Гараж или навес – где лучше оставлять автомобиль в частном доме
Особенности, достоинства и недостатки гаража и навеса. Что предпочесть в разных ситуациях — гараж возле дома или навес, и от чего зависит этот выбор?
Многие горожане покупают или строят частные дома, переселяясь из каменных джунглей в собственную усадьбу. Частный дом с участком – это возможность не только чувствовать себя привольно, но и иметь в непосредственной близости собственную парковку для автомобиля – площадку с навесом или просторный гараж.
Иногда владельцы машины не могут для себя решить, что строить на участке – теплый гараж или легкий навес, потому что у каждого варианта есть как плюсы, так и минусы. Рассмотрим те и другие, чтобы решить, что выбрать для стоянки автомобиля в частном домовладении с приусадебным участком.
Гараж и навес – плюсы и минусы
Сейчас гараж есть далеко не у каждого владельца машины, и в основном транспортные средства ночуют на ближайших парковках или прямо под собственным подъездом. Владельцы не видят в этом ничего особенного – машина всегда под присмотром, в шаговой доступности, а холодное время и дожди она вполне может пережить.
С другой стороны – гараж строение капитальное, его покупка или возведение стоит немалых денег. Временные железные гаражи дешевле, но приобретать их нет смысла, они сносятся при строительстве новых дорог без компенсации. Получается, что гараж совсем не обязателен, тем более, что в недалеком будущем гаражи вообще исчезнут, а автомобилям будут предоставляться места в подземных многоуровневых паркингах жилых домов и торговых центров.
Другое дело, если в собственности находится дом и просторный участок, где есть возможность построить гараж. Для многих людей это не просто место для стоянки машины, но и уголок для чисто мужских занятий – ремонта авто, столярных или слесарных работ, обслуживания садовой или другой техники. Этот момент тоже нужно учитывать, принимая решение, что выбрать – капитальную постройку на участке или легкий навес.
В идеале, гараж лучше проектировать еще на стадии строительства дома, чтобы обе постройки гармонировали и были выполнены в одном архитектурном стиле. На этом же этапе проводят различные коммуникации в гараж – освещение, отопление, водопровод, устраивают вентиляцию.
Можно сделать гараж как пристройку к основному дому, а можно соорудить его стоящим отдельно. Проектируя дом, стоит подумать и о том, сколько машин в семье, и исходя из этого, гараж может быть рассчитан на одно машинное место, два или более. Внутри гаража оставляется пространство для организации мастерской, для хранения шин или другой домашней техники – велосипедов, газонокосилки и прочего.
Часто возникает вопрос о том, каким должен быть гараж – отапливаемым или холодным? Это зависит от климатических условий – там, где зимы морозные и долгие, целесообразно утеплить гараж, для чего рассчитать мощность отопительного котла. Этой мощности должно хватить и на площадь дома, и на гараж.
Стоит иметь в виду, что, по опыту автовладельцев, в теплом гараже часто возникает такое явление, как конденсат. При долгой стоянке автомобиля конденсат может запустить процесс разрушения кузова и днища. Во время постройки гаража обязательно устраивается водоотводная система, чтобы удалять воду после таяния снега, который автомобиль занесет в гараж.
К преимуществам гаража можно отнести:
- Лучшая защита автомобиля от воздействия погодных условий: мороза, снегопада и дождя, палящего солнца.
- Есть возможность самостоятельно провести ремонт машины доступными средствами, поменять колеса, залить жидкости. Иногда в гараже устраивается смотровая яма, тогда можно самому произвести осмотр узлов автомобиля, определить неисправность и при необходимости отремонтировать.
- Транспортное средство надежно укрыто от возможных злоумышленников, которые могут «положить глаз» на дорогой автомобиль.
- В помещении гаража достаточно места для хранения всевозможных полезных вещей – комплекта шин, инструментов, запасных частей для машины, запасов топлива и прочего.
- Зимой не нужно прогревать двигатель перед поездкой – машина заводится легко, и выезд из гаража не задерживается.
- Если есть вход в гараж прямо из дома, то в этом дополнительный бонус – очень удобно попасть к машине в ненастную погоду.
- Гараж можно использовать еще и как мастерскую для различных работ, если владелец любит делать что-то своими руками.
Гараж имеет и свои недостатки:
- Это капитальное строение, для возведения которого потребуется фундамент, строительные материалы, собственный проект. Все это делает гараж довольно дорогой и трудозатратной постройкой. В дальнейшем придется выделять средства на поддержание хорошего состояния и содержание гаража.
- Под гараж придется выделить часть земли, соответственно уменьшив площадь участка.
- Если вентиляция плохо устроена, то таяние льда и снега, которые налипли на кузов машины, вызывает коррозию, а также может возникать конденсат – влага на поверхности частей и деталей. Это быстро приводит к износу кузова автомобиля.
- Дополнительные расходы на коммунальные нужды – придется оплачивать электроэнергию, отопление, водоснабжение, что приведет к росту платежей по счетам.
