угробить АКПП, чем агрессивная езда в стиле Шумахера. Тем, кто не может удержаться от того, чтобы испытать свой автомобиль на скорость и проходимость, надо помнить, что «автомат» как раз не рассчитан на подобное вождение. Дрифт и стритрейсинг недопустимы на улицах и чреваты штрафами, но опасны еще и выходом из строя автоматической коробки.

Как это делается: азартный гонщик, зажимая тормоз, выжимает одновременно газ до упора, пока тахометр не окажется в красной зоне. Тормоз отпускается, и старт сопровождается пробуксовкой колес, сопровождаемой шлейфом дыма и искр из-под протекторов.

Сложная техника такого смертельного номера не выдерживает: гидротрансформатор на эту нагрузку конструктивно не рассчитан, в большой степени перегревается муфта. Из-за интенсивного перемешивания рабочей жидкости АКПП деградирует, разрушаются все детали из пластмассы. Несколько таких вот стартов, и «автомату» придет окончательный и бесповоротный конец.

Горячие головы могут стартовать в стиле автогонок, но только если автомобиль оснащен специальной роботизированной трансмиссией с пакетом спортивных сцеплений вместо обычного гидротрансформатора.

2. Буксировка автомобиля с АКПП

Буксировка автомобиля с АКПП
Еще один верный способ погубить коробку-автомат – это буксировка на большие расстояния. Такие действия могут вызывать поломки потому, что если машина движется с неработающим двигателем, то масляный насос в АКПП работать не будет, а ведь он отвечает за поступление смазки к фрикционам. Не получая смазку, коробка перегревается, ее детали быстро приходят в неисправное состояние, и в итоге ее может ожидать плачевный конец.

Чаще всего в инструкции к автомобилю производитель дает допустимые показатели для буксировки – скорее всего, это будет «50 на 50», то есть водитель может буксировать свой автомобиль на расстояние не далее 50 км, со скоростью, не превышающей 50 км/час.

В более новых моделях правило еще жестче – допускается буксировка «30 на 30», а некоторые производители и вовсе накладывают запрет буксировать машину, можно только затащить ее на эвакуатор. В любом случае стоит учитывать, что буксировка вредна автоматической коробке передач и резко сокращает ее ресурс.

3. Буксировка на тросе другого автомобиля

Буксировка на тросе другого автомобиля
Помогать собратьям, попавшим в беду – святое дело, но стоит помнить, что подобное может обернуться смертью вашей АКПП. Если нужно вытащить другой автомобиль, застрявший в грязи и снегу, то с этим может справиться лишь мощный внедорожник японского производства – его коробка-автомат рассчитана на большую нагрузку. А вот легковые машины не имеют в арсенале дополнительную систему охлаждения, поэтому 15 минут сильных нагрузок достаточно, чтобы вызвать перегрев АКПП и ее переход в аварийный режим работы.

Несколько таких случаев – и неизбежна поломка фрикционов АКПП и гидроблока. Даже если пришлось буксировать автомобиль до сервиса по хорошей дороге, обращайте внимание на его габариты – он должен быть легче вашего. Кроме того, всеми силами избегайте ударных нагрузок, которые возникают из-за резких рывков.

4. Пробуксовка автомобиля длительное время

Пробуксовка автомобиля длительное время
К перегреву АКПП ведут долгие пробуксовки, особенно если это случается не в единичном случае, а на регулярной основе. А перегрев очень часто может закончиться отказом «автомата» в работе. Неоднократные пробуксовки автомобиля ведут к поломке фрикционов, выходу из строя гидроблока. В результате фрикционы не смогут передать крутящий момент на колеса, и как бы вы ни жали на газ, при работающем двигателе машина будет продолжать оставаться на месте.

5. Недостаток трансмиссионного масла

Недостаток трансмиссионного масла
Еще один путь к «убитой» коробке-автомат – это не следить за уровнем масла. Уж такова конструкция АКПП, что они очень чувствительны к даже небольшому масляному голоду. В тех случаях, если автомобиль пережил ремонт и масло было слито, или масло заменялось в плановом порядке, необходимо проверить, залита ли трансмиссионная жидкость в достаточном объеме.

После того, как масло зальют в сухую коробку, все узлы активно впитают его, и общий уровень будет ниже требуемого. Значит, нужно щупом проверить и долить масло, если его недостаточно.

Недостаток масла может быть и по другой причине – небольшой подтек из самой маленькой трещинки на поддоне масляного картера АКПП может привести к полному вытеканию смазки. Даже если автомобиль просто заедет на крутой склон, этого хватит для отлива трансмиссионного масла, что приведет к недостатку смазки и в конечном итоге – к перегреву коробки.

