Что нужно знать о зарядке аккумуляторов в доме или квартире
Важные моменты зарядки аккумулятора в доме или квартире: определение разряженности АКБ, опасность домашней зарядки, важные нюансы. Видео о зарядке аккумулятора.
Современный автомобиль позволяет особенно не задумываться о работе аккумулятора. Устройство живет своей жизнью, заряжаясь от генератора автомобиля. Однако, может возникнуть момент, когда водитель столкнется с полностью разряженным аккумулятором, и тогда ему нужно выбрать – или поехать в специализированный сервисный центр и потратить несколько дней на зарядку аккумулятора специалистами, или заняться зарядкой собственными силами. Тогда нужно будет снять батарею с автомобиля и отнести ее домой, где поставить на зарядку. Как сделать это правильно, и не будет ли эта процедура опасной для жизни и здоровья живущих с автовладельцем под одной крышей?
Как определить, что АКБ разряжена
На низкий уровень зарядки автомобильной аккумуляторной батареи может указывать ряд признаков, обнаружив которые, нужно своевременно заняться зарядкой аккумулятора. Тем самым можно избежать полной разрядки и, как следствие, остановки автомобиля в самый неподходящий момент. На то, что аккумулятору требуется подзарядка, указывает следующее:
- Сбои в работе охранной системы, когда вы открываете автомобиль: заедание центрального замка, дверь не открывается. При нажатии кнопки на брелоке явная задержка реагирования звука сигнализации;
- Если вы имеете мощную акустическую систему, то обнаружите, что перестает работать магнитола при остановке двигателя. Это означает, что напряжение в бортовой сети достигает критически низкой отметки;
- Оптика начинает работать неэффективно: тускнеет свет фар, салон освещается менее интенсивно;
- Вы замечаете, что двигатель начинает хуже запускаться: когда включается зажигание, следует «провал», а дальше двигатель работает нормально. Если заряд АКБ сильно упал, вы услышите, что работает стартер, а мотор не вращается;
- Повернув ключ зажигания в замке, вы обнаруживаете, что приборная доска погасла, и мотор не заводится;
- При прогревании двигатель самопроизвольно увеличивает или снижает обороты;
- На приборной панели имеется значок, отражающий значение напряжения батареи в электросети автомобиля. Вы можете отследить снижение напряжения непосредственно на панели.
Необходимо перед наступлением зимнего сезона полностью зарядить аккумулятор, подготовив АКБ к режиму усиленной работы в холодный период года. Морозы способствуют тому, что в батарее замедляются химические реакции, а в моторе масло загустевает. АКБ в холод работает с большей нагрузкой – приходится тратить энергию на обогрев. Это может обернуться тем, что однажды автомобиль просто-напросто не заведется. Поэтому нужно снять и зарядить батарею перед наступлением холодов.
Опасно ли ставить аккумулятор на зарядку в квартире
Есть мнение, что зарядка батареи в домашних условиях – это опасное занятие, которое может привести к взрыву, пожару и травмам. Разберемся, так ли это, или заряжать батарею дома все-таки можно, и это достаточно безопасно.
Чаще всего, автовладельцы приобретают зарядное устройство для восполнения энергии аккумуляторной батареи своего автомобиля. Среди множества разновидностей выделяются автоматические ЗУ, которые можно не контролировать, выставив режим для зарядки – нормальный, медленный или ускоренный. Другие разновидности зарядных устройств более ранних поколений снабжены экраном с амперметром и вольтметром и тоже обладают выбором режима.
Если у владельца автомобиля имеется именно такая зарядка старого образца, то нужно заострить внимание на правильном выставлении параметров зарядки и время от времени контролировать ее ход, чтобы не произошло закипание электролита в батарее.
В чем опасность зарядки АКБ дома
Взрыв аккумулятора
При зарядке свинцово-кислотные аккумуляторные батареи могут взрываться. Эта опасность реально существует, так как в АКБ залит электролит, представляющий собой смесь серной кислоты и дистиллированной воды. Когда батарея уже зарядилась, но заряд продолжает поступать из-за того, что вовремя не отключили зарядное устройство, эта смесь начинает закипать в батарее.
В процессе реакции интенсивно выделяются кислород и водород – «гремучий газ», который способен взорваться при попадании малейшей искры или находясь вблизи источника открытого огня. Чтобы не произошло взрыва АКБ, нельзя допускать закипания электролита – надо быть рядом и постоянно отслеживать, как идет зарядка.
Выделение вредных веществ
В процессе зарядки батареи идут сложны химические процессы с выделением диоксида серы или сернистого газа и других вредных веществ. У человека, надышавшегося диоксидом серы, начинают проявляться признаки отравления в виде головокружения, тошноты, слабости. Газ может оседать и накапливаться на поверхностях мебели и стен квартиры. Поэтому в дальнейшем он может действовать как отравляющее вещество на всех, кто живет в этом помещении.
