Советы автомобилистам

Почему замерзает аккумулятор в автомобиле и что с этим делать

Причины замерзания электролита АКБ и способы профилактики, методы спасения замерзшей батареи, ее зарядка. Видео об утеплении аккумулятора зимой.

Почему замерзает аккумулятор в автомобиле и что с этим делать
С фактом замерзания электролита в аккумуляторе многие водители могут столкнуться в зимнее время, ведь живем мы в стране с холодным климатом. Первым признаком этого явления будет неожиданное отсутствие электропитания в бортовой сети однажды морозным утром. Поворот ключа зажигания не вызывает никакой реакции автомобиля, а при осмотре корпуса аккумулятора можно обнаружить, что его бока вздулись. Это означает, что внутри АКБ образовался лед – аккумулятор замерз.

Замерзание происходит при минусовых температурах, а сам аккумулятор при этом выходит из строя.

Какие АКБ больше подвержены замерзанию? Чаще с проблемой сталкиваются автовладельцы, в машины которых установлены обслуживаемые аккумуляторные батареи. Замерзнуть электролит может как в старом аккумуляторе, срок службы которого скоро подойдет к концу, так и в совершенно новом.

Причины замерзания электролита

Причины замерзания электролита
Этими причинами являются глубокий разряд аккумуляторной батареи, при котором падает плотность электролита, плюс простой машины на морозе длительное время.

Что представляет собой электролит? Это растворенная в воде серная кислота. Соотношение в процентах: кислоты – 35%, воды – 65%. Полностью заряженная АКБ может выдерживать температуры до -40 градусов С. Когда аккумулятор постепенно разряжается, кислота переходит в сульфат свинца, оседая на пластинах аккумулятора. Поэтому, когда заряд батареи падает, плотность электролита снижается.

В полностью разряженной батарее плотность составляет 1,11 г/см3. При такой плотности электролит замерзает, когда температура достигает -7 градусов по С. Следовательно, достаточно небольшого морозца, чтобы разряженная полностью батарея замерзла. При этом в полностью заряженной АКБ плотность электролита составляет 1,27 г/см3.

Встречаются аккумуляторы, у которых электролит имеет плотность 1,20-1,22 г/см3 в состоянии полной зарядки. При этом в процессе эксплуатации водителю приходится часто делать короткие пробеги с частыми запусками двигателя.

Зимой включено гораздо больше приборов, чем в теплое время года: работает печка, сиденья и руль с подогревом, навигатор, сигнализация и прочее. Как следствие, батарея разряжается. Если оставить машину на несколько дней стоять на улице даже в легкий мороз, то произойдет замерзание электролита. Ведь при низкой плотности он будет представлять собой почти одну воду, которая внутри батареи превращается в лед.

Если машина работает и регулярно совершает пробеги, то у аккумуляторной батареи не случится глубокого разряда, потому что АКБ получает подзарядку от генератора. Пара дней простоя не будут так уж страшны. Но если в цепи есть утечка тока, а такое возможно при неправильном подключении оборудования – сигнализации, автомагнитолы или видеорегистратора, то всего лишь за одни сутки батарея будет разряжена.

Постояв даже на не самом крепком морозе, разряженная АКБ рискует промерзнуть. Бывает, что водитель оставляет свою машину стоять на холоде месяц или два. В этом случае, даже если электрическая система в порядке и все подключено правильно, аккумулятор все равно разрядится, и риск его замерзания усилится.

Как спасать замерзшую батарею

Как спасать замерзшую батарею
Если после попыток запустить двигатель ничего не получается, придется заглянуть под капот, чтобы убедиться в том, что аккумулятор промерз, и нужно попытаться как-то вернуть его к жизни. Визуально промерзание определяется по шубе из инея на корпусе батареи и вздутии пластика – вода внутри превратилась в лед и расширилась, деформируя стенки батареи. АКБ нужно отогреть при комнатной температуре, для чего снимаем ее и относим в теплое помещение – к себе домой.

Батарею нужно поместить в какую-то емкость с тем расчетом, что, если она протечет, то электролит не испортит пол или ковровое покрытие. Если при осмотре не обнаружилось трещин на корпусе, это не значит, что их вообще нет. На батарее могли образоваться микротрещины, которые будут при оттаивании пропускать жидкость, содержащую кислоту, наружу. В случае, если корпус получил повреждения и утратил свою герметичность, с такой батареей лучше всего сразу распрощаться.

Даже если попытаться заклеить или запаять трещины, далеко с такой батареей в дальнейшем не уедешь. Поэтому лучше испорченную АКБ утилизировать и приобрести новую. К тому же, свинцовые пластины внутри, скорее всего, деформировались и потеряли активную массу. Поврежденный сепаратор, который разделяет пластины с разной полярностью, станет причиной короткого замыкания. Не теряйте время и замените аккумулятор, который получил деформацию и целостность корпуса которого нарушена.

Батарея должна полностью разморозиться, а для этого требуется время. Заряжать АКБ, пока внутри находится лед, нельзя, это может вызвать короткое замыкание. Когда аккумулятор нагреется, и температура внутри будет плюсовой, а стенки корпуса приобретут свой первоначальный вид, снова нужно осмотреть батарею, чтобы убедиться, что не пропустили трещинку. Не должно быть потеков или проступившей влаги на корпусе. Протечку электролита можно спутать с выступившим при размораживании конденсатом или попавшей на пластиковые стенки влагой.

