Как устранить неполадки в системе рулевого управления и подвески
Статья о том, как устранять неполадки в системе РУ и подвески. Важные рекомендации. В конце статьи — видео о диагностике передней подвески автомобиля.Статья о том, как устранять неполадки в системе РУ и подвески. Важные рекомендации. В конце статьи — видео о диагностике передней подвески автомобиля.
Содержание статьи:
- Можно ли самостоятельно диагностировать и исправить неполадки
- Рулевое управление — назначение и конструкция
- Подвеска автомобиля
- Наиболее распространенные проблемы РУ и подвески, их выявление и устранение
- Признаки неисправностей
- Видео о диагностике передней подвески автомобиля
Особенность рулевого управления и подвески состоит в том, что при выходе из строя некоторых деталей автомобиль продолжает работать. Часто случается, что водитель даже не замечает, что с машиной что-то не так, пока неисправность не превратиться в основательную поломку, требующую дорогостоящего ремонта.
Можно ли самостоятельно диагностировать и исправить неполадки
Со временем любой механизм изнашивается, даже если эксплуатируется в идеальных условиях. А автомобили ежедневно сталкиваются с ухабами, рытвинами, проходят сотни километров по бездорожью и т.д. И в первую очередь от этого страдает подвеска и рулевое управление.
К признакам неисправности относят:
- посторонние шумы и стуки во время езды;
- снижение чувствительности рулевого колеса;
- вибрация рулевого колеса;
- отдача в руль при езде по неровной дороге;
- машину тянет в сторону.
Если вы заметили что-то подобное во время движения, стоит проверить, все ли в порядке с подвеской. Также существуют приемы, которые позволят даже несведущему в автомобилях человеку определить отклонения от нормы в системе управления и вовремя прибегнуть к помощи специалиста. Достаточно лишь иметь представление об устройстве системы. А подкованный знаниями о механике хозяин сможет без труда устранить возникшую проблему.
Рулевое управление — назначение и конструкция
Рулевое управление служит для передачи сигнала от водителя к системе подвески и колесам. Конструктивные особенности РУ зависят от габаритов, назначения и модели машины, но, тем не менее, конструируются по одному принципу.
Любая система РУ состоит из 4 элементов:
- Рулевое колесо. Служит для передачи команды водителя рулевому механизму через колонку.
- Рулевая колонка. Соединяет рулевое колесо с рулевым механизмом и передает команду от первого второму. Представляет собой вал на шарнирных соединениях. Новые модели машин оснащены складными (снижает уровень травм при столкновении) и регулируемыми по длине рулевыми колонками. Также последние годы колонки оснащаются электроблокировкой, что значительно усложняет процесс угона.
- Рулевой механизм. Представляет собой редуктор, передающий команду водителя рулевому приводу. Бывает нескольких разновидностей, в зависимости от модели и марки авто. В легковых машинах чаще всего встречается реечный вариант.
- Рулевой привод. Исполняет функцию передачи поворотного усилия от рулевого механизма к колесам. Контролирует угол поворота и препятствует изменению направления колес при работе подвески. Конструктивные особенности привода зависят от вида подвески.
Подвеска автомобиля
Автомобильная подвеска (или система подрессоривания) представляет собой соединяюще-направляющий механизм, который обладает амортизирующими свойствами. Основные функции подвески:
- Соединение колес и неразрезных мостов с каркасом автомобиля.
- Обеспечение плавного хода за счет погашения колебаний автомобиля, вызванных неровностью дорожного полотна.
- Изменение направления автомобиля с помощью перемещения двигательных элементов вне зависимости от положения кузова.
Конструкция
Система подвески имеет 6 основных составляющих:
- Упругие элементы. Их задача — принимать и сглаживать колебания от неровностей дорожного полотна: ям, ухабов, лежачих полицейских. К упругим элементам относят пружины, рессоры, пневманические и гидропневманические системы.
