Причины масложора двигателя и как устранить масложор
Почему двигатель «ест» слишком много масла: причины масложора, допустимый расход жидкости, поиск утечки. Видео о причинах жора масла.
В процессе своей работы двигатель автомобиля потребляет не только топливо, но и масло. И если расход бензина считается одним из ключевых показателей для машины, то количеству добавляемой жидкости, смазывающей мотор, редко когда придаётся особое значение. Между тем, лубрикант тоже стоит денег, а его избыточный расход – верный признак неполадок с ДВС. Как же поумерить «аппетит» силового агрегата в этом случае?
Допустимый расход масла
Прежде чем упрекать двигатель в излишнем потреблении масла, следует выяснить, какое же количество этого «продукта» должно входить в рацион исправного силового агрегата. Для большей части ДВС, не заряженных высокой форсировкой, то есть у которых отношение мощности к рабочему объему не превышает 70-75 л. с./л, уровень моторной смазки в картере при нормальной эксплуатации агрегата снижается от верхней до нижней отметки щупа.
Другое дело – высокофорсированные двигатели, но установленные не на спорткарах, а на обычных легковых автомобилях. Для того, чтобы силовые агрегаты такого типа обладали достаточным эксплуатационным ресурсом, в их устройстве особое место уделяется хорошей смазке главных элементов цилиндропоршневой системы, а также их эффективному охлаждению. Отсюда и высокий расход масла.
Режим эксплуатации транспортного средства также оказывает влияние на расход масла. Например, движение в городе с частыми торможениями может быть причиной вытекания смазки по маршруту, указанному направляющими клапанов. При таких условиях езды потребление 1 литра на тысячу км вполне реально. Ну, а для загородной поездки бывает достаточно 0,1 литра или даже меньше на это же расстояние.
Среднеизношенный двигатель в зависимости от типа обычно расходует следующее количество масла на 100 л топлива:
- атмосферный бензиновый: 25-100 мл;
- турбированный бензиновый: 300-500 мл;
- дизельный: 100-300 мл.
Причины масложора
Таким образом, один и тот же двигатель в разных условиях может потреблять разное количество масла. И этот показатель зависит не только от ситуации на дороге, но и от качества самого лубриканта. Бывают разные проявления повышенного расхода моторной смазки:
- расход масла чуть больше обычного, но близкий к нормальному;
- возросшее потребление смазывающей жидкости – до литра на несколько тысяч км;
- длительное потребление двигателем больших объёмов масла;
- резкая смена уровня расхода масла, который непонятно почему то возрастает, то нормализуется.
По сути, масло может «убегать» из двигателя двумя путями: через угар и утечку. Для выявления более точной причины такого поведения моторной жидкости требуется определить величину её расхода и сопоставить полученные данные с другими возможными неполадками, обнаруженными у автомобиля. Повышенное потребление двигателем лубриканта может быть следствием:
- низкого качества смазывающей жидкости;
- высокого износа цилиндропоршневой группы;
- заклинивания маслосъёмных колец;
- неисправности маслосъёмных колпачков;
- неполадок в системе вентиляции корпуса двигателя;
- утекания лубриканта через проёмы;
- попадания моторной жидкости в турбину, а затем – в выхлопной патрубок;
- проникновения смазки двигателя в систему охлаждения.
У дизельных моторов повышенный расход лубриканта может наблюдаться при наличии неисправного цилиндра. Другим признаком поломки служит выходящий из выхлопного патрубка сизый дым с запахом масла и топлива. А её исходная причина в основном кроется в неполадках с топливной системой.
«Масло масляное»
Использование низкокачественного масла приводит не только к повышенному расходу этой жидкости из-за ускоренного испарения с поверхности цилиндров, но и к неприятным последствиям для мотора. Например:
- низкая термодинамическая стойкость масла вызывает увеличение размеров налёта и лаковых наслоений;
- слабые очищающие и разжижающие свойства смазки снижают её эффективность в освобождении соприкасающихся участков от нагара и способствуют износу деталей в результате трения;
- недостаточный уровень щелочных и антикоррозионных способностей масла становится причиной активного окисления элементов двигателя.