Чтобы определить, что на стенках – влага от конденсата или вытекший электролит, используют полоску лакмусовой бумаги в качестве индикатора. При контакте с кислотой лакмус приобретет красный цвет, поэтому, если заметите этот признак, смело выбрасывайте батарею – она протекает и к дальнейшей эксплуатации уже не пригодна.

Зарядка размороженной АКБ

Зарядка размороженной АКБ
Если при осмотре аккумуляторной батареи выяснилось, что повреждений на корпусе и внутри нет, можно приступать к зарядке. На зарядном устройстве выставить показатель, соответствующий одной десятой от номинальной емкости батареи. Срок зарядки – около 10 часов.

Лучше комбинировать силу тока при зарядке. Вначале использовать импульсный высокий ток – АКБ будет заряжаться более эффективно, так как произошла сульфатация пластин. Далее зарядку делать на пониженных токах, а в конце дозарядить низкими прерывающимися токами. Так удается максимально накопить заряд с восстановлением пластин. Правда, для такого способа зарядки потребуется автоматическое зарядное устройство. Если в наличии простое зарядное устройство, то нужно заряжать на пониженных токах длительное время.

Когда АКБ полностью зарядится, следует произвести проверку плотности электролита с помощью ареометра, а также прозрачности электролита, что определяется визуально. В случае, если обнаружится помутнение электролита, то это плохой признак – это означает осыпание пластин. При работе такой батареи возможно замыкание пластин, поэтому остается отнести ее в утилизацию и идти в магазин за новой АКБ.

Чтобы убедиться в том, что батарея точно готова к работе, желательно измерить напряжение на выходах – оно должно быть 12,6 В. Если обнаружится, что мультиметр показывает меньше – например, 10,5 В, то это признак того, что одна из банок не работает. При полностью заряженной батарее каждый ее элемент – банка, имеет напряжение 2,1 В. Измеряя общее напряжение, можно убедиться, все ли банки исправны, или одна или несколько вышли из строя. Ареометром измеряем плотность электролита в каждой из банок. В той банке, которая неисправна, показатель плотности резко отличается от других.

Прошедшая испытание заморозкой и размораживанием аккумуляторная батарея будет иметь плотность электролита 1,27 г/см3, а общее напряжение – от 12,6 до 12,9 В. Если показатели в норме, значит, АКБ успешно отогрета и может быть установлена в автомобиль. Плотность можно немного повысить до показателей от 1,29 до 1,3 г/см3 для более безопасной эксплуатации в зимнее время.

Как предупредить замерзание электролита в АКБ

Как предупредить замерзание электролита в АКБ

  1. Периодически проверяйте аккумулятор в зимний период времени. Чтобы даже в самые крепкие морозы электролит не превратился в кусок льда, стоит поднять плотность, достаточно 1,29 к/см3.
    Нельзя допускать разряда АКБ, который может ускориться в холодное время, когда приходится включать дополнительные приборы – например, обогрев. Зима для аккумулятора – наиболее сложное время, особенно при езде в городе с частыми остановками и стартами. Аккумулятору может не хватать зарядки от автомобильного генератора, поэтому лучше всего время от времени снимать АКБ и заряжать от зарядного устройства.
  2. В северных регионах, где зимой низкие температуры держатся долго, а сами морозы крепче, целесообразно воспользоваться специальным чехлом для батареи, которые бывают даже с подогревом. Эти специально предназначенные для обогревания аккумуляторов термокейсы выступают как дополнительная защита и средство улучшения запуска двигателя после стоянки зимой.
    Если мороз сильный, аккумулятор лучше снять на ночь и занести его домой, где можно поставить на зарядку. Наутро установить его на свое место и тем самым избежать проблем с замерзанием и включением двигателя.
  3. Зимой нужно не допускать сильного разряда АКБ, ведь это становится причиной замерзания электролита. Чтобы не произошло глубокого разряда, тщательно проверить всю электрическую систему автомобиля – нет ли где-то утечки тока.
  4. Иногда приходится оставлять машину на улице в морозы на долгое время. Лучше снять аккумулятор и держать его дома, чтобы он полностью не разрядился и не замерз. С этой же целью можно батарею оставить, но снять минусовую клемму, чтобы разорвать цепь питания и сохранить заряд батареи.
  5. Если нет возможности подзаряжать батарею зимой от зарядного устройства, то нужно периодически совершать поездки на полчаса-час, чтобы дать возможность аккумулятору получить заряд от генератора. В этом случае электролит не будет замерзать, ведь главная причина заморозки – долгие простои с разряженной батареей.

Заключение

Батарея не замерзнет даже в самые лютые морозы, если не оставлять на холоде аккумулятор на целые сутки и дольше. Если не создавать утечек тока в цепи, при которых заряд сядет до нуля, и даже новая АКБ через некоторое время замерзнет при оставлении машины стоять на морозе длительное время.

Перед зарядкой надо обязательно разморозить батарею, растопив весь лед, и никогда не ставить на зарядку еще не оттаявшую и не проверенную на повреждения батарею. При обнаружении повреждений на корпусе или внутри АКБ, ее нужно заменить на новую, а вышедшую из строя утилизовать. Если относиться к батарее внимательно и следовать советам, то можно избежать замерзания электролита зимой и тем самым продлить время работы аккумулятора.

Видео об утеплении аккумулятора зимой:

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button
Adblock
detector