Авторемонт

Неисправности подшипников автомобиля – как найти и устранить

Описание и характеристики неисправностей подшипников автомобиля: виды неисправностей, как их найти и устранить. Видео про гул подшипников.

Случается, что во время автопоездки к привычным шумам, исходящим от двигателя и покрышек, добавляются какие-то непрошенные: свисты, гул, скрип. Они раздражают, отвлекают и вообще, портят всё удовольствие от вождения. В таком случае ещё говорят, что в машине «завелись сверчки».

Некоторые водители, спасаясь от этой какофонии, просто включают музыку погромче, но понятно, что данная мера не решает самой проблемы. Обычно источниками подобных звуков являются подшипники, коих в автомобиле предостаточно. И от того, какая часть транспортного средства «поёт мимо нот», будет зависеть способ устранения возникшей неполадки.

Свист из-под капота

Свист из-под капота

Среди наиболее зловещих для водителя звуков наверняка не последнее место занимают постоянные гудение или свист. Если такой шум доносится из подкапотного пространства и даёт о себе знать сразу после того, как машина заведена, то неполадку следует искать прежде всего в подшипнике натяжного колеса ремня газораспределительного механизма. Сначала этот крутящийся элемент просто что-то насвистывает, после громкость возрастает, а в акустическую гамму добавляются звон и дребезжание.

С такой «музыкой» следует срочно менять подшипник. Ведь в случае его заклинивания застопорится и сам ролик, ремень газораспределительного механизма начнёт перепрыгивать через зубцы, что приведёт к сбоям в работе ГРМ и клапанов. Последние не будут своевременно закрываться при движении поршней вверх, что приведёт к столкновениям между этими деталями. В итоге – серьёзный и дорогостоящий ремонт двигателя.

Для более точной самостоятельной диагностики натяжного подшипника ГРМ следует выполнить следующее:

  • выключить двигатель, если он включён;
  • снять ремень газораспределительного механизма;
  • вручную провернуть шкив натяжителя, при этом шум, сопротивление или неравномерность вращения ролика будут признаками износа подшипника.

Обычно подшипник натяжителя обладает запасом хода около 60 тыс. км, и если требуется замена этой детали, то менять следует целый ролик, а заодно и ремень газораспределительного механизма.

Грохот снизу

Грохот снизу

Если посторонний низкочастотный шум раздаётся откуда-то из-под пола машины и только когда она едет, то вполне вероятно, что источником этих звуков служит один из ступичных подшипников. При изменении скорости автомобиля гул может становиться более громким или, напротив, пропадать. Такую неполадку, конечно, следует исправить, но она всё же не так страшна, как приход в негодность натяжного колеса ремня газораспределительного механизма.

Более того, двойной ряд роликов позволяет ступичным подшипникам достойно функционировать даже при небольших деформациях. Но и в этом случае ремонт надолго откладывать не рекомендуется, поскольку при продолжительной поездке велика вероятность разрушения сепаратора, что приведёт к выкатыванию роликов из отсеков. О случившемся могут известить стук и скрежет в колесе.

Если неисправность и дальше оставить без внимания, подшипник разрушается совсем и колесо перекашивается. Соответственно, автомобиль уже не в состоянии будет дальше ехать. Дабы до такого не доводить, вычислять неисправный ступичный подшипник лучше незамедлительно. Это можно сделать самостоятельно, воспользовавшись одним из методов:

  1. При выключенном двигателе выставить коробку передач на нейтраль, вывесить ось автомобиля и покрутить находящиеся на ней колёса. Подозрительный ступичный звук должен автовладельца насторожить. Но здесь важно не перепутать такой шум с шорохом, вызванным трением колодок о тормозной диск, и впопыхах не поменять все четыре подшипника. При отсутствии подъёмника можно воспользоваться домкратом, но тогда придётся возиться с каждым колесом отдельно.
  2. Вывесив ось, пошатать вызывающее подозрение колесо вперёд-назад, исследуя его на наличие люфта, причём не следует путать нестабильное положение подшипников и такое же рулевых наконечников. В первом случае колесо двигается относительно цапфы, во втором же сама цапфа «ходит» по отношению к рулевой тяге, и тогда уже требуют замены наконечники.
  3. После поездки коснуться рукой исследуемого колёсного диска и сравнить его температуру с таковой у другого колеса этой же оси, можно без термометра. Подклинивающий подшипник ступицы нередко сильно нагревается. Но этот метод будет эффективен только при исправной системе тормозов, поскольку причина перегрева может скрываться и в состоянии тормозного суппорта.
  4. И наконец, неисправный ступичный подшипник будет тянуть машину в направлении колеса, сидящего на этой детали. Как и в предыдущем методе, увод машины вбок может быть спровоцирован также некорректной работой суппорта. Или системы ручного тормоза, если дело касается задних колёс.

Меняют подшипники ступиц сразу парами. Причём, если не придавать значения неисправному состоянию этих деталей, то в конечном счёте потребуется ремонт всей подвески, тогда как при своевременном принятии мер достаточно лишь сменить подшипники.

Гудит коробка передач

Гудит коробка передач

Если гул не столь громкий, появляется лишь на одной из ступеней и умолкает при передвижении автомобиля накатом без тяги, то наверняка дело в подшипниках, находящихся в коробке переключения передач. Правда, гудеть похожим образом может и выжимная муфта сцепления.