Масло низкого качества может попасть в мотор как хорошо замаскированная подделка, представляющая собой то ли коктейль минеральных компонентов без присадок, то ли недорогой продукт под наклейкой от элитного лубриканта. Также вполне приличный состав может просто не подойти к двигателю, условиям и режиму его работы.
Обычно производитель автомобиля оговаривает, какие масла можно заливать в двигатель. Недорогие аналоги брендовых составов к применению допустимы при условии приобретения моторной жидкости у надёжных продавцов или предварительного проведения лабораторных исследований такой продукции.
Износ и закоксовка
Избыточный люфт маслосъёмных колец в поршневом желобе, образовавшийся в результате износа элементов ЦПГ, вполне может стать причиной повышенного потребления масла двигателем. В этом случае цилиндр с поршнем работают подобно объёмному насосу.
Так, при нисходящем и восходящем движении поршня маслосъёмник собирает смазку и направляет её соответственно вниз и вверх, при этом часть лубриканта сгорает вместе с топливом. Ситуация, когда моторная жидкость активно сжигается и не смывает налёт с элементов ЦПГ, обычно приводит к закоксовке колец. В результате чего они прекращают выполнять свою работу:
- компрессионные – обеспечивать требуемый заряд окислителя в камере сгорания;
- маслосъёмные – собирать смазку.
Причём, из этих двух типов колец маслосъёмные наверняка закоксуются раньше, поскольку на них собирается больше «пищи» для налёта. В некоторых случаях происходит и блокировка поршневых сливных каналов. Тогда двигатель вообще начинает потреблять смазывающую жидкость и топливо примерно в равных объёмах.
Очистка от нагара
Если диагностика двигателя выявила его масложор по причине закоксованности поршневых колец, то для преодоления такой неполадки разбирать силовую установку необязательно. В данном случае избавить элементы мотора от налёта можно с помощью специальных препаратов. Их принято разделять на следующие категории:
- жидкие для цилиндров;
- жидкие для масляной системы;
- пенные;
- «народные».
Средств для раскоксовки колец в продаже хватает, но найти среди этого разнообразия универсальный препарат для разных двигателей и масел вряд ли удастся. При незначительном количестве наслоений на элементах двигателя имеет смысл применить жидкий или пенный состав, способный размочить поршневые кольца и освободить прочие детали мотора от загрязнений.
В случае внушительного налёта на кольцах для борьбы с результатами угара моторной смазки очистительное средство направляется в масло, а пенная раскоксовка – прямо в цилиндры. Таким способом, не требующим больших затрат, можно побороть избыточное потребление двигателем лубриканта.
Масло, унесённое ветром
Система вентиляции корпуса двигателя, независимо от разновидности, призвана ограничивать концентрацию просочившихся в картер агрегата продуктов сгорания топлива. Таким образом обеспечиваются:
- защита смазывающей жидкости от окисления;
- поддержание чистоты масла;
- снижение давления в корпусе двигателя, что препятствует утечкам лубриканта через проёмы.
Однако вместе с продуктами горения топлива из корпуса двигателя выводятся и масляные пары, на концентрацию которых влияет температура смазки. В свою очередь, этот параметр зависит от режима работы мотора и эффективности системы охлаждения силового агрегата. Газообразный лубрикант улавливается отбойниками и стекает обратно в картер.
Продолжительное использование загрязнённой смазки, а также значительные вторжения выхлопных газов в корпус двигателя приводят к тому, что на поверхности отбойника понемногу накапливается «коктейль» из недогоревшего топлива, налёта, остатков смазки и прочих отложений. При этом скорость выводимых газов возрастает за счёт уменьшения сечения выпускных проёмов, а степень возврата масла, наоборот, понижается.