- Гасящие элементы. Выполняют амортизирующие функции, то есть сглаживают и распределяют ударные нагрузки на кузов в процессе движения. Могут быть гидравлическими, пневманическими или гидропневманическими.
- Направляющие элементы. К ним относятся поперечные и продольные рычаги. Предназначены для соединения кузовной части автомобиля и колес, а также для перемещения колес относительно кузова и изменения направления.
- Поперечный стабилизатор. Представляет собой металлический стержень, который служит для соединения подвески с кузовной частью, а также для фиксации и повышения поперечной устойчивости и равновесия автомобиля во время движения.
- Поворотные кулаки. Установлены на передней оси и служат для распределения нагрузок по всей подвеске.
- Крепежные детали. Используются для соединения подвески с кузовом и крепления деталей системы подрессоривания между собой. К ним относятся: болты, сайлентблоки, шаровидные шарниры.
Наиболее распространенные проблемы РУ и подвески, их выявление и устранение
Чаще всего водители обращают внимание на состояние автомобиля, когда признаки неисправности налицо — что-то стучит, машину уводит в сторону и трясет даже на минимальных неровностях дорожного покрытия. Прежде чем всерьез заняться починкой или отогнать машину в сервис, стоит проверить, действительно ли все так серьезно.
Неисправность подвески. Ложная тревога
- Шум в процессе движения. В первую очередь следует проверить состояние крепежных деталей. Возможно, машина стучит по причине того, что они плохо зафиксированы. В этом случае достаточно будет зажать покрепче все разболтавшиеся элементы.
- Машину уводит в сторону. Возможные причины:
- неравномерное/низкое давление в шинах — следует проверить колеса с помощью манометра и, если проблема в этом, устранить неполадку;
- неравномерный износ шин. Если при осмотре вы убедились, что резина на колесах изношена не одинаково, следует заменить обе шины на новые.
Серьезные поломки и их устранение
Иногда признаки неисправности ускользают от внимания автовладельца. Происходит это в том случае, если механизм изнашивается постепенно — водитель так же постепенно привыкает к изменениям в работе системы, не обращая внимания на то, что ситуация ухудшается.
Вышел из строя амортизатор
Как определить? Методом раскачивания. То есть, поочередно надавливая на каждый угол кузова. Хорошо раскачав машину, следует посмотреть, как быстро она примет свое обычное положение. Идеально, если сразу же, но одно-два плавных раскачивания по инерции допустимы. Если же автомобиль после того, как вы его отпустили, продолжает качаться, значит, его амортизирующая система вышла из строя.
Визуальные признаки: масляные подтеки на корпусе амортизирующего устройства.
Что делать? Снять старый амортизатор и заменить на новый. Иногда можно ограничиться заменой наиболее изношенных частей. Для того, чтобы снять встроенное в стойку амортизирующее устройство, придется ее разобрать. Извлечение отдельно стоящего устройства не требует разбора подвески.
Следует отметить, что менять амортизаторы необходимо в паре, даже если из строя вышел только один.
Прежде чем установить новое устройство на машину, следует произвести его прокачку:
- Установить амортизатор книзу штоком.
- Плавно сжать до упора, зафиксировав в таком положении на несколько секунд.
- Перевернуть устройство и перевести шток в начальное положение.
- Повторить все сначала 4 раза.
- После этого проводится проверка — амортизирующее устройство устанавливается в фиксированном положении штоком вверх, после чего производится интенсивное, но равномерное сжатие.
- Закончив прокачку, ни в коем случае нельзя переворачивать устройство книзу штоком.
Теперь амортизатор устанавливается на автомобиль. Все крепежно-резьбовые элементы конструкции зажимаются динамометрическим ключом.
Просевшие пружины
Как определить? Замерить расстояние между колесом и аркой кузова над ним. У легкового не загруженного автомобиля в пространство между шиной и аркой свободно помещается 3-4 пальца, поставленных ребром. Если расстояние уже, причина почти всегда в проседании пружин.