Подшипники, относящиеся к упомянутым коробке и муфте, довольно надёжны, так что даже будучи повреждёнными, могут ещё долго выполнять свои функции. Однако люфт на валу КПП и его вибрации способны деформировать другие подшипники, относящиеся к трансмиссии. А разрушение узлов выжимной муфты может привести к выходу из строя всего блока сцепления и сделать автомобиль недвижимым.

Регламентное техобслуживание автомобиля редко когда предусматривает замену подшипников трансмиссии. Обычно такой ремонт выполняется в случае их износа или поломки, о чём, помимо необычных звуков, раздающихся из КПП, могут сообщить следующие признаки:

  • скорости на МКПП включаются и выключаются сами по себе;
  • некорректное функционирование или заклинивание сцепления;
  • общее ухудшение работы трансмиссии.

Типы и габариты новых подшипников КПП должны быть такими же, как и у тех, которые были установлены в автомобиль производителем. Выбирать эти устройства рекомендуется по специализированным каталогам или справочникам, где можно найти сведения о разновидностях и обозначениях всех подшипников ремонтируемой коробки, а также возможных вариантах их замены.

Приобретать подшипники можно поштучно, однако иногда целесообразней взять полный набор комплектующих для нужной модели коробки передач. Например, если планируется капитальный ремонт КПП.

Сам процесс замены подшипников коробки передач обычно включает в себя демонтаж и практически полную разборку КПП. Дело непростое, кроме того, предполагающее задействование специальных инструментов – съёмников, так что лучше его доверить мастерам.

Впрочем, иногда для замены подшипника первичного вала достаточно просто снять коробку, не разбирая её. И всё же, производился ли ремонт в автосервисе или автовладельцем самостоятельно, если работы были выполнены качественно и в соответствии с инструкциями, то КПП не только перестанет раздражать водителя, но и сделает автомобиль более управляемым.

Постукивание сцепления

Постукивание сцепления

Признаком некорректной работы подшипника выжимной муфты является характерный стук, издающийся при воздействии на педаль сцепления. Если машина «застучала» в летнюю пору, то это весомый сигнал о неисправности, ну а причиной таких шумов на морозе могут быть естественные изменения габаритов картера подшипника, вызванные низкой температурой за бортом автомобиля.

В зависимости от своего состояния, такой подшипник способен не только стучать, но и гудеть, визжать, а также испускать прочие малоприятные звуки со стороны коробки передач. Однако не стоит приписывать этому агрегату шумы, возникающие при ненажатой педали сцепления. У них скорее всего иной исполнитель – подшипник ведущего вала КПП.

Высокий уровень прочности выжимных подшипников позволяет автовладельцам при обнаружении странного шума в сцеплении какое-то время просто прислушаться к этим звукам. Вместе с тем, продолжительное использование машины с такого рода аномалией чревато серьёзной поломкой трансмиссии автомобиля, и как следствие – дорогостоящим ремонтом.

Сам же подшипник, в зависимости от своей марки, а также модели машины, для которой он предназначен, оценивается в сумму 300-1500 рублей, а то и более. Замена этого агрегата на СТО выльется ещё в 3-7 тыс. руб., но при наличии вдохновения, условий и нужных инструментов можно попробовать провести такой ремонт в своём гараже и неплохо сэкономить на этом.

Последовательность действий при замене выжимного подшипника сцепления приблизительно такова:

  • демонтаж коробки переключения передач;
  • освобождение выжимной муфты от фиксирующего элемента;
  • снятие подшипника с первичного вала;
  • извлечение пружинного крепления;
  • демонтаж подшипника с муфты;
  • монтаж нового выжимного подшипника.

Новоустановленное изделие должно свободно крутиться – даже небольшие шероховатости и люфты нежелательны. Выжимные подшипники способны прослужить до 150 тыс. км пути, однако нередко выходят из строя уже через 50 тыс. км не в последнюю очередь из-за высоких нагрузок на агрегат при временном переводе ведомого диска в свободное плавание. Потому при включённой передаче долго держать педаль сцепления в нажатом состоянии нежелательно.

Свою лепту вносят и прочие ошибки, допускаемые горе-водителями, а также плохое состояние дорог, вызывающее разрушение всей машины и сцепления в том числе. Впрочем, выжимной подшипник – деталь сама по себе надёжная, и ломается он в основном у автоновичков.

Заключение

Игнорировать какие-либо подозрительные шумы в автомобиле не стоит. Наоборот, в случае их появления желательно провести диагностику транспортного средства на станции техобслуживания или в «гаражных» условиях, если таковые позволяют. И чем быстрее будет заменён неисправный подшипник, тем меньше вреда он сможет причинить машине.

Видео про гул подшипников:

Описание и характеристики неисправностей подшипников автомобиля: виды неисправностей, как их найти и устранить. Видео про гул подшипников.

Неисправности подшипников автомобиля – как найти и устранить

||list|

  1. Свист из-под капота
  2. Грохот снизу
  3. Гудит коробка передач
  4. Постукивание сцепления
  5. Видео про гул подшипников

Похожие

Добавить комментарий

Back to top button