Делаем авто диагностику ходовой

Комментарии: 0 | 113

Конструктивно ходовая часть автомобиля представлена четырьмя главными элементами: передняя и задняя подвеска, шины и колеса. Но когда проверяется состояние ходовой, в первую очередь диагностируют состояние подвески и всех ее элементов. Проверка углов развала и схождения колес, осмотр шин, проверка датчиков давления даже на СТО в прайс диагностики ходовой не входит.

Для осмотра подвески механику не требуется никакого оборудования – достаточно иметь подъемник, монтажку, или проще говоря, монтировку и хорошее освещение. Ну и обязательно слесарь должен иметь знания, чтобы определить разрыв сальника, перекос пружины и пр.

Сделать авто диагностику ходовой реально и в гараже, вместо подъемника достаточно иметь удобную смотровую яму и доступ света. Осматривать ходовую необходимо во время каждого ТО. От этого зависит, сколько денег вы потратите на ремонт – копейки, если во время заметите изношенный сайлентблок, или десятки тысяч, если пропустите трещину в амортизаторе.

Подводные камни диагностики на СТО

Подводные камни диагностики на СТО
Подвеска авто не только связывает кузов с дорогой и обеспечивает комфорт водителя и пассажиров, но отвечает за 70 % активной безопасности ТС. От состояния элементов подвески во многом зависит, есть ли у авто «шанс» потерять управление и попасть в аварию.

Сегодня существует три способа провести диагностику ходовой:

  • своими руками, т.е. используя только монтировку, знания и силу рук;
  • компьютерная диагностика;
  • прогон на стенде.

На СТО в 80% случаев водителю предлагают компьютерную диагностику или осмотр на стенде, который в 20% пропускает дефекты частей подвески, приводящие в дальнейшем к значительным тратам. Поэтому, даже если авто премиального класса и имеет тысячи датчиков, необходимо всегда визуально осматривать ходовую.

Компьютерная диагностика ходовой предполагает подключение ЭБУ к ПК механика и проверку сигналов датчиков, которые мониторят все системы автомобиля. Проверка занимает от 15 до 45 минут в зависимости от скорости передачи данных блока управления.

Полученные данные с рабочих датчиков автомобиля мастер сверяет с заводскими и на этой основе делает вывод о состоянии подвески. Если нет никаких симптомов поломки (например, задняя полузависимая подвеска достаточно «молчалива», и о том, что элемент давно нуждается в ремонте, водитель узнает только по потере управляемости), осмотр поводится за дополнительную плату, авто поднимается на подъемник и проверяется с помощью монтажки.

На вибростенде машина переводится в режим скоростного движения и на основе показаний датчиков в режиме реального времени, визуально и на слух оценивается состояние ходовой.

Вибростенды выявляют до 80 % всех текущих неисправностей подвески, но если сравнить показания компьютерной диагностики и проверку на стенде, данные могут значительно различаться. Это происходит потому, что вибростенды имеют не только высокую степень погрешности, но разрабатываются под конкретные марки авто.

Диагностика стендом и на основе показаний датчиков не подходит для автомобилей, чей возраст более 15-20 лет. Здесь необходимо использовать только механику и опыт.

Поэтому насколько технологической ни была бы машина, без визуального осмотра и проверки вручную большинства механизмов не обойтись никак. И опыт механика становится главным показателем качества при диагностике ходовой.

Чтобы не попасть в хрестоматийную ситуацию, когда водитель вынужден проверять подвеску, потому что под днищем авто начало трещать, стучать, отдавать в рулевое колесо и сидение, раз в год делают плановую диагностику ходовой части.

Если на модели используется современная гидроподвеска или сложная многорычажная конструкция, для визуального осмотра лучше пригласить опытного механика. Самостоятельно можно проверить состояние пружин, осмотреть цельность сайленблоков, проверить, нет ли течи.

На большинстве авто установлены подвески МакФерсон для передней оси и полузависимая балка для заднего моста. Разберем подробно, как проводить самостоятельную диагностику по шагам.



Диагностируем МакФерсон

Диагностируем МакФерсон
Конструкция МакФерсон простая, долговечная и надежная, но учитывая условия эксплуатации, в подвеске часто ломаются шаровые опоры и разрушаются сайлентблоки. Если во время заметить дефект, можно ограничиться быстрым и дешевым ремонтом. В большинстве легковых авто МакФерсон устанавливается на переднюю ось.

Перед тем, как машину поставить на подъемник, открывается капот, осматриваются и проверяются зазоры верхних опор. Если зазор достигает 1,5 см, необходимо менять верхние подушки.

Классическая раскачка. Необходимо раскачать авто, сильно надавив на капот. После раскачки авто должно дать инерцию не более 2 раз. Если кузов продолжает качаться, замене подлежат амортизаторы.

Авто поднимается на гидроподъемник, где проводят осмотр амортизаторов – детали должны быть без потеков и следов масла.

Раскачивание колеса вверх/вниз, влево/вправо. При правильно настроенной и целой подвеске водитель не наблюдает люфта и не слышит посторонних звуков. Если, качая колесо влево и вправо, слышен хруст, легкий стук – неисправна рулевая тяга, в 70 % случаев отломан наконечник. Если звуки появляются при раскачивании вверх-вниз, это признак, что значительно износилась шаровая опора.