У внедорожников двигатель расположен продольно и поддон удлиненный – машине достаточно совсем незначительного уклона, чтобы масло перетекло вниз. При этом оголяется отверстие масляного насоса, отбирающего масло, и он начинает работать на холостом ходу, что вызывает перегрев коробки. Со смертью фрикционов автомобиль встает, как вкопанный.

6. Непрогрев автоматической коробки

Непрогрев автоматической коробки
Может иметь неприятные последствия и такая привычка вождения, как начало движения без достаточного прогрева АКПП. Двигатель водители прогревают, но забывают, что и коробка нуждается в этом не меньше. Старт на холодную может привести к тому, что разрушатся сальники и уплотнители в гидроблоке. Необходимо дать немного времени «автомату» для прогрева, помня, что рабочая жидкость в АКПП для нормальной работы должна быть от 50 до 90 градусов С.

Начинайте движение, когда температура будет примерно 20 градусов С. В летнее время достаточно подождать две-три минуты, но первые километры сильно давать газу не нужно, пусть рабочая жидкость прогреется.

7. Злоупотребление режимом N

Злоупотребление режимом N
Некоторые водители переключают рычаг на нейтраль, когда надо и когда не надо, то есть при любой, даже самой недолгой остановке. Они руководствуются тем, что так экономится топливо – двигатель не расходует энергию на смешивание жидкости. К тому же, они надеются продлить ресурс АКПП: коробка не перегревается – гидротрансформатор не передает крутящий момент, и жидкость не греется.

Если это так, то при этом фрикционы получают дополнительную нагрузку, что ведет к их скорому износу. Ведь они должны замыкаться всякий раз после переключения на D после N, и чем чаще они это делают, тем больше изнашиваются. Вот почему не рекомендуется на светофоре переключаться на нейтраль, лучше это делать на более долгих остановках – глухой затор или железнодорожный переезд.

Также не рекомендуется переходить на N при движении, при этом коробка-автомат несет повышенную нагрузку из-за выбора передач.

8. Парковка в режиме P

Парковка в режиме P
Многие водители паркуются неправильно, чем постепенно убивают коробку-автомат. Они останавливают машину, переключаются в режим паркинга и отпускают тормозную педаль. За остановку в этом случае отвечает небольшой штифт, который застопоривает шестеренку на валу АКПП. Маленькой детали приходится удерживать все транспортное средство, вес которого несколько тонн, и со временем она изнашивается, вследствие чего проскальзывает.

Из-за нагрузок тросик привода управления АКПП деформируется, далее происходят перебои в электрике, что может выражаться в отказе стартера, или не будут включаться задние фонари, а селектор невозможно будет перевести в режим D.

Поэтому будет правильным на стоянке ставить машину на ручной тормоз. Продолжая нажимать на педаль тормоза, поставить селектор на нейтраль. После чего включить ручной тормоз, затем педаль тормоза можно отпустить. И теперь переключаться в режим паркинга, машина при этом будет удерживаться ручником.

Особенно важно парковаться таким образом, если остановка происходит на уклоне. Для удерживания машины на уклоне режим P не предназначен, в этом случае важно применять систему торможения. Ставя на ручник, вы продлеваете жизнь АКПП и не допускаете ее преждевременного износа.

9. Загрязненный радиатор охлаждения АКПП

Загрязненный радиатор охлаждения АКПП
Он есть не на всех автомобилях, но там, где присутствует, требует регулярной очистки. Располагается дополнительный радиатор в нижней части моторного отсека, и многие водители даже не догадываются, где он находится и зачем его очищать.

Если радиатор охлаждения не беспокоить, то через какое-то время он будет полностью забит песком и грязью, и коробка не сможет работать на предельных режимах. Чистить рекомендуется один раз в три года при техобслуживании автомобиля. Если установлена защита моторного отсека, то это тоже негативно сказывается на доступе воздуха к радиатору АКПП и ведет к перегреву.

10. Перевод из R в положение D на ходу

Перевод из R в положение D на ходу
Еще одна плохая привычка, избавление от которой может уберечь коробку-автомат от преждевременной кончины. Речь идет о тех водителях, которые переводят селектор из положения R в D, а также в обратное положение, пока автомобиль еще не полностью остановился. Если практиковать такие действия, то могут быть повреждены зубчатые колеса и фрикционы коробки, что быстро выведет из строя работоспособную АКПП.

Заключение

Как видим, все эти рекомендации не относятся к категории особо сложных и невыполнимых. Но если им следовать, то ваша коробка-автомат проживет долгую и полноценную жизнь. Вам не придется менять ее или подвергать дорогостоящему ремонту, а то и избавляться от автомобиля в целом. Все агрегаты, которые устанавливаются в автомобиль, не вечны, но пусть они служат подольше и ломаются поменьше.

Видео о неисправностях АКПП:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button