Альтернатива гаражу – навес
Собственники частных домовладений иногда идут по другому пути, и вместо гаража – основательной постройки на своем участке, возводят легкую конструкцию, где удобно оставлять автомобиль.
Навес монтируется гораздо проще – требуется всего лишь установить опорные столбы, а сверху легкую крышу с небольшим наклоном или двускатную, возможно, арочную. Фундамент и стены для навеса не нужны. С боков навес чаще всего бывает открыт, но иногда боковые части обшиваются, чтобы оградить автомобиль от наносов снега, пыли, потоков дождя, а летом – от попадания солнечных лучей.
Навес сооружается внутри огражденной территории двора, чтобы доступ к автомобилю был невозможен посторонним. Владельцу, наоборот, доступ к машине облегчен – ему не нужно несколько раз в день открывать и закрывать гаражные ворота для неоднократных поездок, совершаемых в течение дня. Гораздо удобнее подходить к автомобилю, стоящему под навесом, чем заходить в гараж.
Сооружают навес в виде каркасной конструкции, материалом для которой служит металл или дерево. Он может как стоять обособленно, так и крепиться к фасаду дома. Опорами служат стойки из прямоугольного профиля.
Крыша навеса представляет собой экран от прямых солнечных лучей, предотвращая выцветание лакокрасочного покрытия. Ее делают из поликарбоната или профнастила, используют металлочерепицу или другие виды черепицы – битумную или композитную. Крышу всегда нужно делать с уклоном, чтобы скопившийся зимой снег своим весом не повредил конструкцию, и все вместе не упало бы на автомобиль.
Преимущества навеса:
- Навес можно разместить в любом месте приусадебного участка благодаря легкости возведения этой конструкции. Постройка не будет загромождать пространство, визуально она смотрится легкой и воздушной.
- Возведение навеса менее затратно и производится всего за два-три дня, не требует обслуживания и подведения коммуникаций, следовательно, навес более экономичен для владельца.
- Навес можно при желании демонтировать и переместить в другое место, а также легко его расширить, удлинить, если нужно будет поставить еще один автомобиль.
- Машина надежно защищена от лучей солнца и осадков.
- Автомобиль стоит на открытом пространстве и со всех сторон доступен потокам воздуха, благодаря чему не образуется конденсат, вызывающий коррозию кузова.
- Благодаря более удобному доступу к машине, ее подготовка к выезду может занимать минимум времени. Этим обеспечивается быстрая посадка или высадка пассажиров и погрузка багажа.
- Навес может быть использован не только для стоянки машины, но и в качестве беседки – как площадка для барбекю или летнего отдыха.
Есть у навеса и недостатки:
- Отсутствие стен может привести к тому, что снег или ливень, падающие в косом направлении, сильный боковой ветер будут оказывать негативное воздействие на автомобиль.
- Транспортное средство открыто для обзора, что может привести к попытке хищения. Особенно если автомобиль новый и принадлежит премиум-классу. В целях безопасности навес устанавливать лучше или на огражденном забором участке, или на охраняемой территории.
- В холодное время машину нужно будет прогревать, что увеличит время выезда.
- Ремонт самостоятельно сделать будет нельзя, поскольку владельцу негде хранить инструменты. Чтобы проводить с автомобилем ремонтные работы, ему нужно будет ехать на СТО.
- В летнее время машина будет покрываться пылью, что потребует дополнительной мойки.
Так что же выбрать?
Как видно, и гараж, и навес имеют свои плюсы и свои минусы. Если место проживания – северные регионы, естественным будет наличие теплого гаража. Наоборот, на юге, где зимы почти нет, или даже в районах с умеренным климатом достаточно легкого надежного навеса.
Самым оптимальным решением является реализация обоих проектов, если это позволяет сделать финансовое состояние и наличие достаточного места на участке. То есть, зимние месяцы машина может проводить в гараже, а на лето ее можно ставить под навес.
Имеет значение и то, на какой срок оставляется автомобиль. Если в частном доме проживание на постоянной основе, то разумнее построить гараж, совместив его по функциям с мастерской и складом. Но если в загородный домик хозяева выбираются на отдых нечасто, то и особой потребности в капитальном гараже нет, и можно прекрасно обойтись навесом.
Заключение
Гараж нужен, если вы живете там, где бывают долгие зимы с сильными морозами. Если имеется достаточно места на участке для постройки гаража, или если машина периодически ставится на длительную стоянку.
Навес предпочтительнее там, где теплый климат, или площадь участка не позволяет соорудить капитальное строение. Также навес пригодится тем, кто не ставит машину надолго на прикол, а постоянно ездит на ней, при этом обслуживание ее предпочитает проводить в сервисном центре.
И самое идеальное сочетание – капитальный гараж с качественной вентиляцией плюс каркасный навес. Их совместное использование обеспечит все потребности автомобиля и его владельца как в зимнее, так и в летнее время.