Шаровые могут быт сломаны, но при раскачке колеса не издавать стуков, люфт при этом также не наблюдается, поэтому опоры проверяются дополнительно монтировкой. Ключ вставляется между кулаком и рычагом, пытаясь прокачать узел, люфт не допускается.

Рекомендуется во время диагностики ходовой проверить рулевую рейку. Механизм не относится к деталям подвески, но проверить стойку удобно, когда машина на подъемнике. Необходимо крепко взяться руками за тягу и попробовать пошатать – не должно быть люфта или стуков.

Диагностика ступичного подшипника

Диагностика ступичного подшипника
Раскрутить колесо вперед и после остановки – назад. Такие манипуляции позволяют с точностью до 95% оценить степень износа ступичного подшипника. Приложить руку к пружине, когда колесо вращается:

  1. Чувствуется вибрация – первая степень износа ступичного, нужна замена.
  2. Пружина не вибрирует – состояние ступичного хорошее.
  3. Колесо раскручено, слышен гул и скрежет – подшипник давно изношен, необходима срочная замена.

Проверка сайлентблоков рычагов. Необходимо подергать элементы вдоль и поперек, в качестве опоры можно использовать подрамник. Люфт может наблюдаться после значительного усилия – резиновые части не могут не деформироваться. В рычаге установлено два сайлентблока, и какой необходимо менять, покажет люфт.

Диагностика стабилизатора поперечной устойчивости

Диагностика стабилизатора поперечной устойчивости
Начинается проверка с осмотра втулок. Монтировку вставляют около втулки между стабилизатором и подрамником и сильно раскачивают. Если втулка изношена, стабилизатор легко в ней движется. Также монтировкой проверяется и состояние болтов крепления. Если есть люфт, меняют резиновые прокладки.

Стойки стабилизаторов считаются частым расходникам. Детали предохраняют стабилизатор и другие элементы подвески от жестких вибраций во время движения. В половине всех ремонтов приходится менять треснувшие стойки. Резиновые части выходят из строя значительно реже.

Кроме своего прямого назначения – обеспечивать подвижное соединение стабилизатора, второе конструктивное предназначение стоек – ломаться. В каждой стойке есть специальное место излома – шейка, которая должна сломаться, если превышена расчетная нагрузка на подвеску.

Во время диагностики передней подвески рекомендуется проверять нижнюю подушку мотора или КПП. Элемент не относится к ходовой, но его удобно осматривать, когда авто на эстакаде. Кроме того, диагностика нижней подушки не требует никаких дополнительных инструментов, а ее разрыв виден сразу.

Авто диагностика задней полунезависимой подвески

Авто диагностика задней полунезависимой подвески
Поскольку для задней оси в полунезависимой подвеске отсутствуют шаровые опоры, диагностика начинается с осмотра ступичных подшипников. Проверка делается вращением колеса, как в случае с подвеской МакФерсон, так же слушается пружина на вибрацию.

Диагностируются амортизаторы, монтировкой проверяются сайлентблоки снизу амортизатора, визуально фиксируется наличие/отсутствие потеков.

Износ или расслоение сайлентблока увидеть достаточно трудно, особенно если нет опыта диагностики. Но износ резиновой части втулок сайлентблоков заметен сразу – резина отслаивается. Если износ значительный, можно невооруженным глазом заметить нарушение в развале схождения колес. Осматриваются пружины, и если детали просели, это хорошо видно.

Прошатать подвеску достаточно просто самостоятельно, но без подъемника это сделать сложно. Заключительным этапом в авто диагностике ходовой считается осмотр колес и шин, проверка угла развала и схождения.

Регулировка схода-развала

Регулировка схода-развала
Провести диагностику развала и схождения колес можно визуально – неисправность заметна сразу по характеру управляемости авто. Но провести самостоятельную регулировку достаточно проблематично.

Для премиальных комплектаций, спорткаров и внедорожников рекомендуется обращаться в сервис. Когда необходимо регулировать сход развала:

  • авто постоянно уводит от прямолинейного курса в сторону;
  • сложно управлять во время маневров;
  • протектор истирается неравномерно.

Неправильное положение колес во время движения прямо влияет на безопасность. Автомобиль может увести в сторону во время скоростного поворота или обгона. Неправильно выставленные углы влияют на работоспособность всей системы подвески, которая начинает испытывать критические нагрузки.

Заключение

К сожалению, большинство водителей обращают внимание на состояние ходовой только после того, как в районе колеса начинает слышаться характерный треск, щелчки, гул подшипников и пр. Это говорит об аварийном состоянии узлов подвески и о том, что плановые ТО проводились раз в три года или не проводились никогда. Диагностика ходовой – важная процедура в обслуживании автомобиля, которую необходимо делать систематически.

Видео про диагностику подвески:

Теги
Авторемонт

Описание работ по авто диагностики ходовой: подводные камни процесса, разные виды диагностики, схода-развал и пр. Фото и видео.

Fastmb.ru - автожурнал
0
Интересные статьи:
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вы случайно не робот? *