Особенно негативное воздействие яд оказывает на маленьких детей. Вот почему нельзя заряжать батарею там, где находятся дети. В случае первых признаков отравления необходимо покинуть помещение, где стоит аккумуляторная батарея в процессе зарядки.
Ожоги серной кислотой
Кислота входит в состав электролита, поэтому при выплескивании из банок и попадании на кожу рук или лица она вызывает сильные химические ожоги. Особенно опасно попадание брызг серной кислоты в глаза, что может вызвать серьезные осложнения со зрением. Кроме того, закипание электролита и расплескивание могут повредить вещи в квартире, которые находятся в непосредственной близости от заряжаемой батареи – ковер, мебель, шторы. Эта опасность относится к обслуживаемому аккумулятору.
Для зарядки аккумулятора дома без травм и несчастных случаев нужно соблюдать меры предосторожности. Прежде всего – тщательно изучить инструкцию к ЗУ и действовать так, как она рекомендует. К основным правилам предосторожности относятся:
- Хорошая вентиляция. Ставьте батарею на зарядку в том помещении, где работает вытяжка – в кухне, или туда, где есть вентиляционные ходы – в ванной комнате. Не стоит помещать батарею в жилых комнатах. Многие ставят на зарядку батарею на балконе или в прихожей, где меньше всего присутствуют люди, есть больше открытого пространства и свежего воздуха;
- Избегайте источников искры или огня. Это может быть кухонная газовая или электрическая плита, включенные нагревательные приборы, домашнее электрооборудование, открытая неизолированная проводка. Не допускается курить или чиркать спичкой или зажигалкой рядом с батареей;
- Следите за процессом зарядки, не допуская всплывания пузырьков в электролите. Перезаряд и закипание могут сопровождаться выбросом газа и воспламенением;
- Подберите необходимый режим зарядки, оценив уровень разряда вашей батареи.
Подготовка места зарядки и порядок действий
Чтобы как можно больше обезопасить процесс зарядки, который может стать непредсказуемым, само место нужно подготовить. Пусть это будет ровный пол, куда вы положите подложку из дерева – доску или поддон, чтобы электролит не растекся по полу. Не допускайте в это помещение детей и других членов семьи на время зарядки.
Выставляйте режим на зарядном устройстве «нормальный» или «медленный» в зависимости от того, насколько батарея разряжена, и сколько времени у вас есть для ожидания. Дальнейшие действия производим согласно алгоритму:
- снять батарею с автомобиля, при этом соблюдать последовательность снятия клемм;
придерживая дно батареи, чтобы не протек электролит, заносим ее домой; - открутить пробки и долить до нужного уровня электролит: зарядка батареи с оголенными пластинами запрещена;
- подключив ЗУ, регулярно проверять уровень заряда;
- пробки на батарее приоткрыть, чтобы давление не повысилось из-за выхода газа.
Зарядка обслуживаемых и необслуживаемых АКБ
Современные автомобильные аккумуляторы в подавляющем большинстве – это необслуживаемые батареи, в которых электролит герметически закрыт внутри. Таким батареям не страшен перезаряд, так как электролит, испаряясь, осядет на стенках внутри батареи, а затем вернется в свое обычное жидкое состояние.
Необслуживаемые батареи можно безбоязненно заряжать дома. Но давать излишнюю перезарядку им тоже не нужно: если электролит будет долго кипеть, то через клапан газ выбросится наружу. Наиболее безопасными батареями считаются AGM, где электролит находится надежно запертым в стеклянных матах, и GEL, где электролит в состоянии геля. Эти технологии предусматривают, что кипение и испарение невозможны в АКБ этого типа, поэтому их можно, не опасаясь проблем, заряжать дома.
Обслуживаемые аккумуляторы требуют большой осторожности. Прежде чем их заряжать, нужно отвернуть пробки банок для заливания кислоты, чтобы обеспечить образующемуся газу свободный выход. Одновременно необходимо проверить уровень электролита и долить дистиллированную воду, если он оказался ниже нормы.
Обслуживаемые АКБ необходимо заряжать с соблюдением всех требований безопасности – держать подальше от источников тепла и открытого огня, не перезаряжать до появления пузырьков на поверхности, наблюдать процесс и проводить зарядку в помещении с хорошей вентиляцией.
Как подготовить батарею к зарядке
Прежде всего – снять АКБ с автомобиля, отсоединив клеммы. Если причина разрядки – долгое стояние автомобиля на холоде, то батарею сначала заносят в теплое помещение и дают ей отогреться несколько часов. Проверить уровень электролита в АКБ, и если он низкий, то долить его. Почистить аккумулятор от загрязнения и подтеков кислоты, используя тряпку, смоченную в растворе соды.