Что делать? Заменить пружины. Следует учесть, что пружины меняются в паре, обе задние и/или обе передние. Также в обязательном порядке необходимо сменить резиновые прокладки, даже если старые еще не износились.
Порядок действий:
- Приобрести съемник для пружин — без него демонтаж детали невозможен. Съемники бывают внешними (подходят для работ с пружинами расположенными в стойке) и внутренними (их лучше выбрать для замены отдельных пружин).
- Съемники устанавливают с двух сторон пружины, которая затем стягивается с их помощью при нагруженной подвеске.
- Затем подвеску необходимо разгрузить, а пружину снять.
- Установить новую, предварительно сжатую пружину. Следует уделить внимание положению концевых витков и съемников, чтобы доступ к последним был открыт.
- После установки пружины следует их проверить, поочередно нажав на кузов с каждой стороны автомобиля — правильно установленная деталь при нажатии не будет скрипеть или стучать.
Неисправность рулевого наконечника
Как определить? Провести внешний осмотр. Для этого машину лучше всего загнать на эстакаду или же прибегнуть к помощи домкрата.
- Осматриваются детали соединения, так как они наиболее уязвимы. При необходимости крепежи следует заменить или исправить недочеты.
- Производится осмотр пыльника — если он поврежден, то на шарнирное соединение рулевого наконечника попадает грязь, что приводит к его быстрому износу.
- Проверяется люфт. Для этого потребуется еще один человек, который будет проворачивать руль вправо-влево. Владелец автомобиля в это время должен наблюдать за поведением рулевых наконечников. Исправный механизм не перемещается по длине оси пальца более чем на 1,5 мм.
К первичным признакам неполадок рулевых наконечников относят:
- стуки и скрипы при движении по неровной поверхности, а также во время торможения и ускорения;
- отдачу в педаль газа;
- возникновение стуков во время поворота.
Что делать? Произвести замену детали. Сам процесс монтажа несложный и его вполне реально произвести самостоятельно, однако по окончании обязательно следует проверить углы установки колес на техстанции.
Процесс замены:
- Нанести на места нарезного соединения проникающую смазку и оставить на непродолжительное время.
- Убрать шплинт, ослабить гайки шарнира.
- Обстучать с помощью молотка место соединения пальца наконечника.
- Произвести отсоединение тяги от поворотного кулака. Затем отвинтить нарезное соединение в районе регулирования угла постановки колес.
- Извлечь рулевой наконечник.
- Почистить от загрязнений место установки и резьбу.
- Произвести установку новой детали — зажать резьбу на тяге, затем сделать запрессовку пальца в поворотный кулак, зажать и законтрить гаечные соединения.
- Проверить, правильно ли был выполнен монтаж — зазоры в соединении должны отсутствовать, во время работы механизм не должен контактировать с кузовом или другими деталями автомобиля.
Признаки неисправностей
Если руль перестает слушаться водителя,то, возможно:
- Понижен уровень жидкости в гидроусилителе. Необходимо залить жидкость до требуемого уровня.
- Пришли в негодность элементы крепления рулевой рейки.
- Система гидроусилителя протекает. Требуется сменить стойку на рулевой рейке.
Руль вибрирует при езде на большой скорости:
- Произошла разбалансировка колес.
- Ослаблены крепления на колесах. Гайки следует подтянуть.
- Повреждены роторы. Требуется заменить.
Неровности дорожного полотна отдают в рулевое колесо:
- Износились амортизаторы. Требуется заменить.
- Износились опоры подшипников или шаровые шарниры. Их также нужно заменить.
Исправить некоторые неполадки и заменить пришедшие в негодность элементы системы вполне возможно самостоятельно, если вас не пугает мысль о ремонте своими руками. Но даже если вы предпочитаете обслуживать «железного друга» на СТО, умение обнаружить неполадку всегда пригодится.