Дело в том, что улавливание масла здесь происходит при крутом развороте выводимых газов на острых краях пластин отбойника. А именно на них в первую очередь и оседает налёт.
Загрязнение отбойника в целом препятствует нормальному течению процесса проветривания картера двигателя, тем самым способствуя повышению концентрации там паров от смазки. Как следствие, большее количество газообразного масла вылетает наружу.
Где искать утечку
Неполадки с вентиляцией картера двигателя, кроме всего прочего, приводят к повышению давления в корпусе агрегата и, как следствие, к вытеканию моторной жидкости через имеющиеся проёмы. Это ещё одна причина масложора, и она не связанная с угаром.
Элементами двигателя, наиболее подверженными образованию неплотностей, являются сальники. Эти детали могут пропускать масло в основном из-за:
- низкого качества уплотнителей;
- износа;
- ошибок в монтаже;
- перегрева.
Не исключены также утечки масла через уплотнители при потере последними эксплуатационных свойств, разгерметизации в местах монтажа датчиков, после удара по корпусу двигателя или в результате иных неполадок. Пропускание масла мотором обычно сопровождается повышенным давлением в картере. Исключением из этого правила, пожалуй, являются аналогичные поломки, касающиеся головки блока цилиндров.
Ну а в случае прихода в негодность сальника турбокомпрессора масло, направляемое под давлением для подшипника этого устройства, начнёт поступать в выхлопной патрубок. И там сгорать или просто вылетать наружу.
Запас прочности этой уплотняющей детали турбины зависит от следующих факторов:
- качества сальника;
- режима эксплуатации уплотнителя;
- качества моторной смазки.
Утечка же масла в систему охлаждения двигателя может случиться при повреждении участка прокладки, разделяющего цилиндры мотора и проёмы в трубопроводе, предназначенном для антифриза. Причину такой неполадки следует искать в низком качестве уплотнителя, неправильной его фиксации или нестыковках головки блока цилиндров и самого блока.
Присадки для масла
Причин для масложора у двигателя может найтись предостаточно. Однако специальные присадки в этом случае способны существенно сократить угар смазки. Правда, если моторная жидкость вытекает через трещину в корпусе агрегата, то здесь понадобятся уже другие методы ремонта.
На рынке автохимии представлено немало присадок для масла. А разногласий и споров на тему применения такой продукции и её эффективности, пожалуй, ещё больше. И всё же можно выделить несколько популярных составов, снижающих потребление двигателем смазывающего вещества:
- Hi-Gear OIL Treatment Old Cars & Taxi: пониженное потребление моторной жидкости сохраняется на пробеге до 4 тыс. км;
- Resurs Universal: нормализует компрессию и работу мотора, при этом снижает количество сгораемой смазки;
- Bardahl Turbo Protect: состав, уменьшающий трение и количество налёта на элементах цилиндропоршневой группы;
- Suprotec Универсал 100: снижает угар смазки, расход топлива и шум от работы мотора;
- Liqui Moly Oil Verlust Stop: устраняет утечки масла в уплотнительных элементах.
Какой состав лучше добавить в масло и стоит ли вообще прибегать к таким препаратам, зависит от серьёзности неполадки. И вообще, средства, снижающие расход лубриканта, являются, скорее, временным решением. Если двигатель просит капитального ремонта, то одной лишь присадкой вряд ли что исправить.
Заключение
Распространённый метод борьбы с чрезмерным расходом масла автомобилем – простое доливание может привести к тому, что однажды щуп, вынимаемый из картера двигателя, окажется сухим, а на полу гаража обнаружится лужа из этого вещества. Избежать таких последствий помогут присадки, снимающие закоксованность деталей и снижающие расход лубриканта. Но даже подобные средства будут бессильны, если в корпусе мотора обнаружится пробоина. Не исключён и вариант, когда повышенное потребление смазки является особенностью силовой установки. Причём исправной.
Почему двигатель «ест» слишком много масла: причины масложора, допустимый расход жидкости, поиск утечки. Видео о причинах жора масла.
||list|