Отсоединить аккумулятор тоже нужно правильно. Первой снять необходимо минусовую клемму, и лишь после нее плюсовую. Так как минусовая подключена к корпусу автомобиля или деталям из металла, а плюсовая – к таким элементам сети, как генератор, стартер, зажигание и другим потребителям электроэнергии, то это делается в целях безопасности.
Если вы вначале обесточите плюс, то при снятии минуса можно коснуться металлическим ключом двигателя, и произойдет замыкание электрической сети с выводом из строя электрооборудования, проводка сгорит, а вы получите удар током. После зарядки при установлении батареи на место процесс должен идти в обратном порядке – вначале устанавливают плюсовую клемму, затем минусовую.
Безопасная зарядка аккумулятора
Принеся батарею домой и выбрав место для ее зарядки, производим следующий этап – подключаем ее к источнику питания для восполнения энергии.
Выполнять это надо в следующем порядке: сначала подсоединяем ЗУ к клеммам батареи, после чего ЗУ подключаем к электропитанию, включив в розетку. Соблюдаем полярность – плюс АКБ подключается к плюсу ЗУ, минус – к минусу. Отключая от зарядки, идем в обратном порядке: сначала выключаем зарядку из розетки, затем снимаем клеммы с АКБ.
Какую силу тока выставлять при зарядке
На зарядном устройстве необходимо выставить количество тока, при котором будет идти зарядка. Лучше, если для зарядки будет выбрана минимальная сила тока, при которой электролит не будет закипать и не произойдет сульфатация свинцовых пластин. В конечном счете это продлит ресурс батареи.
Если на зарядке полностью разряженная кислотная батарея WET емкостью 50 А/ч, то силу пускового тока следует выбрать не выше 5 А, при этом зарядится она примерно за 12 часов.
При разрядке на 50% силу тока выставляют 2,5 А, время до полной зарядки составит 10 часов.
Если необходимо восстановить емкость аккумуляторной батареи быстро, то используется функция быстрого заряда, которая дает возможность зарядить АКБ за 2-4 часа, однако при этом ресурс батареи снижается. Этой функцией рекомендуют пользоваться не более одного раза за год.
Для зарядки необслуживаемых GEL и AGM аккумуляторов силу тока ставят не выше 25% от емкости.
По общему правилу, силу тока рассчитывают при зарядке как одну десятую от емкости батареи. Значение напряжения – 14-16 В. Оптимально для современных АКБ и AGM – 14,4 В. Насколько батарея разряжена, показывает высота напряжения:
- при напряжении 12,7 В батарея заряжена на 100%;
- при напряжении 12,2 В батарея разряжена на 50%;
- при напряжении 11,7 В и ниже батарея разряжена на 100%.
Когда ток выставлен, нужно регулярно подходить к ЗУ и наблюдать за движением стрелки амперметра, которая должна двигаться к нулевой отметке. Температуру нагрева электролита также нужно отслеживать. Если он нагрелся до +40 С, силу тока нужно понизить в два раза.
Если в течение двух часов показатели напряжения тока батареи и плотности электролита остались без изменений, то аккумуляторную батарею можно считать заряженной. На зарядку может уйти 10-12 часов. Если электролит начал закипать – появились пузырьки газа, а поступающий ток снижен до 1-1,7 А – это признаки того, что АКБ полностью заряжена.
По окончании полной зарядки батарею отключают – из розетки вынимают ЗУ, снимают клеммы. Через 20 минут нужно проверить уровень электролита и его плотность, после чего закрутить пробки банок. Аккумулятору дают постоять не меньше шести часов, затем его устанавливают на автомобиль и проверяют, запустив двигатель.
В заряженном состоянии можно оставить батарею на хранение, следя, чтобы температура не превышала 20С. Разряженную батарею хранить нельзя – она потеряет работоспособность. При правильном обслуживании батареи, недопущении глубокого разряда и своевременной зарядке с использованием ЗУ, кислотный аккумулятор способен прослужить исправно от трех до семи лет.
Заключение
Выполнить зарядку аккумулятора дома или в своей квартире под силу каждому автовладельцу. Для этого достаточно иметь зарядное устройство, знать основные правила обслуживания АКБ, снятия и подключения к автомобилю. При проведении зарядки важно соблюдать безопасность процесса, обеспечить хорошо проветриваемое помещение для этой процедуры, не оставлять батарею без присмотра.
В случае соблюдения всех мер аккумуляторная батарея прослужит долго, а владельцу не придется обращаться в техобслуживание и ждать, пока аккумулятор будет находиться на зарядке.
Видео о зарядке аккумулятора: